Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2006 по делу N А19-43710/05-6 Суд правомерно удовлетворил иск о взыскании задолженности по возмещению неполученных доходов в результате предоставления льгот населению по оплате электрической энергии во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, поскольку указанным Законом не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных в результате его исполнения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 22 июня 2006 г. Дело N А19-43710/05-6“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Матининой Л.Н.,

судей: Архипенко А.А., Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Матининой Л.Н.,

при участии:

от истца: не присутствует, уведомлен,

от ответчика: Талаева Д.В. (доверенность N 13-19/6 от 31.01.2006),

от третьих лиц: не присутствуют, уведомлены,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Иркутской области на решение от 27.03.2005 по делу N А19-43710/05-6 арбитражного суда, принятое Коломиновой Н.Ю. по иску ЗАО “Братские электрические сети“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового
управления Иркутской области, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области, Финансовое управление администрации Чунского района, Департамент социальной защиты населения Главного финансового управления Иркутской области по Чунскому району) о взыскании 25674 рублей 89 копеек,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Братские электрические сети“ обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании 25674 рублей 89 копеек - возмещения неполученных доходов в результате предоставления льгот населению во исполнение ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области, Финансовое управление администрации Чунского района, Департамент социальной защиты населения Главного финансового управления Иркутской области по Чунскому району.

Решением от 27.03.2006 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов РФ в лице УФК по Иркутской области обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как следует из материалов дела, ЗАО “Братские электрические сети“ при осуществлении своей уставной деятельности в декабре 2004 года предоставляло инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в домах, расположенных на территории Чунского района, предусмотренные статьей 17 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ льготы в виде скидки не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), в том числе оплаты электрической энергии.

Между администрацией Чунского района, отделом социальной защиты населения мэрии Чунского района и ЗАО
“Братские электрические сети“ 05.01.2004 заключен договор по возмещению выпадающих доходов при предоставлении льгот в связи с реализацией, в том числе, ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, льготные категории граждан указаны в приложении N 1 к договору.

Из имеющихся в материалах дела документов (акта сверки за декабрь 2004 года, счета-фактуры N 17006-12 от 16.12.2004, списка льготников) усматривается, что истец в декабре 2004 года предоставлял льготы инвалидам по оплате за электроэнергию, в связи с чем понес расходы, которые не были компенсированы, в сумме 25674 рублей 89 копеек.

Таким образом, истец недополучил стоимость оказанных им в декабре 2004 года услуг, вследствие чего обратился с требованием о возмещении понесенных им и некомпенсированных расходов в судебном порядке.

Некомпенсированные расходы истца при предоставлении льгот гражданам являются убытками (неполученными доходами), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 ГК РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 в редакции Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ.

Согласно ст. 15.6 ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, действие которого продлено на 2004 год постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80, установлены правила предоставления и
расходования средств, выделяемых на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ из Фонда компенсаций.

Согласно приложению N 14 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“, на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ Иркутской области в 2004 году выделено 537921000 рублей. Приложением N 11 к Закону Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ полученные и отраженные в соответствующем бюджете денежные средства, направленные на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ распределены получателем в полном объеме, в том числе муниципальному образованию “Чунский район“ выделено 3021000 рублей.

Согласно приложению N 10 к Закону Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 г.“ от 10.10.2005 N 63-оз, областной бюджет в части выделения и перечисления денежных средств, заложенных на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, муниципальному образованию “Чунский район“ исполнен на 100%.

Материалами дела подтверждено, что Иркутская область и муниципальное образование “Чунский район“ в лице своих финансовых органов обязательства по распределению выделенных средств исполнили в полном объеме.

Тем не менее выделенные из федерального бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в части предоставления льгот категории граждан, имеющих право на льготную оплату электрической энергии.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами гражданского права. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные
образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

При удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, согласно разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“.

Приказом Минфина РФ от 12.02.1998 N 26 “О порядке организации и ведения Министерством финансов Российской Федерации работы по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также по представлению интересов Правительства Российской Федерации в судах“ на Управления федерального казначейства Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по республикам, краям, областям, автономным областям и округам, городу Санкт-Петербургу возложены обязанности по организации и ведению в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных коммерческой организацией в связи с реализацией льгот, ведет к возникновению у такой организации права требования их возмещения.

Обязанность коммерческой организации оказать ветеранам и инвалидам коммунальные услуги по льготным ценам вытекает из норм гражданского законодательства, вместе с тем обязанность государства, его субъектов и муниципальных образований возместить стоимость этих услуг вытекает из норм публичного права.

Таким образом, отношения сторон по возмещению расходов, связанных с предоставлением ветеранам войны и труда и инвалидам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, относятся к гражданско-публично-правовым отношениям, регулирование которых осуществляется нормами гражданского права.

Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований,
указанных в законе.

В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии с требованиями статьи 781 ГК РФ оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме. ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ не предусмотрена возможность неполного компенсирования расходов, понесенных в связи с исполнением названного Закона.

Таким образом, поскольку выделенные в 2004 году из федерального бюджета средства не компенсировали в полном объеме убытки, понесенные истцом при реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, арбитражным судом обоснованно удовлетворены исковые требования ЗАО “Братские электрические сети“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании невозмещенных расходов, понесенных вследствие предоставления инвалидам льгот по оплате электроэнергии, за счет средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.03.2006 по делу N А19-43710/05-6 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Л.Н.МАТИНИНА

Судьи:

А.А.АРХИПЕНКО

И.П.ДЯГИЛЕВА