Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.07.2006, 11.07.2006 по делу N А19-12568/06-44 Суд признал незаконным решение налогового органа об отказе в возмещении сумм НДС, поскольку у ответчика отсутствовали основания для неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов и отказа в возмещении НДС, так как факт реальности осуществления налогоплательщиком экспортных операций при реализации товара иностранному покупателю не опровергнут.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 июля 2006 г. Дело N А19-12568/06-44резолютивная часть объявлена11 июля 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гавриловым О.В.,

при участии представителей:

от заявителя: Уразгалиева И.А. (паспорт от 25 01 522653, выдан Ленинским РУВД г. Иркутска 20.04.2001, доверенность от 26.04.2006),

от ответчика: Борзуновой Т.А. (доверенность от 11.01.2006 N 08/97, удостоверение УР N 044572),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Радиан“ о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска от 19.01.2006 N 01-12/8-248 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:



закрытое акционерное общество “Радиан“ (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска (далее - налоговый орган, налоговая инспекция) от 19.01.2006 N 01-12/8-248 “Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 28.06.2006 до 30.06.2006, с 30.06.2006 до 05.07.2006, с 05.07.2006 до 11.07.2006. После окончания перерыва 11.07.2006 слушание дела было продолжено с участием сторон.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из представленных суду материалов следует, что закрытое акционерное общество “Радиан“ зарегистрировано в качестве юридического лица 14.11.2002 Инспекцией МНС России по Ленинскому округу г. Иркутска Иркутской области, о чем выдано свидетельство серии 38 N 000300449.

Обществом в налоговый орган по месту учета представлена декларация по налогу на добавленную стоимость по ставке 0% за 3 квартал 2005 г.

В данной декларации налогоплательщиком заявлены к возмещению из бюджета вычеты в сумме 79323 руб. 00 коп.

По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом вынесено решение от 19.01.2006 N 01-12/8-248, которым налоговая ставка 0% по операциям при реализации товаров, работ, услуг в размере 658220 руб. 00 коп. не подтверждена, в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 79323 руб. 00 коп. отказано.

Отказывая обществу в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по ставке 0%, налоговый орган руководствовался ответом от 02.05.2005, полученным от Агентства при Генеральном управлении Национальной налоговой службы Республики Монголия по запросу, направленному через Управление ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России, из которого следует, что иностранный покупатель - КОО “Саян-Радиан“ - официально в налоговой службе Монголии не зарегистрирован.

По мнению налогового органа, сам по себе факт наличия у налогоплательщика документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации, при отсутствии реального подтверждения осуществления экспортных операций по реализации товара Монголо-Российской совместной компании ООО “Саяан-Радиан“ не влечет возникновения у налогоплательщика права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов.

Заявитель, полагая, что решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.



В своих доводах заявитель указывает на то, что факт регистрации Монголо-Российской совместной компании с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“ в установленном порядке на территории Монголии подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о регистрации от 12.01.2006 за номером 9019007123, регистр N 2798077, выданным Агентством государственной регистрации; письмом Агентства государственной регистрации при Главном национальном налоговом управлении налоговой службы от 13.04.2006 N 499, а также пакетом учредительных документов данной организации.

Изучив представленные суду материалы, доводы и возражения сторон, суд считает требования общества обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 171 Налогового кодекса РФ установлено право налогоплательщиков на уменьшение общей суммы начисленного налога на добавленную стоимость на сумму налоговых вычетов, то есть сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 4 ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что суммы налоговых вычетов, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Налогового кодекса РФ, и документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость при реализации товаров на экспорт возникает при соблюдении следующих условий: документально подтвержденной реализации товаров на экспорт; наличия счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.

Следовательно, только несоблюдение налогоплательщиком названных выше условий либо одного из них будет являться безусловным основанием для отказа в применении налоговых вычетов.

Как следует из материалов дела, обществом 19.10.2005 в налоговый орган по месту учета была представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2005 г.

По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 19.01.2006 N 01-12/8-248, которым обществу не подтверждена правомерность применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, в сумме 658220 руб. 00 коп.; отказано в возмещении налога на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, используемым при производстве и реализации экспортной продукции, в сумме 79323 руб. 00 коп.

Как следует из оспариваемого решения, наличие надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных ст.ст. 165, 172 Налогового кодекса РФ, представленных обществом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт в сумме 658220 руб. 00 коп. и применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 79323 руб. 00 коп., налоговым органом не оспаривается.

Единственным основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость явилось неподтверждение, по мнению налогового органа, реальности осуществления заявителем экспортных операций при реализации товара иностранному покупателю - Монголо-Российской совместной компании с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“.

При этом, как следует из оспариваемого решения и пояснений представителя инспекции, налоговый орган исходил из полученной в ходе контрольных мероприятий информации от Агентства при Генеральном управлении Национальной налоговой службы Республики Монголия по запросу, направленному через Управление ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России, из которой следует, что компания КОО “Саян-Радиан“ официально в налоговой службе Монголии не зарегистрирована.

Данное обстоятельство, по мнению налогового органа, ставит под сомнение реальность экспортных операций заявителя и лишает последнего права на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость.

Арбитражный суд полагает данный вывод налогового органа необоснованным, исходя из следующего.

Заявителем были представлены суду учредительные документы своего контрагента.

Как следует из указанных документов, Монголо-Российская совместная компания с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“ была создана в соответствии с договором об учреждении от 21.11.2003, заключенным между монгольской компанией КОО “Саяан Трейд“ и российской компанией ЗАО “Радиан“ в целях осуществления туристической, коммерческой и иных видов деятельности.

Согласно п. 4.2 ст. 4 данного договора, юридическим адресом совместной компании является: Ханк сум, Хирвэст Хубсугульского аймака, Монголия.

27.05.2004 между ЗАО “Радиан“ (продавец) и Монголо-Российской совместной компанией ООО “Саяан-Радиан“ (покупатель) был заключен контракт N 01/12-1-2004 на поставку товаров в ассортименте, количестве и сроки согласно приложениям, являющимся неотъемлемой частью данного контракта. Общая стоимость товара по контракту ориентировочно составляет 80000 долл. США. Условия поставки: СРТ - Монголия, Хубсугульский аймак. Пункт поставки товара: Монголия, Хубсугульский аймак, Ханк сум, 3 баг, Хирвэст.

Заявителем во исполнение указанного контракта в июле 2005 г. была произведена отгрузка пиломатериала хвойных пород и строительных материалов всего на сумму 658220 руб. 00 коп. (22954,96 долл. США).

Данные обстоятельства были исследованы и подтверждены в ходе камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за 3 квартал 2005 г., что следует из оспариваемого решения.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Поэтому в силу указанной нормы налоговый орган должен привести суду доказательства, свидетельствующие об отсутствии у налогоплательщика оснований для возмещения налога на добавленную стоимость.

Между тем налоговый орган не подтвердил законность и обоснованность оспариваемого решения и не представил суду соответствующих доказательств, опровергающих реальность осуществления налогоплательщиком экспортных операций.

Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания для неподтверждения обоснованности налоговой ставки 0% по реализации товаров (работ, услуг) в размере 658220 руб. 00 коп. и отказа в применении обществом вычетов в сумме 79323 руб. 00 коп.

Представленный обществом в материалы дела ответ Агентства при Генеральном управлении Национальной налоговой службы Республики Монголия от 02.05.2005 N 5/512 на запрос, направленный налоговым органом через Управление ФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и далее через Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России, не может быть принят арбитражным судом в качестве надлежащего доказательства отсутствия регистрации контрагента заявителя в качестве юридического лица на территории Монголии, поскольку как в самом запросе, так и в полученных на него ответах речь идет о юридическом лице с наименованием “Монголо-Российская совместная компания с ограниченной ответственностью “Саян-Радиан“ либо “КОО “Саян-Радиан“, тогда как покупателем по контракту поставки товаров от 27.05.2004 N 01/12-1-2004 является предприятие с наименованием “Монголо-Российская совместная компания с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“.

Таким образом, доказательств, подтверждающих выводы об отсутствии регистрации контрагента ЗАО “Радиан“ по экспортным операциям в качестве юридического лица на территории Монголии, налоговым органом не представлено.

Вместе с тем факт государственной регистрации Монголо-Российской совместной компании с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“ подтверждается представленными в материалы дела документами, переведенными на русский язык, в том числе:

- договором об учреждении Монголо-Российской совместной компании с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“ от 21.11.2003;

- свидетельством о государственной регистрации от 12.01.2006, номер государственной регистрации 9019007123, регистр номер 2798077, выданным Агентством государственной регистрации Монголии, из которого следует, что первоначально компания была зарегистрирована 21.11.2003 на основании распоряжения N А-1645;

- письмом Агентства государственной регистрации при Генеральном управлении Национальной налоговой службы от 13.04.2006 N 499, направленным в адрес налоговой инспекции.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 71 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Арбитражный суд на основании указанных доказательств в их совокупности полагает, что указанными документами подтверждается факт государственной регистрации в качестве юридического лица на территории Монголии контрагента заявителя по спорным экспортным операциям - Монголо-Российской совместной компании с ограниченной ответственностью “Саяан-Радиан“.

В соответствии с п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска от 19.01.2006 N 01-12/8-248 об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость как не соответствующее ст.ст. 164, 165, 171, 172, 176 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить закрытому акционерному обществу “Радиан“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.В.ГАВРИЛОВ