Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.01.2006 по делу N А19-2067/06-51 Суд признал незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд, поскольку обязанность производить зачет либо возврат плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2006 г. Дело N А19-2067/06-51“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Тютриной Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии представителей:

от заявителя: Осокина О.Н. (по доверенности от 24.01.2006 б/н),

от ответчика: Мальцева Т.Г. (по доверенности от 10.01.2006 N 08-02.1/8),

рассмотрев дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. к Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 266751 руб. 00 коп., об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика,

резолютивная часть решения оглашена 30.01.2006,
решение в полном объеме изготовлено 30.01.2006,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконными действий Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 266751 руб. 00 коп. (КБК 18210202030061000160) в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160); об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Выслушав доводы и возражения представителей налогоплательщика и налогового органа, исследовав представленные сторонами в материалы дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

13.01.2005, 09.02.2005, 14.03.2005, 13.04.2005, 13.05.2005, 14.06.2005, 14.07.2005 заявителем, состоящим на учете в Инспекции ФНС РФ по Центральному округу г. Братска, уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 266751 руб. 00 коп. (КБК 18210202030061000160), что подтверждается платежными поручениями N 2, 14, 29, 45, 61, 75, 86. Указанные суммы переплаты по страховым взносам подтверждаются также реестром учета платежей страхователей за период с 01.01.2005 по 22.10.2005. Более того, факт наличия переплаты указанных сумм не отрицается представителем налогового органа в судебном заседании.

16 августа 2005 г. индивидуальным предпринимателем Коржевской Т.С. в адрес Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области направлено заявление за N 3 о зачете излишне уплаченных страховых взносов. Данное заявление поступило в налоговый орган.

Письмом от 18 августа 2005 г. за N
02-18/24791 налогоплательщику отказано в проведении зачета в связи с тем, что налоговые органы не производят зачет страховых взносов, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии.

Заявитель, полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в отказе в проведении зачета имеющейся переплаты по страховым взносам, нарушают его права, обратился в суд с требованием о признании их незаконными. В обоснование своих требований указал, что при обнаружении ошибки в виде уплаты страховых взносов по ошибочным кодам бюджетной классификации после уплаты взносов по надлежащим кодам страхователь вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представитель налогового органа возражает по существу заявленных требований и считает требования налогоплательщика не подлежащими удовлетворению. Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ предусмотрено право органа Пенсионного фонда осуществлять зачет (возврат) страховых взносов страхователям. Следовательно, налоговый орган не наделен полномочиями по принятию решения о зачете страхователю излишне уплаченных взносов.

Исследовав представленные в дело доказательства, заслушав и оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 25 указанного Федерального закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом
в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов.

Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с пп. 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако, по мнению суда, данная норма применима к иным отношениям, которые не касаются возврата страховых взносов в случае их излишней уплаты в связи с неправильным указанием кода бюджетной классификации. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда РФ.

Таким образом, доводы налогового органа об отсутствии полномочий для принятия решения о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование противоречат нормам Налогового кодекса РФ.

Данная позиция поддерживается решениями арбитражных судов федеральных округов (постановление ФАС ВСО N А33-5793/03-С3с-Ф02-4279/03-С1, постановление ФАС УО от 06.05.2005 N Ф09-1813/05-С2, постановление ФАС УО
от 16.02.2005 N Ф09-345/05-АК).

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налог представляет собой денежный платеж, так как обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Таким образом, законодателем установлено, что зачету (возврату) налогоплательщику в предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядке подлежит лишь та сумма налога, которая излишне внесена им в денежной форме в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Судом установлен факт внесения сумм страховых взносов денежными средствами в Пенсионный фонд Российской Федерации (платежные поручения от 13.01.2005, 09.02.2005, 14.03.2005, 13.04.2005, 13.05.2005, 14.06.2005, 14.07.2005) и, соответственно, подтверждено право на получение из федерального бюджета излишне уплаченных страховых взносов.

Более того, факт внесения сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 266751 руб. 00 коп. в Пенсионный фонд Российской Федерации и право на получение из федерального бюджета излишне уплаченных страховых взносов налоговым органом в настоящем судебном заседании не отрицаются.

При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу, что требования индивидуального предпринимателя о признании незаконными действий Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, выразившихся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых
в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 266751 руб. 00 коп. (КБК 18210202030061000160) в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160), подлежат удовлетворению, так как указанные действия (бездействие) не соответствуют требованиям статей 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными действия Инспекции ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области, выразившиеся в отказе произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 266751 руб. 00 коп. (КБК 18210202030061000160) в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160), как не соответствующие статьям 32, 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию ФНС России по Центральному округу г. Братска Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета 100 руб. 00 коп. госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 152 от 19.12.2005.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Н.ТЮТРИНА