Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 13.03.2006 по делу N А19-23039/05-43 Суд отказал в признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, соответствующей суммы пеней и взыскания штрафа, поскольку заявитель, претендуя на налогообложение НДС с применением налоговой ставки десять процентов, не представил доказательств того, что производимые им препараты являются лекарственными средствами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 13 марта 2006 г. Дело N А19-23039/05-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Буяновера П.И.,

судей: Сорока Т.Г., Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Буяновером П.И.,

при участии:

от заявителя: Кисловой М.С., представителя (по доверенности от 01.01.2006 N 16-101),

от ответчика: Жаворонок Л.П., представителя (по доверенности от 14.02.2006 N 08/4879), Гуменюк Л.Ф., представителя (по доверенности от 30.12.2005 N 08/41901),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.12.2005 по делу N А19-23039/05-43, принятое Седых Н.Д. по заявлению ООО “Усольехимпром“ к
Межрайонной инспекции ФНС РФ N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Усольехимпром“ обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 8 по Иркутской области от 12.05.2005 N 4511/233.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, так как полагает, что оно вынесено с нарушением норм материального права.

В отзыве ООО “Усольехимпром“ ссылается на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании стороны поддержали доводы, изложенные соответственно в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО “Усольехимпром“ уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 г.

По результатам проверки установлено неправомерное применение обществом налоговой ставки 10%, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, к осуществляемым налогоплательщиком операциям по реализации перекиси водорода и гипохлорита кальция.

Решением от 12.05.2005 N 4511/233 ООО “Усольехимпром“ привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 201471 руб. Обществу доначислен налог в размере 1007359 руб. и пени за его несвоевременную уплату в сумме 11695 руб. 44 коп.

Полагая, что решение налоговой инспекции необоснованно и нарушает его права, ООО “Усольехимпром“ обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из
того, что реализуемые обществом перекись водорода и гипохлорит кальция включены в Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на декабрь 2004 г., следовательно, относятся к лекарственным средствам. В связи с этим, по мнению суда первой инстанции, налоговая инспекция не доказала факт неуплаты налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, поэтому данная сумма не может быть учтена при начислении пени и применении налоговых санкций по оспариваемому решению.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

Согласно статье 143 Налогового кодекса Российской Федерации ООО “Усольехимпром“ в проверяемом периоде являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

- лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;

- изделий медицинского назначения.

Коды видов продукции, перечисленных в названном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

В Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 группа “Лекарственные средства“ 930100 определена как иноаспектная (“нулевая“) группировка, не содержащая видов продукции.

Согласно статье 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ “О лекарственных средствах“ (в редакции, действующей в спорный период) лекарственные средства - вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона “О
лекарственных средствах“ лекарственные средства подлежат государственной регистрации.

Согласно пункту 14 Правил государственной регистрации лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздрава России от 01.12.1998 N 01/29-14, зарегистрированное лекарственное средство вносится в государственный реестр лекарственных средств; лекарственное средство, включенное в государственный реестр лекарственных средств, разрешается к медицинскому применению на территории Российской Федерации на весь период действия государственной регистрации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 11 Правил государственной регистрации лекарственных средств после проведения государственной регистрации лекарственного средства Минздрав России выдает на имя организации - разработчика лекарственного средства или другого юридического лица по поручению организации - разработчика лекарственного средства регистрационное удостоверение с номером - кодовым обозначением, присваиваемым лекарственному средству.

На основании пункта 13 Правил государственной регистрации лекарственных средств срок действия государственной регистрации лекарственного средства составляет пять лет с последующей возможной перерегистрацией.

Согласно Положению о Государственном реестре лекарственных средств, утвержденному Приказом Минздрава России от 01.12.1998 N 01/29-15, зарегистрированное лекарственное средство заносится в Государственный реестр лекарственных средств Минздравом России.

Лекарственные средства, зарегистрированные и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, разрешаются к медицинскому применению на территории Российской Федерации на весь период действия государственной регистрации.

Как следует из материалов дела, в Государственный реестр лекарственных средств включены перекись водорода медицинская и кальция гипохлорит нейтральный, зарегистрированные 11 сентября 2001 года.

В выписке из официального издания Минздрава России Государственного реестра лекарственных средств по состоянию на 1 февраля 2002 года водорода перекись медицинская (водорода перекись) и гипохлорит кальция (кальция гипохлорит) указаны в главе 3 реестра “Медико-профилактические дезинфекционные (дезинфицирующие, стерилизующие, инсектицидные, родентицидные и репеллентные) препараты“ с отношением к фармацевтической группе “дезинфицирующие средства“ (л.д. 18 - 21, т. 1).

В качестве производителя по позиции
“водорода перекись медицинская“ в Государственном реестре указано ОАО “Усольехимпром“. В материалах дела имеется копия регистрационного удостоверения от 11.09.2001 N Р 0330-56/7-2001, выданного ОАО “Усольехимпром“, на дезинфекционное средство водорода перекись медицинская (действующее вещество перекись водорода 30 - 40%).

Имеющееся в материалах дела регистрационное удостоверение N 0329-56/8-2001 от 11.09.2001 на продукцию кальция гипохлорит нейтральный (действующее вещество гипохлорит кальция с содержанием активного хлора 45 - 54%) также выдано ОАО “Усольехимпром“.

В выписке из Государственного реестра лекарственных средств кальция гипохлорит нейтральный указан как производимый ОАО “Усольехимпром“ на основании регистрационного документа от 11.09.2001 N 0329-56/8-2001.

Кроме того, в материалах дела имеется лицензия на осуществление деятельности по производству дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств “Водорода перекись медицинская“ и “Кальция гипохлорит нейтральный“ от 01.09.2003 N ДС 004, выданная администрацией Иркутской области ООО “ХимпромУсолье“.

В соответствии с пунктами 2 - 3 статьи 13 Федерального закона “О лекарственных средствах“ производство лекарственных средств осуществляется предприятиями - производителями лекарственных средств, имеющими лицензии на производство лекарственных средств. Запрещается производство лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию в Российской Федерации, за исключением лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований.

Сведения о лекарственном средстве, внесенном в Государственный реестр лекарственных средств, включают в себя основные характеристики лекарственного средства, номера и даты регистрационного удостоверения, нормативной документации, а также другие сведения в соответствии с международными и отечественными классификаторами.

В Уставе ООО “Усольехимпром“ отсутствуют сведения о том, что общество является правопреемником вышеуказанных обществ.

Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития издан Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на 1 сентября 2004 года, в предисловии к которому указано, что решение о выпуске обусловлено отсутствием на
территории Российской Федерации единого официального документа, содержащего перечень лекарственных, медико-профилактических и диагностических средств, разрешенных к медицинскому применению и промышленному выпуску. В соответствии со структурой реестра в его первую часть включена информация как о лекарственных, так и о медико-профилактических и диагностических средствах.

Аналогичную структуру, характерную разделением лекарственных препаратов, лечебно-диагностических и медико-профилактических дезинфекционных средств, имеет Государственный реестр лекарственных средств на 1 февраля 2002 года.

Согласно статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат государственной регистрации. Регистрация проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2001 N 262 “О государственной регистрации отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации“ с 1 июля 2001 года введена государственная регистрация предусмотренных постановлением отдельных видов продукции, которая наряду с ведением государственного реестра отдельных видов продукции возложена на Министерство здравоохранения Российской Федерации, и утверждено Положение о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации. В Перечень отдельных видов продукции, являющийся приложением к Положению о государственной регистрации и ведении государственного реестра отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также отдельных видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации, включены дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей (кроме применяемых в ветеринарии) из классов продукции
23, 93 Общероссийского классификатора продукции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 499 срок введения перенесен на 1 января 2002 года, а постановлением от 14.01.2002 N 11 - на 1 января 2003 года.

Из этого следует, что отнесение продукции к лекарственным средствам необходимо производить исходя из наличия сведений о ней в Государственном реестре лекарственных средств и при условии соответствия понятию лекарственного средства, содержащегося в статье 4 Федерального закона “О лекарственных средствах“.

Согласно приведенному в Государственном реестре лекарственных средств описанию препарата и способу его применения водорода пероксид (международное название для препаратов перекиси водорода) является антисептическим средством из группы оксидантов. Используемая концентрация средства составляет от 0,25% до 3%.

Регистрационное удостоверение от 11 сентября 2001 года N Р N 0330-56/7-2001 выдано ОАО “Усольехимпром“ на производство дезинфекционного средства водорода перекись медицинская, действующее вещество - перекись водорода 30 - 40%; область применения - медицинская дезинфекция при инфекциях бактериальной (включая туберкулез, особо опасные инфекции), вирусной этиологии и дерматофитиях в лечебно-профилактических учреждениях, дезинфекция и стерилизация изделий медицинского назначения, предстерилизационная очистка (в сочетании с моющими средствами) ручным и механизированным (в том числе с применением ультразвука) способами изделий медицинского назначения.

Регистрационное удостоверение не предусматривает применение продукции в производстве антисептического средства с концентрацией, установленной для применения в лечебных целях.

В сертификате соответствия, выданном обществу на продукцию водорода перекись медицинская, N РОСС RU.АЯ02.Н31860 предусмотрено отнесение продукции к ГОСТу 177-88 и коду ОКП 212352.

Согласно межгосударственному стандарту “Водорода перекись“ ГОСТ 177-88, введенному 01.07.1989, распространяющемуся на водные растворы перекиси водорода, в зависимости от назначения и способов получения изготовляют медицинскую и техническую перекись водорода. Массовая доля перекиси водорода в растворе медицинской
перекиси составляет 30 - 40 процентов.

В регистрационном удостоверении от 11 сентября 2001 года N 0329-56/8-2001 на кальция гипохлорит нейтральный (действующее вещество - гипохлорит кальция с содержанием активного хлора 45 - 54%) область применения средства обозначена как медицинская дезинфекция при инфекциях бактериальной (включая туберкулез, особо опасные инфекции), вирусной и грибковой этиологии в лечебно-профилактических учреждениях и инфекционных очагах, обеззараживание хозяйственно-питьевой воды, дезинфекция водопроводных сооружений при централизованном и местном водоснабжении.

В сертификате соответствия N РОСС RU.ХП09.В00911 на средство дезинфицирующее кальция гипохлорит нейтральный указана обязательность соответствия ГОСТу 12.1.007-76 и ТУ 9392-57684455-2001 и предусмотрено отнесение к коду ОКП 939210 “Средства дезинфекционные“.

Таким образом, из регистрационных удостоверений видно, что они выданы в соответствии с порядком регистрации дезинфекционных средств и на производство дезинфекционных средств (субстанций).

Наличие препаратов в Государственном реестре лекарственных средств само по себе не является обстоятельством, дающим основание полагать, что они являются лекарственными средствами.

Исходя из этого, суд апелляционной инстанции считает, что гипохлорит кальция и перекись водорода не отвечают признакам лекарственных средств, определенным в законе.

Представленные ООО “Усольехимпром“ документы не подтверждают изготовление им продукции, которая зарегистрирована в установленном порядке и включена в Государственный реестр лекарственных средств, так как содержат информацию, касающуюся производства перекиси водорода медицинской и кальция гипохлорита нейтрального, осуществляемого другими лицами - ОАО “Усольехимпром“ и ООО “ХимпромУсолье“.

Следовательно, налогоплательщиком необоснованно применена налоговая ставка 10 процентов, предусмотренная подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, к осуществляемым им операциям по реализации перекиси водорода и гипохлорита кальция, а оспариваемое решение налоговой инспекции соответствует закону и не нарушает права налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции в связи
с неправильным толкованием закона сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены принятого решения.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО “Усольехимпром“ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 руб. в доход федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 08.12.2005 по делу N А19-23039/05-43 отменить.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Усольехимпром“ госпошлину в доход федерального бюджета в сумме 3000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.

Председательствующий

П.И.БУЯНОВЕР

Судьи:

Т.Г.СОРОКА

И.П.ДЯГИЛЕВА