Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.05.2006 по делу N А19-5743/06-52 Суд признал недействительным решение налогового органа о взыскании налогов, сборов и пеней за счет имущества налогоплательщика, поскольку ответчиком пропущен шестидесятидневный срок вынесения оспариваемого решения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 мая 2006 г. по делу N А19-5743/06-52

Резолютивная часть решения объявлена 17 мая 2006 г. Полный текст решения изготовлен 24 мая 2006 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“

к МИФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО

о признании недействительным решения налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: Саванин В.С. (доверенность N ЦГМС-р 498/0 от 19.04.2006);

от налогового органа: Шевнина Е.С. (доверенность N 03-42/3740 от 23.12.2005);

установил:

Государственное учреждение “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей
среды“ (далее - ГУ “Братский ЦГМС)“ обратилось в суд с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО (далее - инспекция, налоговый орган) N 653 от 28.12.2005 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации)“.

Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в устав ГУ “Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями“, утвержденными приказом Росгидромета N 314 от 15.12.05, данное учреждение является правопреемником по правам и обязанностям государственных учреждений “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Определением суда от 24.04.2006, судом произведена замена заявителя - ГУ “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ на правопреемника - “Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями“ (далее - ГУ “Иркутский ЦГМС-Р“, налогоплательщик, заявитель) ввиду того, что юридическое лицо прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения.

Как следует из материалов дела, налоговым органом вынесено решение N 653 от 28.12.2005 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации)“, согласно которому Инспекция решила произвести взыскание налога (сбора), а также пени за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требованиях, всего на сумму 651411,57 руб., в том числе: налогов (сборов) - 155207,12 руб., пени - 496204,45 руб.

Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его недействительным в части взыскания налогов (сборов) в сумме 99792,08 руб., пени в сумме 428058,65 руб.

Налоговая инспекция с доводами налогоплательщика не согласна по основаниям, изложенным в отзыве,
просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Налоговой инспекцией направлены налогоплательщику требования об уплате налогов и пеней. Поскольку Учреждением не исполнены требования налогового органа, Инспекцией приняты меры принудительного взыскания задолженности.

У налогоплательщика открыты бюджетные счета в Отделении федерального казначейства по г. Братску Иркутской области, в соответствии с п. 5 ст. 46 НК Российской Федерации взыскание налога, сбора, а также пени с бюджетных счетов не производится.

В связи с невозможностью взыскания задолженности с расчетных счетов налогоплательщика, Инспекцией принято решение о взыскании денежных средств за счет имущества N 652 от 28.12.2005 о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов и пени за счет имущества налогоплательщика, на основании которого вынесено постановление N 653 от 28.12.2005 о возбуждении исполнительного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“ с учетом требований статьи 47 НК РФ, на сумму 651411 руб. 57 коп. (в т.ч. налог 155207 руб. 12 коп.).

В соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 НК РФ, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ.

Из оспариваемого решения следует, что налоговый орган решил произвести взыскание налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требованиях об уплате налога (сбора), а также пени по неисполненным требованиям: N 7666 от
29.10.2004; N 9068 от 14.11.2004; N 10614 от 14.12.2004; N 196 от 04.02.2005; N 1495 от 11.04.2005; N 1989 от 05.05.2004; N 5496 от 14.07.2005; N 5854 от 25.07.2005; N 6389 от 13.08.2005; N 10002 от 12.11.2005; N 1322 от 27.11.2001; N 201 от 08.02.2002; N 914 от 18.07.2002; N 1431 от 11.11.2002; N 830 от 19.05.2003.

Налогоплательщик оспаривает решение N 652 от 28.12.2005 в части: пункт 1 абзац 3 в части взыскания налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автомобильных дорог, налога с продаж, налога на содержание жилищного фонда, прочих налогов в сумме 99792,08 руб. (не оспаривает налог на доходы физических лиц в сумме 55415,04 руб.); пункт 1 абзац 4 в части взыскания пеней по налогу с владельцев транспортных средств, налогу на пользователей автомобильных дорог, по налогу с продаж, по налогу на содержание жилищного фонда, налогу на добавленную стоимость, по налогу в фонд занятости населения, по налогу на общеобразовательные нужды, по прочим налогам в сумме 428058,65 руб. (кроме пеней по налогу на доходы физических лиц).

В соответствии с п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Данная обязанность должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В связи с неисполнением налогоплательщиком ГУ “Братский ЦГМС“ обязанности по уплате налога и сбора налоговым органом согласно статье 69 НК РФ были выставлены требования об уплате
налогов, сборов и соответствующим им пеней: N 7666 от 29.10.2004, N 9068 от 14.11.2004, N 10614 от 14.12.2004, N 196 от 04.02.2005, N 1495 от 11.04.2005, N 1989 от 05.05.2005, N 5496 от 14.07.2005, N 5854 от 25.07.2005, N 6389 от 13.08.2005, N 1002 от 12.11.2005, б/н от 01.01.2000.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ранее решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.2001 по делу N 6876/01-24 заявитель был признан только плательщиком единого социального налога и подоходного налога с физических лиц.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 августа 2002 года по делу N А19-6876/01-24 решение суда от 28.11.2001 оставлено без изменения, кассационная жалоба инспекции без удовлетворения.

Из представленного письма от 19.08.2002 N 890 следует, что налогоплательщик на основании решения суда от 28.11.2001 по делу N А19-6876/01-24 обратился в налоговую инспекцию заявлением об отзыве выставленных инкассовых требований по задолженности в бюджет по налогам, пеням и штрафам. Однако требования налогоплательщика не были удовлетворены.

Требованием N 7666 от 29.10.2004 налоговый орган предложил налогоплательщику уплатить единый социальный налог в сумме 9942,26 руб., пени по налогу на пользователей автодорог, специальному налогу, налогу с продаж, единому социальному налогу, налогу с владельцев транспортных средств в сумме 5953,26 руб.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2005 года по делу N 2135/05-5 требование МИФНС России N 15 по Иркутской области и УОБАО от 29.10.2004 N 7666 об уплате налога признано незаконным в части: п. 1 пени по специальному налогу в сумме 398,06 руб., п. 2 пени по прочим местным налогам в сумме 2954,73 руб., п. 3 пени
по налогу с продаж в сумме 951,61 руб., п. 4 пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 327,22 руб. как не соответствующие ст. ст. 46, 69, 70 НК РФ.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.08.2005, решение от 12.04.2005 по делу N А19-2135/05-5 оставлено без изменения.

Следовательно, взыскание налога и пени за счет имущества налогоплательщика на вышеуказанные суммы незаконно.

Требования налогоплательщика о признании недействительным в части решения налогового органа о взыскании налога, пени за счет имущества налогоплательщика подлежит удовлетворению также по другим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В требовании N 7666 от 29.10.04 не указаны суммы недоимки по налогам, на которые начислены пени, срок возникновения задолженности, проценты. В судебном заседании налоговый орган пояснил, что задолженность по налогам возникла до 2001 года. Следовательно, Инспекцией нарушен трехмесячный срок направления требования налогоплательщику, установленный ст. 70 НК РФ, а
также срок вынесения решения за счет имущества налогоплательщика.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.11.01 по делу N А19-6876/01-24 установлено, что ГУ “Братский ЦГМС“ не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на пользователей автодорог, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Постановлением кассационной инстанции от 02.08.02 решение суда оставлено без изменения.

В силу п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, оспариваемое решение незаконно в части взыскания налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на пользователей автодорог, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также пеней по этим налогам.

Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 10353/05 60-дневный срок, в пределах которого налоговые органы вправе взыскивать налог без обращения в суд, применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента, поскольку ст. 47 подлежит применению во взаимосвязи с п. 7 ст. 46 НК РФ.

Судом установлено, что по требованиям N 1322 от 27.11.01, N 1431 от 11.11.02, N 201 от 08.02.02 пропущен срок вынесения решения о взыскании задолженности по налогам и пеням за счет имущества налогоплательщика, поскольку решение N 653 вынесено 28.12.05, по истечении 60-дневного срока.

При таких обстоятельствах, требования налогоплательщика подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 -
170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 15 по ИО и УОБАО от 28.12.2005 N 653 “О взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента - организации)“ в части взыскания налогов в сумме 99792,08 руб. и пеней в сумме 428058,65 руб., как не соответствующее требованиям ст. ст. 47, 69, 70 Налогового кодекса РФ.

Обязать МИФНС России N 15 по ИО и УОБАО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Возвратить Государственному учреждению “Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями“ госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 650 от 13.02.06.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА