Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2006, 27.06.2006 по делу N А19-11481/06-36 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления органа местного самоуправления в части установления тарифов на услуги водоснабжения, поскольку указанные тарифы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства компетентным органом, доказательств нарушения порядка установления тарифов заявителем не представлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

30 июня 2006 г. Дело N А19-11481/06-36резолютивная часть объявлена27 июня 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Самойловой О.И.,

судей: Куклиной Л.А., Дмитриенко Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.,

при участии в заседании:

от заявителя - не явился,

от органа, принявшего оспариваемый акт, - не явился,

от третьего лица - Кислицына О.Г., представителя (по доверенности б/н от 02.06.2006),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Усольехимпром“ к администрации г. Усолье-Сибирское (третье лицо - ООО “ПО “Инженерные сети“) о признании частично недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Усольехимпром“ (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с
заявлением о признании постановления мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области (далее - орган, принявший оспариваемый акт; администрация г. Усолье-Сибирское) от 10.03.2006 N 474 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ недействующим по пункту 1 в части установления тарифов с 01.01.2006 по 30.04.2006 включительно.

Заявитель и орган, принявший оспариваемый акт, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке статей 123 - 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились.

Заявитель направил в арбитражный суд ходатайство об отложении судебного заседания в связи с исполнением представителем заявителя - Грабарчук Т.Г. обязанностей начальника юридического отдела и невозможностью ее явки в судебное заседание.

В удовлетворении заявленного ходатайства об отложении рассмотрения дела судом отказано, поскольку указанная причина неявки в судебное заседание судом признана неуважительной. Заявитель является юридическим лицом и мог направить в судебное заседание другого представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Поскольку в период принятия оспариваемого постановления мэр г. Усолье-Сибирское по смыслу статьи 16 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статей 27 - 28, 43 Устава г. Усолье-Сибирское действовал от имени администрации г. Усолье-Сибирское рамках полномочий данного органа местного самоуправления, фактически органом, акт которого оспаривается заявителем, является администрация г. Усолье-Сибирское, которая и рассматривается судом в качестве лица, участвующего в деле.

Заявитель в качестве основания заявленных требований указал несоответствие оспариваемого акта пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, поскольку, по мнению заявителя, тарифы, установленные постановлением мэра г.
Усолье-Сибирское от 10.03.2006 N 474, могут быть установлены не ранее чем с 01.05.2006, в то время как указанным постановлением тарифы установлены на весь 2006 год, т.е. с 01.01.2006, и незаконное возложение оспариваемым постановлением на заявителя обязанности по оплате услуг водоснабжения в большем размере, т.к. ранее тарифы для ООО “ПО “Инженерные сети“ установлены не были, вследствие чего услуги, оказываемые до вступления в силу оспариваемого постановления, подлежали оплате по ценам, указанным в договоре. Кроме того, заявитель указал на неопределение Уставом г. Усолье-Сибирское органа местного самоуправления, которому предоставлено право устанавливать тарифы на услуги организаций коммунального комплекса.

Администрация г. Усолье-Сибирское в письменном отзыве требование оспорила, указав, что оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством, данное постановление не содержит даты вступления его в силу, в связи с чем при его применении необходимо руководствоваться федеральным законом, кроме того, заявитель не представил доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением.

Определением арбитражного суда от 29.05.2006 по ходатайству заявителя к участию в деле на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечено общество с ограниченной ответственностью “ПО “Инженерные сети“ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

В судебном заседании представитель третьего лица с требованиями заявителя не согласился, в удовлетворении требования просил отказать.

Дело в соответствии со статьей 156, частью 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие заявителя и органа, принявшего оспариваемый акт, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав мнение представителя третьего лица, суд установил следующее.

Заявитель является потребителем питьевой и речной воды. Проектом договора между ООО “Производственное объединение “Инженерные
сети“ (водоснабжающая организация) и ООО “Усольехимпром“ (абонент) была предусмотрена оплата за поставленную воду по тарифам, установленным постановлением главы администрации г. Усолье-Сибирское от 14.12.2004 N 2372 для МУП “ПО “Тепловодоканал“, - 0,923 руб./куб. метр за речную воду и 2,35 руб./куб. метр за питьевую воду.

Постановлением мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области от 10.03.2006 N 474 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ утверждены на 2006 год тарифы на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ в следующих размерах: вода техническая (речная) за 1000 куб.м для потребителей - 1108 руб. без учета НДС; вода очищенная (питьевая) за 1000 куб.м для II группы потребителей (прочие потребители) - 2820 руб. без учета НДС.

На основании указанного постановления ООО “Производственное объединение “Инженерные сети“ предъявлено заявителю требование об оплате потребленной воды за март 2006 года согласно приборам учета и тарифам в размере 1,108 руб./куб. метр за речную воду, 2,820 руб./куб. метр за питьевую воду.

Заявитель, полагая, что постановление мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области от 10.03.2006 N 474 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ по пункту 1 в части установления тарифов с 01.01.2006 по 30.04.2006 включительно не соответствует закону и возлагает на него обязанность оплачивать услуги водоснабжения в большем размере, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30 декабря
2004 года N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона предметом его регулирования являются в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

С учетом понятий и определений, изложенных в статье 2 указанного Закона, под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса понимаются ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; в качестве потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов рассматриваются лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители).

Статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ, статьей 11 Устава г. Усолье-Сибирское установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 34, 36 - 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

По смыслу подпункта 19 пункта 4 статьи 43
Устава г. Усолье-Сибирское, на 10.03.2006 органом местного самоуправления, полномочным устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, является администрация г. Усолье-Сибирское, действующая на момент принятия оспариваемого постановления (10.03.2006), под руководством главы администрации города - Кустоса Е.С. Решение N 54/4 о назначении на должность главы администрации муниципального образования “Город Усолье-Сибирское“ Тютрина И.В. принято 06.04.2006, т.е. после издания оспариваемого постановления.

Из анализа статьи 9 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ с учетом определения производственной программы организации коммунального комплекса, указанного в пункте 4 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ, как программы деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее также - производственная программа), в совокупности с указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ принципом регулирования тарифов и надбавок - установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных программ и инвестиционных программ, следует вывод, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются для каждой конкретной организации коммунального комплекса исходя из ее потребностей для выполнения производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

При таких обстоятельствах судом установлено, что постановление мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области от 10.03.2006 N
474 принято полномочным органом местного самоуправления в целях установления тарифов на товары (услуги водоснабжения) ООО “ПО “Инженерные сети“ для расчетов с потребителями технической и очищенной воды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.

Тарифы на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ установлены постановлением мэра г. Усолье-Сибирское от 10.03.2006. Поскольку начало периода их действия не указано, то установленные тарифы вступают в силу с 10.04.2006, т.е. с момента вступления в силу оспариваемого постановления. Администрацией г. Усолье-Сибирское не оспаривается необходимость определения даты начала периода действия в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Тарифы на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, компетентным органом, доказательства нарушения порядка установления тарифов заявителем не представлены, размер установленных тарифов заявителем не оспаривается.

Заявитель не отрицает факт потребления воды, поставляемой ООО “ПО “Инженерные сети“, отсутствие письменного договора с водоснабжающей организацией не освобождает его от обязанности возместить стоимость потребленной воды, поскольку фактическое пользование
потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, поставляющей товар (оказывающей услуги, выполняющей работы). С учетом изложенного обязанность заявителя оплатить потребляемую техническую и очищенную воду по тарифам, установленным органом местного самоуправления для соответствующей организации коммунального комплекса, в качестве которой в данном случае выступает ООО “ПО “Инженерные сети“, предусмотрена действующим законодательством.

В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. В связи с чем требование ООО “ПО “Инженерные сети“ об оплате заявителем потребленной воды за март по тарифам, установленным оспариваемым постановлением, на которое ссылается заявитель в качестве доказательства незаконного возложения на него обязанности по оплате услуг водоснабжения в большем размере, не может являться предметом рассмотрения по данному делу, поскольку в данном случае имеет место экономический спор, возникающий из гражданских правоотношений.

В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, поскольку несоответствие пункта 1 постановления мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области от 10.03.2006 N 474 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ пункту 1 статьи 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“, а также незаконное возложение указанным постановлением на заявителя обязанности по оплате потребленной воды не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в удовлетворении заявленного требования суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленного требования отказать.

Признать пункт 1 постановления мэра г. Усолье-Сибирское Иркутской области от 10.03.2006 N 474 “Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения для ООО “ПО “Инженерные сети“ соответствующим Федеральному закону от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий

О.И.САМОЙЛОВА

Судьи:

Л.А.КУКЛИНА

Е.В.ДМИТРИЕНКО