Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.06.2006, 31.05.2006 по делу N А19-7139/06-14 Суд удовлетворил иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за электрическую энергию, поскольку доказательств, подтверждающих факт возмещения истцу понесенных расходов в заявленной сумме за счет выделенных средств, не представлено. При этом Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусмотрено возмещение предприятию убытков в меньшем размере (в объеме финансирования), чем фактически оно понесло.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

2 июня 2006 г. Дело N А19-7139/06-14резолютивная часть объявлена31 мая 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ушаковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Ушаковой О.В.,

при участии в заседании:

от истца: Голдобиной Н.Н. (доверенность от 31.12.2005 N 3063/10),

от ответчика: Ряпенко А.В. (доверенность р N 512 от 31.01.2006, удост. нотариусом Хаснутдиновой Н.П., служ. удост. N 422),

от третьих лиц: 1) Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Попова М.В. (доверенность N 08-35/584 от 30.12.2005, >
2) муниципального образования “Город Иркутск“ в лице КЭФ г. Иркутска - не присутствовали (уведомление N 30663 от 22.05.2006),

3) Департамента социальной защиты
населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска (N 30446 от 25.05.2006),

4) Главного управления социальной защиты населения администрации Иркутской области - не присутствовали (уведомление N 36662 от 22.05.2006, заявление о рассмотрении без участия представителя),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО “Братские электрические сети“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице ГФУ Иркутской области, Главное финансовое управление Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области) о взыскании 237050 руб. 24 коп.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании 237050 руб. 24 коп. - расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате за электрическую энергию за 2004 год в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования.

Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации - просил в иске отказать, в представленном отзыве на иск в обоснование своих возражений пояснил, что предусмотренные в 2004 году в федеральном бюджете денежные средства, связанные с реализацией указанного Закона, были полностью распределены между субъектами Российской Федерации в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и истцом заключен договор N 221-66-108/4 от 25.03.2004 о возмещении расходов по предоставлению льгот по оплате за электрическую энергию, в том числе и в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Как следует из материалов дела, истец
в 2004 году на основании ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ оказывал населению услуги по льготной оплате электрической энергии.

За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 237050 руб. 24 коп. убытков.

Объем предоставленных истцом услуг и размер невозмещенных расходов подтверждаются представленными в материалы дела документами:

- списками льготников о предоставлении льгот по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (л.д. 33 - 137 т. 1);

- актом сверки суммы, подлежащей возмещению, подписанным истцом и Департаментом социальной защиты населения, по ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ на сумму 237050 руб. 24 коп. (л.д. 16, т. 1).

Факты оказания услуг, предоставления истцом льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, их объем и размер невозмещенных расходов не опровергнуты ответчиком надлежащими доказательствами.

Истец выставил к оплате в ДСЗН Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска счета-фактуры N 4105-1 от 20.12.2004 на сумму 57890 руб. 24 коп., N 4105-2 от 20.12.2004 на сумму 58613 руб. 28 коп., N 4105-3 от 20.12.2004 на сумму 60027 руб. 36 коп., N 4105-4 от 20.12.2004 на сумму 60519 руб. 36 коп.

Льгота на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг установлена статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Статьей 31 ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляют инвалидам льготы,
в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством РФ.

Порядок выплаты денежных компенсаций установлен постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок) (срок действия Порядка продлевался на 2003 - 2004 годы).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

В силу пункта 9 Порядка расходование предоставленных субсидий и субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также их учреждениями и другими получателями бюджетных средств на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, денежных компенсаций инвалидам, включая выплату средств по договорам на оказание услуг организациям, предоставляющим их в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Таким образом, ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской федерации“ и постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ обязанность по возмещению расходов, связанных с реализацией указанного законодательства, возложена на Российскую Федерацию.

Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ утвержден общий объем средств, выделяемых из Фонда компенсаций на финансирование расходов, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, в размере 14847208,2 тыс. руб., Иркутской области предусмотрено 537921 тыс. руб.

Законом
Иркутской области от 24.12.2003 N 74-оз “Об областном бюджете на 2004 год“ утвержден объем средств, выделяемых из федерального бюджета в 2004 году на реализацию Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“, из них г. Братску в размере 89197 тыс. руб.

Законом Иркутской области N 63-оз от 10.10.2005 утвержден отчет об исполнении средств, выделенных из областного бюджета в 2004 году за счет средств федерального бюджета, связанных с реализацией ФЗ “Об основах федеральной жилищной политики“, согласно которому запланированные денежные средства выделены и распределены в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Бремя представления доказательств, подтверждающих возражения против иска, в том числе возражения о возможном нецелевом использовании выделенных из федерального бюджета денежных средств органами муниципального образования г. Братск, лежит на ответчике.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит норм, позволяющих освободить Российскую Федерацию от обязанности доказывания своих возражений с одновременным возложением этой обязанности на третье лицо - муниципальное образование г. Братск.

Доказательства, подтверждающие нецелевое использование МО г. Братск средств, выделенных на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, как и доказательства, подтверждающие факт возмещения истцу понесенных расходов в заявленной сумме за счет выделенных средств, не представлены. Денежные средства были выделены, но в недостаточном объеме.

В силу ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации у истца возникло право требовать, а у ответчика - обязанность возместить ему понесенные расходы на реализацию льгот.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными
правовыми актами.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в части, в которой они не были компенсированы выделенными бюджетными средствами, являются убытками.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Из положений пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ следует, что при удовлетворении иска взыскание денежных сумм производится за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну, при этом в качестве ответчика по делу привлекается соответствующий финансовый или иной управомоченный орган.

Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 273 утверждено Положение о Министерстве финансов РФ, в силу пункта 3 части 5 которого установлено, что исполнительным органом РФ, осуществляющим обеспечение и исполнение федерального бюджета, является Министерство финансов РФ.

Анализируя представленные доказательства и установленные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании понесенных истцом расходов в размере 237050 руб. 24 коп. по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию, подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в
силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако в силу части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты. В соответствии с пунктом 5 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации возврат уплаченной государственной пошлины в случае, если решение суда принято полностью или частично не в пользу государственного органа, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата. При подаче иска истец государственную пошлину уплатил в размере 6241 руб., которая подлежит возврату из федерального бюджета на основании выданной арбитражным судом справки.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

иск удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО “Братские электрические сети“ 237050 руб. 24 коп. - убытки по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

Судья

О.В.УШАКОВА