Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 01.08.2006 по делу N А19-4072/06-47 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации суммы произведенных расходов на реализацию льгот по Закону РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, поскольку согласно названному Закону расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 1 августа 2006 г. Дело N А19-4072/06-47“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Ибрагимовой С.Ю.,

судей: Сорока Т.Г., Буяновера П.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ибрагимовой С.Ю.,

при участии:

от истца (почт. увед. 81145): нач. Киселевой Т.А., Асановой Е.Н. (дов. от 01.08.2006),

от ответчика (почт. увед. 81205): Талаева Д.В. (дов. от 31.01.2006),



от третьих лиц: КЭЧ Шелеховского района (почт. увед. 81128) - не явились,

военного комиссариата (почт. увед. 81194) - не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.05.2006 по делу N А19-4072/06-47, принятое судьей Аксаментовой В.Г. по иску домоуправления N 1 КЭЧ Шелеховского района к Министерству финансов РФ в лице УФК МФ РФ по Иркутской области (третьи лица: военный комиссариат Иркутской области, КЭЧ Шелеховского района) о взыскании 74785 руб. 1 коп.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 74785 руб. 1 коп. - суммы произведенных расходов на реализацию льгот по Закону “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.05.2006 по делу N А19-4072/06-47 исковые требования удовлетворены.

Министерством финансов РФ подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции. При этом заявитель жалобы указал, что истец не доказал размер убытков. По мнению заявителя жалобы, поскольку домоуправление N 1 КЭЧ Шелеховского района является учреждением Министерства обороны, то финансирование расходов должно производиться за счет средств Министерства обороны РФ.

Дело рассматривается апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266 - 269 АПК РФ.

Исследовав материалы дела и выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция не находит оснований для отменены решения суда первой инстанции.

Как видно из материалов дела, домоуправление N 1 квартирно-эксплуатационной части Шелеховского района является организацией, обслуживающей жилищный фонд Министерства обороны РФ КЭЧ Шелеховского района, и в соответствии с установленными задачами предоставляет жителям (потребителям) на возмездной основе коммунальные услуги. Домоуправление N 1 непосредственно оказало услуги в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ некоторым категориям граждан, проживающих в обслуживаемом жилищном фонде.



По состоянию на 01.12.2005 ответчики не возместили истцу расходы по предоставлению льгот за период с марта 2004 года по ноябрь 2005 года включительно.

Неисполнение надлежащим образом ответчиками обязанностей по возмещению расходов по предоставлению льгот повлекло возникновение у истца убытков в размере 74785 руб. 1 коп., за взысканием которых истец обратился в суд.

В подтверждение размеров убытков истец представил реестр граждан, имеющих право на льготы, карточки лицевых счетов, счета-фактуры, предъявленные к оплате.

Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца в заявленной сумме и взыскал ее с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Апелляционная инстанция исследовала доводы апелляционной жалобы и находит их необоснованными.

В соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ некоторые категории граждан, проживающих в обслуживающем жилищном фонде, имеют право на льготы по оплате в размере 50% занимаемой общей площади на всех членов семьи и в размере 50% за пользование отоплением, водопроводом, электроэнергией и другими коммунальными услугами.

Согласно названному Закону расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 24.04.1996 N 506, утверждающим Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот военнослужащим, а также пенсионерам из числа указанных лиц, подвергшихся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти, в системе которых предусматривается военная служба, за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.

Как правомерно установлено судом первой инстанции, в соответствии со ст. 307 ГК РФ у домоуправления N 1 возникло право требовать, а у ответчика - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию льгот.

Размер убытков истец подтвердил представленными реестром граждан, имеющих право на льготы, карточками лицевых счетов, счетами-фактурами, предъявленными к оплате.

В силу п. 3 ст. 14 ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ гражданам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, гарантируется оплата в размере 50% жилищно-коммунальных услуг.

Льготы и компенсации в силу названного Закона предоставляются и выплачиваются в порядке, установленном Правительством РФ, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета и является целевым.

В соответствии с постановлениями Правительства РФ N 506 от 24.04.1996, N 542 от 30.08.2005 финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот и выплатой компенсаций военнослужащим, а также пенсионерам из числа военнослужащих, подвергшихся радиационному воздействию, производится федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на эти цели отдельной строкой в сметах расходов на их содержание.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу истца с Министерства финансов РФ за счет казны РФ 74785 руб. 1 коп.

Довод заявителя жалобы о том, что домоуправление N 1 КЭЧ Шелеховского района является учреждением Министерства обороны, следовательно, финансирование расходов должно производиться за счет средств Министерства обороны РФ, несостоятелен.

В соответствии с п. 10 письма Минфина РФ, ЦБР от 25.12.1992 N 120, 05-1 “О порядке финансирования, учета и отчетности расходов по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС“ финансирование расходов, связанных с выплатой льгот и компенсаций военнослужащим и пенсионерам из числа военнослужащих сверхсрочной службы, производится Министерством обороны РФ за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 13.05.2002 N 310 утверждены Правила предоставления и расходования... средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, которые определяют порядок предоставления субсидий, выделяемых бюджетам субъектов РФ на реализацию названного Закона.

Предоставление субсидий осуществляется Министерством финансов РФ в пределах объемов финансирования лимитов бюджетных обязательств.

Довод заявителя жалобы о том, что домоуправление N 1 КЭЧ Шелеховского района входит в состав КЭЧ и поэтому не может обращаться в суд с исковыми требованиями о взыскании убытков с казны Российской Федерации, несостоятелен.

Домоуправление N 1 Шелеховского района действует как юридическое лицо, имеет свой расчетный счет, выполняет определенные задачи и работы. Следовательно, может от своего имени обращаться в суд.

С учетом вышеизложенного апелляционная инстанция полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения доводов апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 29.05.2006 по делу N А19-4072/06-47 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

С.Ю.ИБРАГИМОВА

Судьи:

Т.Г.СОРОКА

П.И.БУЯНОВЕР