Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28.04.2006, 24.04.2006 по делу N А19-10835/06-50 Суд признал недействительным требование налогового органа о взыскании пеней, начисленных за неуплату налога на реализацию горюче-смазочных материалов, поскольку ответчик, предъявляя требование об уплате пеней, не представил доказательств наличия у налогоплательщика недоимки по указанному налогу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2006 г. Дело N А19-10835/06-50резолютивная часть объявлена24 апреля 2006 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии представителей:

от заявителя: не явились,

от налогового органа: Базекиной И.В. (доверенность от 01.01.2006 N 04-12/14),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Ленского золотодобывающего открытого акционерного общества “Лензолото“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным требования налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Ленское золотодобывающее открытое акционерное общество “Лензолото“ (далее - ОАО “Лензолото“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования
Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО от 01.03.2006 N 05-47/44/1040.

Заявитель в заседание суда своего представителя не направил, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью представителя. Ходатайство судом отклонено в связи с непредставлением доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание представителя заявителя.

Представитель налогового органа в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве налоговой инспекции.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в адрес ОАО “Лензолото“ направлено требование N 05-47/44/1040 об уплате налога по состоянию на 01.03.2006, согласно которому обществу предложено в срок до 15.03.2006 уплатить пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 14632 руб. 93 коп.

Не согласившись с требованием об уплате пеней, ОАО “Лензолото“ обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, указав, что оспариваемое требование N 05-47/44/1040 выставлено с нарушением действующего налогового законодательства, ущемляет права и законные интересы налогоплательщика.

В частности, налоговым органом пропущен срок для взыскания пеней, установленный статьей 70 Налогового кодекса РФ.

Требование об уплате пеней выставлено в адрес налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу. Кроме того, налог на реализацию ГСМ был отменен с 01.01.2001.

Также в требовании не указаны сведения о сумме задолженности по налогу, срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и сборах, подробные данные об основаниях взимания налога, ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог. Ссылка в требовании на статьи части первой Налогового кодекса РФ несостоятельна, поскольку налог на реализацию ГСМ названным Кодексом не установлен.

В представленном отзыве Межрайонная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО
с заявлением ОАО “Лензолото“ не согласилась, указав, что, согласно карточке лицевого счета налогоплательщика, за ОАО “Лензолото“ числится недоимка по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.

Поскольку в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в адрес заявителя было выставлено требование N 05-47/44/1040 от 01.03.2006.

Указанное требование соответствует требованиям статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Выслушав представителя налогового органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Право налогоплательщиков на получение требования об уплате налогов закреплено подпунктом 9 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ, корреспондирующая обязанность налоговых органов направлять требование об уплате налогов и сборов - подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Законом предусмотрен ряд обязательных условий направления требования. Так, требование об уплате налога:

направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ);

должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах
и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог (статья 69 Налогового кодекса РФ);

направляется налогоплательщику налоговым органом по месту учета путем передачи руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования, либо в случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, путем направления по почте заказным письмом.

Согласно статье 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Требования данной статьи Налогового кодекса РФ распространяются как на требования об уплате налогов, так и на требования, содержащие сумму налога и соответствующей ему пени.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пеней и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пеней в установленные сроки.

Оспариваемое обществом требование налогового органа не соответствует вышеперечисленным условиям его вынесения.

В требовании N 05-47/44/1040 об уплате налога по состоянию на 01.03.2006 налоговым органом указано, что размер пеней по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов составляет 14632 руб. 93 коп. Указанная сумма должна быть уплачена в срок до 15.03.2006.

Из данного требования не представляется возможным установить размер недоимки по налогу, поскольку в графе “Недоимка“ указание на размер налога, подлежащего уплате, отсутствует. В графе “Установленный срок уплаты“ имеется
дата 31.01.2006, исходя из которой не представляется возможным определить, каким законодательным актом о налогах и сборах установлен указанный срок уплаты налога на реализацию ГСМ. Также в требовании не указывается, за какой налоговый период начислены пени.

Налоговый орган, предъявляя требование об уплате пеней по налогу на реализацию ГСМ, не представил доказательств наличия недоимки по указанному налогу.

Из отзыва налогового органа N 04-09/24 следует, что доказательством образовавшейся задолженности по налогу на реализацию ГСМ и размера начисленных пеней является карточка лицевого счета налогоплательщика.

Вместе с тем карточка лицевого счета налогоплательщика не может являться объективным доказательством образовавшейся задолженности по налогу на реализацию ГСМ, поскольку является формой внутреннего контроля налогового органа.

Таким образом, указанное требование не отвечает положениям статьи 69 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, начисление пеней в 2006 г. не основано на действующем законодательстве, так как налог на реализацию ГСМ отменен с 01.01.2001 (статьи 4, 34 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“).

В силу положений пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговым органом не доказаны обстоятельства, подтверждающие законность и обоснованность выставления требования об уплате пеней по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов.

Доводы налогового органа о том, что налоговым законодательством не установлен пресекательный срок для принудительного взыскания пеней, не принимаются судом
по следующим основаниям.

Процедура принудительного взыскания налога и пеней состоит из направления требования об уплате налога и пеней и вынесения решения о принудительном взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (пункт 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ).

В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование направляется не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Таким образом, исходя из положений статей 69, 70, 75 Налогового кодекса РФ, требование об уплате пеней должно быть направлено налогоплательщику одновременно с требованием об уплате налога и содержать информацию, позволяющую последнему определить, на какую недоимку начислены пени, за какой период.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает,
что требование N 05-47/44/1040 об уплате налога по состоянию на 01.03.2006, согласно которому ОАО “Лензолото“ предложено в срок до 15.03.2006 уплатить пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 14632 руб. 93 коп., следует признать незаконным.

В соответствии со статьями 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная при подаче иска, в сумме 2000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным требование Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО N 05-47/44/1040 об уплате налога по состоянию на 01.03.2006, согласно которому Ленскому золотодобывающему открытому акционерному обществу “Лензолото“ предложено в срок до 15.03.2006 уплатить пени по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов в сумме 14632 руб. 93 коп.

Возвратить Ленскому золотодобывающему открытому акционерному обществу “Лензолото“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 170 от 23.03.2006.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА