Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2006 по делу N А19-18061/06-20 Суд удовлетворил требование налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату налога с продаж и НДФЛ, отказав во взыскании штрафных санкций за неуплату НДС и непредставление декларации по указанному налогу, поскольку заявитель необоснованно отказал налогоплательщику в принятии в состав вычетов, уменьшающих налоговую базу по НДС, суммы налога, уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги), исходя из понесенных расходов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2006 г. по делу N А19-18061/06-20

Резолютивная часть решения объявлена 02.10.2006. Полный текст решения изготовлен 09 октября 2006 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьяновым О.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска

о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 9305582 руб. 50 коп.

при участии в заседании:

от заявителя: Шастина С.В. - представитель по дов. от 28.12.2005, уд. N 044281, Потапенко Н.М. - представитель по дов. от 01.06.2006, уд. N 044025,

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Инспекция ФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска
(далее - Заявитель, налоговый орган, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Ф.И.О. (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 9305582 руб. 50 коп. - налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Представитель Заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в заявлении и пояснениях.

Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, согласно п. 2 ч. 2 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в заседание суда не явился, отзыв не представил.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в отсутствие заинтересованного лица и его представителя.

Исследовав имеющиеся материалы дела, суд установил следующее.

Мартиросян Корюн Вазгенович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 26.04.2002, о чем свидетельствует выписка из ЕГРИП от 15.06.2006 N 596.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.

В ходе выездной проверки налоговым органом установлено неисчисление и неуплата предпринимателем налогов за проверяемый период в размере 4152397 руб. 92 коп., в том числе: налога на доходы физических лиц: за 2003 г. - 42812 руб. 00 коп.; за 2004 г. - 18547 руб. 00 коп.; единого социального налога: за 2003 г. - 29070 руб. 35 коп.; за 2004 г. - 16357 руб. 57 коп.; налога на добавленную стоимость: за 2003 г. - 715523 руб. 00 коп.; за 2004 г. - 3112552 руб. 00 коп.; налога с продаж: за 2003 г. - 214656 руб. 00 коп.; единого налога на вмененный доход за 2003 г. - 2880 руб. 00
коп.

Кроме того, предпринимателем не представлены налоговому органу налоговые декларации, а именно: по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. - 2004 г.; по единому социальному налогу за 2003 г. - 2004 г.; по налогу на добавленную стоимость за 3 - 4 кварталы 2003 г., 1 - 4 кварталы 2004 г.; по налогу с продаж за сентябрь - декабрь 2003 г.

По результатам рассмотрения материалов проверки, налоговой инспекцией составлен Акт от 16.12.2005 N 05-24/118.

В соответствии с п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ, предпринимателем в инспекцию были представлены письменные возражения от 01.02.2006 N 3232 по акту выездной налоговой проверки, которые были рассмотрены налоговым органом в присутствии налогоплательщика. По результатам рассмотрения возражений инспекцией были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, которые были зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 07.11.2005 N 05-24/94.

По результатам рассмотрения материалов проверки и дополнительных мероприятий инспекцией вынесено Решение от 01.06.2006 N 05-12/43 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений предусмотренной:

- п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату сумм налогов в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога, что составляет 787645 руб. 01 коп., в том числе: по единому социальному налогу за 2003 г. - 5814 руб. 07 коп.; по единому социальному налогу за 2004 г. - 3271 руб. 51 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. - 8562 руб. 40 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. - 3709 руб. 40 коп.; по налогу на добавленную стоимость за 2003 г. - 143104 руб. 60 коп.; по налогу
на добавленную стоимость за 2004 г. - 622510 руб. 40 коп.; по налогу с продаж за 2003 г. - 42931 руб. 20 коп.; по единому налогу на вмененный доход за 2003 г. - 672 руб. 00 коп.;

- п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций в виде штрафа в размере 8494292 руб. 64 коп., в том числе: по налогу на доходы физических лиц - 118869 руб. 30 коп.; по единому социальному налогу - 84855 руб. 14 коп.; по налогу на добавленную стоимость - 7700091 руб. 60 коп.; по налогу с продаж - 590476 руб. 60 коп.

Требование от 08.06.2006 N 11843 о добровольной уплате налоговых санкций было направлено ответчику по почте заказным письмом, однако в установленный в требовании срок сумма штрафа налогоплательщиком не уплачена.

Заявитель в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просил взыскать налоговые санкции в размере 9305582 руб. 50 коп., в том числе: за неуплату налога с продаж за сентябрь - декабрь 2003 г. - 42931 руб. 20 коп.; за неуплату налогу на доходы за 2003 г. - 8562 руб. 40 коп.; за неуплату налога на добавленную стоимость за 3 - 4 кварталы 2003 г., 1 - 4 кварталы 2004 г. в сумме 765615 руб. 00 коп.; за непредставление деклараций по налогу с продаж - 590476 руб. 00 коп.; за непредставление деклараций по налогу на добавленную стоимость за 3 - 4 кварталы 2003 г., 1 - 4 кварталы 2004 г. - 7700091 руб. 60 коп.; за непредставление налоговых деклараций по налогу на доходы за 2003 г.
- 2004 г. - 118869 руб. 30 коп.; за непредставление деклараций по единому социальному налогу 17167 руб. 02 коп. в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя налогового органа, суд установил, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично. При этом суд исходил из следующего.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004.

Как видно из материалов дела, ответчиком в течение 2002 г. - 2004 г. осуществлялась деятельность по перевозке пассажиров по маршруту N 52к “м/р Юбилейный - Студгородок - м/р Юбилейный“ в г. Иркутске. Для налоговой проверки, в налоговый орган предпринимателем представлена лицензия регистрационный номер АСС-38-113033 от 23.07.2002 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Иркутской области от 29 сентября 1999 г. N 46-оз “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (с изменениями и дополнениями), для данного вида деятельности предусмотрена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется при оказании автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц, единого социального налога.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Предпринимателем отчетность в налоговый орган представлялась в режиме
уплаты единого налога на вмененный доход на 10 - 15 автотранспортных средств.

В ходе выездной налоговой проверки налоговым органом направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области от 13.04.2005. В соответствии с представленным ответом, установлено, что предпринимателем получена лицензия АСС-38-113033, сроком действия 23.07.02 - 22.07.07. На основании этой лицензией налогоплательщиком в период с 23.07.02 - 29.07.04 получены лицензионные карточки в количестве 73.

В соответствии с п. 7 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402 (с изменениями), одновременно с лицензией на каждое автотранспортное средство выдается лицензионная карточка, которая должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно с п. 8 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2002 г. N 402 (с изменениями) лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок, лицензирующий орган об изменении количества автотранспортных средств, используемых для лицензирования заявленной деятельности.

Требованиями налогового органа от 18.04.2005 N 05-26/31, от 17.10.2005 N 05-26/80, 23.05.2005 N 05-26/13847 предпринимателю, для проверки предлагалось представить документы, подтверждающие осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Указанные в требованиях документы налогоплательщиком не представлены.

Как пояснил ответчик в представленных в налоговый орган объяснительных от 02.06.2005 и от 28.10.2005, на момент проверки в Транспортной инспекции, по просьбе владельцев транспортных средств, на имя предпринимателя были зарегистрированы автомобили, которые ответчиком для осуществления предпринимательской деятельности не использовались.

Согласно направленным инспекцией запросам в налоговые органы о представлении информации по владельцам автомобилей, указанных в объяснительной ответчика установлено, что указанные лица
состоят на учете в качестве физических лиц, плательщиками единого налога на вмененный доход не являются.

Кроме того, ответчик в представленном заявлении от 28.10.2005 пояснил, что по требованию налогового органа N 05-26/80 документы представить не может, поскольку документация по маршрутным такси налогоплательщиком не велась (приложение N 28 к решению).

Учитывая, ответ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области, объяснительные ответчика, представленные в инспекцию, и тот факт, что ответчиком, на неоднократные требования налогового органа, не представлены доказательства осуществления деятельности на автотранспортные средства менее 20 штук, суд полагает, налоговый орган пришел к обоснованному выводу о том, что лицензия и лицензионные карточки выданы именно Мартиросяну К.В., осуществляющему деятельность на автотранспортных средствах более 20 штук.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что так как количество транспортных средств, на которые оформлены лицензионные карточки, превышает 20 машин, налогоплательщик согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ не может уплачивать налог в режиме единого налога на вмененный доход а, должен осуществлять деятельность на общем режиме налогообложения.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно с п. 7 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным
путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Как видно из материалов дела, для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога с продаж расчетным путем налоговым органом направлен запрос в отдел транспорта и связи УКХ ГУЖКХ КГО администрации г. Иркутска о представлении информации по аналогичным маршрутам. Согласно представленной информации направлен запрос в Муниципальное унитарное предприятие “ИРКУТСКАВТОТРАНС“ г. Иркутска о методах расчета доходов расходов связанных с осуществлением перевозок пассажиров.

В связи с тем, что предпринимателем не представлены документы для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а также в связи с отсутствием данных по аналогичным плательщикам, инспекцией произведен расчет доходов, затрат по данным Муниципального унитарного предприятия “ИРКУТСКАВТОТРАНС“.

Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ ответчик является плательщиком налога на доходы физических лиц.

П. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков, указанных в ст. ст. 227 и 228 Налогового кодекса РФ, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по исчислению и уплате налога на доходы физический лиц не
позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как видно из материалов дела, предпринимателем налог на доходы физических лиц за проверяемый период не исчислялся, налоговые декларации за 2003 г. - 2004 г. не представлялись.

В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло.

Согласно данным представленным муниципальным унитарным предприятием “Иркутскавтотранс“ г. Иркутска, плановое задание на смену составляет 2000 руб. для маршрутного транспортного средства типа “Газель“. В автотранспортном средстве “Газель“ количество пассажирских мест - 13, следовательно, на каждое пассажирское место в смену средний доход составит 153,85 руб. (2000 руб. / 13). Следовательно, для транспортных средств КИА-ПРЕДЖИО, ИСТАНА, КИА-БЕСТА, ХУНДАЙ-ГРЕЙС, средний доход в смену составит 1692 руб. (153,85 руб. x 11).

Таким образом, доход индивидуального предпринимателя составил: за сентябрь - декабрь 2003 г. - 3577616 руб., в том числе: сентябрь - 865640 руб., октябрь - 951932 руб., ноябрь - 894404 руб. 00 коп., декабрь - 865640 руб.; январь - декабрь 2004 г. - 15562752 руб., в том числе: январь - 1066988 руб., февраль - 1187280 руб., март - 1393864 руб., апрель - 1542920 руб., май - 1514156 руб., июнь - 1388628 руб., июль - 1388628 руб., август - 1352044 руб., сентябрь - 1260516 руб., октябрь - 1197752 руб., ноябрь - 1134988 руб., декабрь - 1134988 руб.

В соответствии со ст. ст. 221, 252 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму понесенных расходов.

Согласно п. 1 ст. 221 Налогового
кодекса РФ расходы индивидуального предпринимателя, принимаемые к вычету при осуществлении хозяйственной деятельности, определяются им самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 221 Налогового кодекса РФ, при исчислении налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 Налогового кодекса РФ право на получение профессиональных вычетов имеют индивидуальные предприниматели в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом, согласно ст. 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, при условии, что они произведены для деятельности, направленной на получение дохода и при надлежащем оформлении первичных документов.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Для определения материальных затрат при проверке использовались “Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте“ Р3112194-0366-03 “Нормы затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов“, утвержденные Минтрансом РФ от 29.04.2003.

При определении расходов на бензин, моторное масло налоговым органом были применены цены, отраженные в ответе ЗАО “ИРКУТСКНЕФТЕПРОДУКТ“ N ВС-04/04.2-1771 от 05.12.2005 (приложение N 8 к Решению).

Нормы расхода топлива с учетом надбавок:

летнее время - 18,8 x (1 + 0,40) = 18,8 x 1,40 = 26,32 л/100 км.

зимнее время - 18,8 x (1 + 0,22) = 18,8 x 1,22 = 22,94 л/100 км.

В соответствии с представленными предпринимателем табелями рабочего времени (приложение N 9 к Решению), работники отрабатывали по 21 - 20 рабочих дней. Следовательно, максимальное количество рабочих смен - 20 дней x 0,85 = 17 смен.

За период с 01.09.2003 по 31.12.2003 расходы на 1 автотранспортное средство составили: сентябрь 2003 г. - 23189 руб. 49 коп., октябрь 2003 г. - 29641 руб. 54 коп., ноябрь 2003 г. - 30160 руб. 03 коп., декабрь 2003 г. - 130168 руб. 53 коп. (приложение N 10 к Решению). Общая сумма расходов предпринимателя за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь составили 3174394,13 руб.

Налогоплательщиком, в период отчетности по единому налогу на вмененный доход, в 2003 г. начислена заработная плата работникам в размере 66581,71 руб. Данные проверки определены на основании сведений о работниках, представленных индивидуальным предпринимателей в налоговый орган 03.03.2004. Также налогоплательщиком исчислен и оплачен налог за 2003 г.:

- в Пенсионный фонд РФ как работодателя в сумме 9332 руб.

- социальное страхование от несчастных случаев в сумме 475 руб.

- в Пенсионный фонд РФ как индивидуального предпринимателя в сумме 1800 руб.

При исчислении единого налога на вмененный доход за II, III кварталы 2003 г. налогоплательщиком сумма налога уменьшена на страховые взносы в размере 4291 руб., оставшаяся часть уплаченной суммы в размере 6841 руб., что подтверждается квитанциями об оплате, принята к расходам при исчислении налога на доходы физических лиц.

Общая сумма расходов за 2003 г. составила 3248291,13 руб., в том числе: исчисленные расчетным путем материальные затраты - 2656410,93 руб., оплата труда - 402473,3 руб., ЕСН - 115509,9 руб.

За период с 01.01.2004 по 31.12.2004 расчет расходов на 1 автотранспортное средство в 2004 г. составил: январь 31374 руб. 39 коп., февраль - 31374 руб. 39 коп., март - 31374 руб. 38 коп., апрель - 25287 руб. 27 коп., май - 23762 руб. 67, июнь - 23936 руб. 62 коп., июль - 31084 руб. 93 коп., август - 31385 руб. 22 коп., сентябрь - 36064 руб. 63 коп., октябрь - 36409 руб. 15 коп., ноябрь - 36581 руб. 42 коп., декабрь - 36588 руб. 22 коп. (приложение к решению N 12). Общая сумма произведенных предпринимателем расходов, составила в размере 15385312,11 руб.

Налогоплательщиком, в период отчетности по единому налогу на вмененный доход, в 2004 г. начислена заработная плата работникам в размере 30000 руб. Данные проверки определены на основании сведений о работниках, представленных индивидуальным предпринимателей в Инспекцию 03.03.2004. Также налогоплательщиком исчислен и оплачен налог за 2003 г.

- в Пенсионный фонд РФ как работодателя в сумме 4200 руб. (квитанции об оплате, платежные поручения)

- социальное страхование от несчастных случаев в сумме 120 руб. (квитанции об оплате, платежные поручения)

- в Пенсионный фонд РФ как индивидуального предпринимателя в сумме 450 руб. (квитанции об оплате, платежные поручения).

Общая сумма расходов за 2004 г. составила 15420082,11 руб., в том числе исчисленные расчетным путем материальные затраты - 13221970,51 руб., оплата труда - 1680917,9 руб., ЕСН - 482423,7 руб.

Таким образом, налогооблагаемая база для исчисления налога на доходы физических лиц составила: за период с 01.09.2003 по 31.12.2003 - 329324,87 руб. Исходя из расчета: 3577616 руб. (выручка) - 3248291,13 руб. (расходы от осуществления предпринимательской деятельности) = 329324,87 руб.; за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 - 142669,89 руб. исходя из расчет: 15562752 руб. (выручка) - 15420082,11 руб. (расходы от осуществления предпринимательской деятельности) = 142669,89 руб.

Суд полагает, что согласно ст. ст. 225, 227 Налогового кодекса РФ, налоговый орган обоснованно доначислил налогоплательщику налог на доходы физических лиц в сумме 61359 руб. 00 коп., в том числе: за 2003 г. - 42812 руб. 00 коп., за 2004 г. - 18547 руб. 00 коп.

Согласно ст. 235 Налогового кодекса РФ предприниматель является плательщиком единого социального налога.

В соответствии п. 7 ст. 244 Налогового кодекса РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как видно из материалов дела, в нарушение указанной нормы, налоговые декларации по единому социальному налогу за 2003 г. - 2004 г. налогоплательщиком в налоговый орган не представлялись.

Согласно п. 2 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, признаются доходы от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Исходя из установленных выше обстоятельств, налогооблагаемая база для исчисления единого социального налога, по данным проверки, составляет: за период с 01.09.2003 по 31.12.2003 - 329324,87 руб.; за период с 01.01.2004 по 31.12.2004 - 142669,89 руб.

Суд полагает, что в соответствии с п. 3 ст. 241 Налогового кодекса РФ, налоговым органом обоснованно доначислен налогоплательщику единый социальный налог в сумме 45427,92 руб., в том числе: за 2003 г. - 29070,35 руб., за 2004 г. - 16357,57 руб

В соответствии со ст. 348 Налогового кодекса РФ и Закона Иркутской области от 19 октября 1998 г. N 44-оз “О налоге с продаж“ (далее - Закон) на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующих товары (работы, услуги), возложена обязанность плательщиков налога с продаж.

В соответствии со ст. 349 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Налоговая ставка установлена вышеназванным Законом Иркутской области в размере 5%.

В соответствии со ст. 348 Налогового кодекса РФ и Закона налогоплательщики представляют декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как усматривается из материалов дела, налогооблагаемая база для исчисления налога с продаж за 2003 г. определена в соответствии со ст. 31 Налогового кодекса РФ по данным, представленным муниципальным унитарным предприятием “Иркутскавтотранс“ г. Иркутска, в соответствии с которым, плановое задание на смену составляет 2000 руб. для маршрутного такси типа “Газель“. В автотранспортном средстве “Газель“ количество пассажирских мест - 13, следовательно, на каждое пассажирское место в смену средний доход составит 153,85 руб. (2000 руб. / 13).

Таким образом, для транспортных средств КИА-ПРЕДЖИО, ИСТАНА, КИА-БЕСТА, ХУНДАЙ-ГРЕЙС, средний доход в смену составит 1692 руб. (153,85 руб. x 11).

Доход индивидуального предпринимателя за сентябрь - декабрь 2003 г. составил 3577616 руб.

Согласно ст. 351 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с учетом налога на добавленную стоимость и акцизов без включения в нее налога.

Согласно указанной норме, налогооблагаемая база для исчисления налога с продаж за 2003 г. составила 4293139 руб., в связи, с чем суд считает, что налоговым органом обоснованно доначислена налогоплательщику сумма налога с продаж за 2003 г. в размере 214657 руб. 00 коп.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей, в силу п. 4 ст. 23 Налогового кодекса РФ влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Суд полагает, что предприниматель обоснованно привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату налогов в сумме 51493 руб. 60 коп., в том числе: за неуплату налога с продаж за сентябрь - декабрь 2003 г. - 42931 руб. 20 коп. (214656 руб. x 20%); за неуплату налога на доходы за 2003 г. - 8562 руб. 40 коп. (42812 руб. x 0%).

П. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ, предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30%.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что предприниматель обоснованно привлечен к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. - 2004 г.; по единому социальному налогу за 2003 г. - 2004 г.; по налогу с продаж 2003 г.

Однако расчет налоговых санкций произведен Заявителем неверно.

Согласно п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ штрафные санкции за несвоевременное представление декларации начисляются в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня.

Факт непредставления в установленные сроки налоговых деклараций (расчетов) установлен налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки и зафиксирован в акте налоговой проверки от 16.12.2005 N 05-24/118, следовательно, расчет налоговых санкций должен производиться до дня составления указанного акта, т.е. до 16.12.2005, а не на момент вынесения решения о привлечении к ответственности 01.06.2006.

В результате указанной ошибки период просрочки представления налоговых деклараций неправомерно увеличен на шесть месяцев, что повлекло увеличение налоговых санкций.

Так, просрочка представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. составила 180 дней с 01.05.2004 по 01.11.2004 и 14 месяцев (13 полных и 1 неполный (с 01.12.2005 по 16.12.2005)). Соответственно, период просрочки представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. составил 180 дней с 01.05.2005 по 01.11.2005 и 2 месяцев (1 полный и один неполный месяц (с 01.12.2005 по 16.12.2005)); по единому социальному налогу за 2003 г. - 180 дней и 14 месяцев; по единому социальному налогу за 2004 г. - 180 дней и 2 месяца; по налогу с продаж за сентябрь 2003 г. - 180 дней и 20 месяцев; по налогу с продаж за октябрь 2003 г. - 180 дней и 19 месяцев; по налогу с продаж за ноябрь 2003 г. - 180 дней и 18 месяцев; по налогу с продаж за декабрь 2003 г. - 180 дней и 17 месяцев.

Инспекцией в судебное заседание представлен перерасчет размера налоговых санкций по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ по день составления акта выездной налоговой проверки (по 16.12.2005). Представленный расчет судом проверен и является верным.

Таким образом, всего подлежит взысканию сумма налоговых санкций по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ в размере 598428 руб. 59 коп., в том числе: по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. - 72780 руб. 40 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. - 9273 руб. 50 коп.; по единому социальному налогу за 2003 г. - 48739 руб. 60 коп.; по единому социальному налогу за 2004 г. - 5952 руб. 09 коп.; по налогу с продаж за 2003 г. - 461683 руб. 00 коп.

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность на общем режиме налогообложения, согласно ст. 143 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно п. 5 ст. 174 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п. 2 ст. 163 Налогового кодекса РФ, для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налогов с продаж, не превышающими один миллион рублей, налоговый период устанавливается как квартал. Проверкой налоговый период определен как календарный месяц в соответствии с п. 1 ст. 163 Налогового кодекса РФ. Налоговые ставки определены согласно ст. 164 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные вычеты.

Согласно п. 2 ст. 171 Кодекса к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, либо товаров, приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Оценивая правомерность оспариваемого решения налогового органа в части доначисления предпринимателю налога на добавленную стоимость с сумм дохода определенного в ходе проверки налоговым органом в соответствии с п. 7 ст. 31 Налогового кодекса РФ в размере 3828075 руб. 00 коп., в том числе: за 2003 г. в сумме 715523 руб. 00 коп., за 2004 г. в сумме 3112552 руб. 00 коп., арбитражный суд учитывает правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную им в Постановлении от 25 мая 2004 г. N 668/04.

Так, в указанном Постановлении ВАС РФ указал, что на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов расчетным путем, если налоговому органу не представлены необходимые для расчета налогов документы.

В данном случае предприниматель не смог представить документы, подтверждающие сумму расходов, за проверяемый период, поэтому инспекция должна была определить сумму “алога на добавленную стоимость, исходя из данных об иных аналогичных налогоплательщиках в соответствии с указанной правовой нормой.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 31 Кодекса при определении расчетным путем сумм налога, подлежащих уплате в бюджет, должны учитываться не только имеющиеся данные о выручке от реализации товаров (работ, услуг) и других результатах предпринимательской деятельности, формирующих налоговую базу по соответствующим налогам, но и данные о расходах и иных экономических показателях, принимаемых к налоговым вычетам. Только в таком случае может быть соблюден баланс публичных и частных интересов, учтена способность налогоплательщика к уплате налога и экономически обоснована сумма налога, определенная расчетным путем.

В рассматриваемом споре налоговая инспекция, признавая, что доход предпринимателя за проверяемый период составил: в 2003 г. - 3577616 руб. 00 коп., в 2004 г. - 15562752 руб. 00 коп., в то же время при исчислении налога на добавленную стоимость, не принимает во внимание, расходы установленные ею в ходе налоговой проверки: за сентябрь - декабрь 2003 г. - 3248291 руб. 13 коп., за 2004 г. - 15420082 руб. 11 коп.

Тем самым, Заявитель, при исчислении налога на добавленную стоимость за проверяемый период, не принимая в состав вычетов сумму налога, уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги), тем самым, не учитывает, что при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, предпринимателем понесены материальные затраты, в том, числе: расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса, а также затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей и автобусов.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. При рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Согласно п. 6 ст. 108 Налогового кодекса РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд считает, что в нарушение требований указанных норм, налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки не собрал доказательств обоснованности отказа в принятии в состав вычетов, уменьшающих налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, суммы налога, уплаченного им при приобретении товара (работы, услуги), исходя из понесенных предпринимателем расходов: за сентябрь - декабрь 2003 г. в сумме 3248291 руб. 13 коп., за 2004 г. в сумме 15420082 руб. 11 коп. и доначисления ответчику налога на добавленную стоимость в размере 3828075 руб. 00 коп., в том числе: за 2003 г. в сумме 715523 руб. 00 коп., за 2004 г. в сумме 3112552 руб. 00 коп. Не были представлены такие доказательства налоговым органом и в судебное заседание.

Таким образом, совокупность представленных суду документов, представленных в материалы дела, позволяют арбитражному суду сделать вывод о том, что предпринимателем осуществлялась реальная деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, при этом налогоплательщик получал не только доходы, но и нес необходимые для получения дохода расходы.

В связи с вышеуказанным, суд полагает, что налоговым органом необоснованно доначислена сумма налога на добавленную стоимость в сумме 3828076 руб. 00 коп., в том числе: за 2003 г. в размере 715523 руб. 00 коп., за 2004 г. в размере 3112553 руб. 00 коп. При этом суд учитывал правовую позицию, изложенную в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.05.2006 по делу N А19-3677/05-5-Ф02-2166/06-С1.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что налогоплательщик неправомерно привлечен к налоговой ответственности: в соответствии с п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ за неуплату суммы налога на добавленную стоимость за 2003 г. - 2004 г. в виде штрафа в сумме 765615 руб. 00 коп. (3112553 руб. x 20%).

Кроме того, суд считает неправомерным привлечение ответчика к налоговой ответственности в соответствии с п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 2003 г. - 2004 г. в виде штрафа в размере 7700091 руб. 60 коп., исходя из расчета неправомерно доначисленной суммы налога на добавленную стоимость в размере 3828076 руб. 00 коп.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу, что требования налоговой инспекции о взыскании 9305582 руб. 50 коп. подлежат частичному удовлетворению в размере 649922 руб. 19 коп.

Определением суда от 06.09.2006 предпринимателю предлагалось представить ходатайство об уменьшении размера налоговых санкций с приложением соответствующих документов. Однако такого ходатайства ответчиком представлено не было.

На основании ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 12999 руб. 22 коп., от уплаты которой Заявитель освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с предпринимателя Ф.И.О. 01.06.1957 года рождения, уроженца с. Нор-Кянк Аратского района, Армения, проживающего по адресу: г. Иркутск, м-н Юбилейный, 14 - 5, зарегистрированного в качестве предпринимателя Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска 26.04.2002, выписка из ЕГРИП от 15.06.2006 N 596, налоговые санкции 649922 руб. 19 коп., в том числе:

- по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ: за неуплату налога с продаж за 2003 г. - 42931 руб. 20 коп.; за неуплату налога на доходы физических лиц за 2003 г. - 8562 руб. 40 коп.;

- по п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ: за непредставление налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц за 2003 г. - 72780 руб. 40 коп.; по налогу на доходы физических лиц за 2004 г. - 9273 руб. 50 коп.; по единому социальному налогу за 2003 г. - 48739 руб. 60 коп.; по единому социальному налогу за 2004 г. - 5952 руб. 09 коп.; по налогу с продаж за 2003 г. - 461683 руб. 00 коп. с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета Российской Федерации - государственную пошлину в сумме 12999 руб. 22 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ