Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 12.11.2007 по делу N А49-5739/2007-66оп/20 В удовлетворении исковых требований о признании незаконным постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 КоАП РФ, отказано, поскольку суд не усмотрел процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 ноября 2007 г. по делу N А49-5739/2007-66оп/20

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 08.11.2007 года.

Арбитражный суд Пензенской области

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Аккор-лизинг“ (440056, город Пенза, ул. Рябова, 31) к Межрегиональному управлению Росфинмониторингу по Приволжскому Федеральному округу (город Нижний Новгород, ул. Горького, 6) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии: от заявителя - адвоката Шуварина А.Н. (доверенность от 08.10.2007 года)

от ответчика - не явились,

установил:

закрытое акционерное общество “Аккор-лизинг“ обратилось с заявлением о признании незаконным постановления заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Казакинной С.В. от 27.08.2007 года N 04-07/243, а также отмене
его в части вменения в вину непредоставления информации об операциях по получению имущества от ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “Камаз“ в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации (далее - КоАП РФ) об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании 09.10.2007 года представитель заявителя требования, изложенные в заявлении, поддержал. Суду пояснил, что не согласен с постановлением N 04-07/243 от 27.08.2007 года в части вменения в вину юридическому непредоставления информации об операциях по получению имущества от ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “Камаз“ в МРУ Росфинмониторинга по ПФО. Как следует из договоров финансовой аренды заключенных заявителем с ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “Камаз“ ЗАО “Аккор-лизинг“ является лизингополучателем, то есть ЗАО получало от названных лиц имущество во временное владение и пользование. По данным сделка заявитель не является лизинговой компанией и не обязано предоставлять сведения об операциях в Росфинмониторинг. ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “Камаз“ являются в силу названных договоров лизингодателями и на них лежит обязанность по предоставлению сведений в соответствии с Федеральным законом в Росфинмониторинг, что ими и было сделано. При таких обстоятельствах представитель заявителя полагает, что административным органом неправомерно вменено в обязанность ЗАО “Аккор-лизинг“ сообщение в уполномоченный орган сведений об операциях по получению имущества в финансовую аренду (лизинг) от третьих лиц. Просил суд постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО 27.08.2007 года N 04-07/243 отменить в части вменения в вину непредоставления информации об операциях по получению имущества от ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “Камаз“ в МРУ Росфинмониторинга по ПФО.

В судебном заседании
23.09.2007 года представитель заявителя требования уточнил, просил суд постановление заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО 27.08.2007 года N 04-07/243 признать незаконным и отменить полностью в связи с тем, что привлечение к административной ответственности за установленное правонарушение должностного лица ЗАО “Аккор-лизинг“ исключает возможность привлечения к административной ответственности юридического лица ЗАО “Аккор-лизинг“. Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО 02.10.2007 года N 04-07/280 генеральный директор ЗАО “Аккор-лизинг“ признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП, по которой назначено наказание в виде 10 000 рублей.

Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дне слушания дела уведомлен надлежащим образом. Требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзывах.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного органа.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее, что ЗАО “Аккор-лизинг“ является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. ОГРН: 1025801441710. ИНН: 5837010740.

ЗАО “Аккор-лизинг“ осуществляет лизинговую деятельность. Устав ЗАО “Аккор-лизинг“ в новой (третьей) редакции утвержден решением годового общего собрания акционеров ЗАО “Аккор-лизинг“ (протокол от 30.06.2005 N б/н). Руководителем организации является генеральный директор Кофман Аркадий Григорьевич (протокол общего собрания акционеров ЗАО “Аккор-лизинг“ от 05.07.2007 N б/н и приказ от 05.07.2007 N 19/1).

ЗАО “Аккор-лизинг“ состоит на учете в Федеральной службе по финансовому мониторингу (уведомление о постановке на учет от 19.09.2003 N 06-1-27/5801);

правила внутреннего контроля разработаны, утверждены руководителем организации, в Росфинмониторинге согласованы (уведомление о согласовании от 21.01.2004 N 04-3-27/436);

- должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля, назначено приказом от 25.08.2003 N 31.

В ходе проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что в проверяемый период ЗАО “Аккор-лизинг“ заключило ряд
договоров лизинга на сумму равную или превышающую 600 000 рублей:

1. от 23.08.2006 года N Р-0257/06 с ОАО КАМАЗ на общую сумму 1240947 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.09.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 29.09.2006 года;

2. от 24.10.2006 года N 2006/С-3105 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 2469728 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 28.12.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 22.01.2007 года.

3. от 03.04.2007 года N 2007/К-129 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 4271516 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.04.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 16.05.2007 года;

4. от 06.04.2007 года N 2007/К-130 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 5063696 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 06.06.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 18.06.2007 года.

5. от 02.02.2007 года N 2007/С-3290 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 2343593 рубля. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 17.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 23.07.2007 года.

6. от 21.05.2007 года N 2007/С-3590 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 14048638 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 17.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 23.07.2007 года.

7. от 08.05.2007 года N 2007/С-3543 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 1069229 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 23.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 26.07.2007 года.

8. от 22.06.2007 года N 2007/ИК-159 с ОАО “Росагролизинг“ на общую сумму 5005822 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.07.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 01.08.2007 года.

Также проверкой выявлено, что в проверяемый период ЗАО “Аккор-лизинг“ заключило ряд договоров сублизинга на сумму равную или
превышающую 600 000 рублей:

1. от 05.12.2006 года N 2006/СА-16 с ООО “Кузнецкий проект“ на общую сумму 2693333,00 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 28.12.2006 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 22.01.2007 года;

2. от 09.04.2007 года N 2007/СА-К-1 с ООО РАО “Ломов“ на общую сумму 4417516,00 рублей. Акт приема-передачи предмета сублизинга от 27.04.2007 года. Сообщение об операции направлено в Росфинмониторинг 16.05.2007 года.

В ходе проверки установлено, что в проверяемый период ЗАО “Аккор-лизинг“ заключило ряд договоров беспроцентного займа на сумму равную или превышающую 600 000 рублей.

1. от 07.12.2006 года N б/н с ЗАО “Регион-Строй“ (заимодавец) (ИНН 5829100077, юридический адрес - 440528, Пензенская область, Пензенский район, с. Богословка, ул. Автомобилистов, д. 28) на сумму 910000,00 рублей. Денежные средства поступили на расчетный счет организации по платежному поручению от 08.12.2006 года N 440. Сведения по данной операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлены 12.12.2006 года.

2. от 21.06.2007 года N 10 с ЗАО “Регион-Молоко“ (заимодавец) (ИНН 5835056838, юридический адрес - 440513, Пензенская область, Пензенский район, село Засечное, ул. Механизаторов, д. 23) на сумму 721387,00 рублей. Денежные средства поступили на расчетный счет по платежному поручению от 27.07.2007 года N 514. Сведения по данной операции в Федеральную службу по финансовому мониторингу направлены 29.09.2007 года.

Материалами проверки подтверждается факт нарушения ЗАО “Аккор-лизинг“ сроков представления в уполномоченный орган информации по операциям с имуществом, денежными средствами, подлежащими обязательному контролю. Данное обстоятельство не оспаривается самим заявителем.

По итогам проведенной проверки должностными лицами МРУ Росфинмониторинга по ПФО составлены: акт выездной проверки ЗАО Аккор-лизинг“ от 13.08.2007 года, протокол об административном правонарушении N 04-07/243 от 13.08.2007
года.

По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО Казакинной С.В. вынесено постановление об административном правонарушении N 04-07/243 от 27.08.2007 года, на основании которого заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Считая свои права нарушенными, ЗАО “Аккор-лизинг“ оспорило данное постановление в суде.

Арбитражный суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

ЗАО “Аккор-лизинг“ привлечено к административной ответственности за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.

С доводом заявителя о том, что ЗАО “Аккор-лизинг“ неправомерно вменено правонарушение в части непредставления в Росфинмониторинг в установленный законом срок сведений об операциях по получению имущества в лизинг от ОАО “Росагролизинг“ и ОАО “КАМАЗ“, в связи с тем, что по данным операциям ЗАО “Аккор-лизинг“ не является лизинговой компанией, в связи с тем, что выступает в указанном
случае лизингополучателем, арбитражный суд не соглашается по следующим основаниям.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее - закона) в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

страховые организации и лизинговые компании;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

организации федеральной почтовой связи;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

ломбарды;

организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; (абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;

(в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

(абзац введен Федеральным законом от 30.10.2002 N 131-ФЗ)

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2004 N 88-ФЗ)

организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности, (абзац введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 147-ФЗ)

Данной нормой закона определен исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются требования Федерального закона. К данным организациям, в частности, относятся лизинговые компании.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего
дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 Федерального закона.

Согласно статье 6 Федерального закона определен исчерпывающий перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган.

В Федеральном законе отсутствует норма, указывающая на то, что организации, перечисленные в статье 5 Федерального закона, представляют в уполномоченный орган сведения только по операциям, которые соответствуют их деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру данная операция относится в частности к операции (сделке) по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Следовательно, лизинговые компании обязаны в установленный законом срок направлять сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу по операции по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в проверяемый период ЗАО “Аккор-лизинг“ совершило ряд операций по получению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму, превышающую 600 000 рублей, сведения по выявленным операциям направлены в Росфинмониторинг с нарушением сроков представления информации, предусмотренных статьей 7 Федерального закона.

Также арбитражный суд не соглашается с доводами заявителя о том, что постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО N 04-07/243 от 27.08.07 года о назначении административного наказания является незаконным в связи с тем, что привлечение к административной ответственности за установленное правонарушение должностного лица ЗАО “Аккор-лизинг“ исключает возможность привлечения к административной ответственности юридического лица ЗАО “Аккор-лизинг“.

В работе по
выявлению фиксированию и предоставлению сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, задействованы все сотрудники организации, работающие с клиентами, а также главный бухгалтер и руководитель организации на основании Положения ЗАО “Аккор-лизинг“.

Санкция статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма как юридических лиц, так и должностных лиц.

Согласно положениям части 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

С учетом приведенной нормы общей части КоАП РФ ответственность за непредоставление в Росфинмониторинг сведений по операциям возложено на должностное лицо - руководителя организации, однако не исключает возложение административной ответственности на юридическое лицо.

На основании вышеизложенного, в действиях ЗАО “Аккор-лизинг“ содержится состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 КоАП РФ, следовательно, МРУ Росфинмониторинга по ПФО правомерно приняло решение о привлечении к административной ответственности по данной статье за выявленное нарушение юридического лица - ЗАО “Аккор-лизинг“.

В соответствии с положениями статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания должностными лицами
МРУ Росфинмониторинга по ПФО в соответствии с требованиями ст. 4.1 ч. 2 КоАП РФ учитывались характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.27 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности, не установлено.

Суд не усмотрел процессуальных нарушений со стороны административного органа в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении. Права и законные интересы юридического лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены. Производство по делу об административном правонарушении осуществлено ответчиком в соответствии с требованиями КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности произведено с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, постановление МРУ Росфинмониторинга по ПФО по делу об административном правонарушении N 04-07/243 от 27.08.2007 года в отношении ЗАО “Аккор-лизинг“ является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований закрытого акционерного общества “Аккор-лизинг“ о признании незаконным и отмене постановления заместителя руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга но Приволжскому федеральному округу N 04-07/243 от 27 августа 2007 года по делу об административном правонарушении отказать.

На настоящее решение в десятидневный срок со дня принятия может быть подана апелляционная жалоба в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) через Арбитражный суд Пензенской области.