Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.11.2006, 07.11.2006 по делу N А19-20912/06-53 Суд частично взыскал с Российской Федерации за счет средств казны РФ убытки, возникшие вследствие предоставления льгот ветеранам по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку если установившим льготы федеральным законом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект РФ или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 ноября 2006 г. Дело N А19-20912/06-53резолютивная часть объявлена7 ноября 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рукавишниковой Е.В.,

при участии в заседании:

от истца: Любочкина А.Н. - представителя по доверенности от 28.12.2005 N 147,
от ответчика: Талаева Д.В. - представителя по доверенности от 31.01.2006 N 13-19/6, удостоверение N 109,

от третьих лиц: Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Курбанова А.В. - представителя по доверенности N 08-35/588 от 30.12.2005, удостоверение N 70; Главного управления социальной защиты населения Иркутской области - не присутствовали; администрации Ангарского муниципального образования -
Григорьевой Д.В. - представителя по доверенности N 08-35/588 от 30.12.2005, удостоверение N 70,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУП “Ангарский электролизный химический комбинат“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, администрация Ангарского муниципального образования) о взыскании 17824 руб. 75 коп.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании 17824 руб. 75 коп. убытков, возникших вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в период с мая по ноябрь 2003 года в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

В судебном заседании истец в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил размер исковых требований до 13651 руб. 74 коп., пояснив, что с учетом справки ГУСЗН Иркутской области от 18.07.2006 за период с мая по ноябрь 2003 года возмещению подлежит сумма 15413 руб. 90 коп.; в связи с оплатой задолженности за предоставленные в мае 2003 года льготы в размере 1762 руб. 16 коп. сумма долга за исковой период составила 13651 руб. 74 коп.

Заявленное уточнение иска принято судом. Исковые требования рассматриваются судом в уточненной редакции.

Истец в судебном заседании поддержал заявленное требование.

Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - исковые требования оспорил по существу; письменного отзыва на иск не представил; в судебном заседании заявил о применении к заявленным требованиям срока исковой давности.

Третье лицо - Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области - в отзыве на иск и в судебном заседании указало, что субсидии, выделенные из областного бюджета в 2003
году местным бюджетам, были перечислены в полном объеме, в том числе г. Ангарску; обязательства Главного финансового управления области по перечислению средств исполнены: целевые субвенции на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрены не были и, соответственно, в бюджет Иркутской области не поступали, в связи с чем компенсация понесенных истцом расходов по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, имеющим на это право в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило; пояснения по иску не представило.

Третье лицо - администрация Ангарского муниципального образования - в отзыве на иск и в судебном заседании указало, что свои обязательства по реализации норм Федерального закона “О ветеранах“ администрация Ангарского муниципального образования исполнила надлежащим образом: перечисленные из областного бюджета муниципальному образованию город Ангарск средства в размере 54636 тыс. руб. в целях исполнения Федерального закона “О ветеранах“ были распределены в полном объеме между предприятиями, предоставляющими льготы ветеранам, в том числе ФГУП “Ангарский электролизный химический комбинат“ в размере 17040,36 руб.; из федерального бюджета средства на финансирование льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ в 2003 году не поступали.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица - Главного управления социальной защиты населения Иркутской области.

Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

ФГУП “Ангарский электролизный химический комбинат“ в период с мая по ноябрь 2003 года при осуществлении своей деятельности во исполнение
Федерального закона “О ветеранах“ предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О ветеранах“, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец требует взыскания убытков в размере 13651 руб. 74 коп.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил:

- договор N 368-0303 о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону “О ветеранах“, от 17.03.2003, заключенный с администрацией Ангарского муниципального образования;

- счета-фактуры;

- акт сверки по состоянию на 30.04.2006, подписанный истцом и Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования, согласно которому размер не возмещенных истцу расходов составляет 17824 руб. 75 коп.;

- расчеты суммы выпадающих доходов;

- сведения о предоставленных льготах за заявленный период - списки лиц-льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, места проживания ветерана; копии удостоверений ветеранов.

Согласно справке Департамента социальной защиты населения в Главном управлении социальной защиты населения Иркутской области по г. Ангарску и Ангарскому району от 18.07.2006, по результатам проведенной проверки списков граждан, имеющих право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, фактическая сумма к возмещению составляет 15413 руб. 90 коп.

Таким образом, размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, подтвержденные надлежащими доказательствами, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, составляет 15413 руб. 90 коп.

Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

В статье 10 Федерального закона “О ветеранах“ государство гарантирует возмещение расходов на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, за счет средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения указанных выше расходов утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“.

В целях реализации на территории Иркутской области положений Федерального закона “О ветеранах“ постановлением губернатора Иркутской области от 14.02.2003 N 66-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году“ предусматривалось осуществление финансирования расходов на жилье и коммунальные услуги за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований.

Объем субсидий, выделяемых из областного бюджета в 2003 году местным бюджетам, утвержден статьей 21 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“. Согласно Приложению N 9 к названному Закону на финансирование Федерального закона “О ветеранах“ предусмотрены средства в размере 484804 тыс. руб., из них муниципальному образованию город Ангарск - 62907 тыс. руб.

Указанные средства были перечислены бюджету города Ангарска в полном объеме и использованы по целевому назначению, что подтверждается Приложением N 8 к Закону Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2003 год“, согласно которому субсидия на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ бюджету муниципального образования город Ангарск исполнена в размере 86,9%, что составляет 54636 тыс. руб. Кроме того, согласно приложению N 1 к письму Главного финансового управления Иркутской области “Об исполнении Федерального закона “О ветеранах“ от 23.12.2004 N 21-24/266, субсидия на реализацию указанного Закона составила 8271 тыс. руб.

Таким образом,
субъект Российской Федерации - Иркутская область - надлежаще выполнил обязательства по перечислению средств на реализацию Федерального закона “О ветеранах“ в 2003 году.

Из положений части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы содержатся и в статьях 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2005. Согласно ч. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. до 01.01.2005) совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируется обеспечение социальной защиты населения. В силу ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 22.06.2006 N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“ соответствующие субвенции субъектам Российской Федерации на возмещение расходов, связанных с предоставлением в 2003 году льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, предусмотрены не были.

Таким образом, обязательства по возмещению расходов, понесенных организациями при реализации льгот ветеранам, должны быть возложены Российскую Федерацию.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на
поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом от 12.01.1995 “О ветеранах“ установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) и жилья в домах независимо от вида жилищного фонда (подпункты “а“, “б“ части 2 статьи 10 названного Закона).

Следуя предписанию закона, истец в период с мая 2003 г. по ноябрь 2003 г. в пределах установленных норм оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральным законом “О ветеранах“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности - три года.

В соответствии с п. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В судебном заседании ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

Статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что течение срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо
узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.

Исковое заявление о взыскании убытков в размере 17824 руб. 75 коп., возникших вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в период с мая по ноябрь 2003 года в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, направлено в Арбитражный суд Иркутской области 07.09.2006.

На основании п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1099, расчетный период для оплаты услуг устанавливается в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца.

Таким образом, истец, предоставивший льготы по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ и не получивший возмещения расходов, должен был узнать о нарушении своего права с момента предоставления услуг и неполучения их оплаты в установленный срок по истечении расчетного месяца.

Срок исковой давности по требованиям, предъявленным к Российской Федерации, возникшим в период с мая по июль (включительно) 2003 года, истек.

В связи с изложенным в части взыскания денежных средств за услуги, оказанные в период с мая по июль года включительно, в размере 3649 руб. 92 коп. суд отказывает.

Исковые требования в части взыскания убытков в размере 10001 руб. 82 коп., возникших вследствие предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ в период с августа по ноябрь 2003 года, заявлены обоснованно и подлежат
удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, исковые требования подлежат удовлетворению в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 10001 руб. 82 коп. В остальной части иска суд отказывает.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем государственная пошлина в размере 566 руб. 97 коп. подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФГУП “Ангарский электролизный химический комбинат“ 10001 руб. 82 коп. убытков.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Возвратить ФГУП “Ангарский электролизный химический комбинат“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 566 руб. 97 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.В.РУКАВИШНИКОВА