Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2005, 15.11.2005 по делу N А19-19666/04-52-18-44 Суд признал незаконными требования налогового органа об уплате налога, сбора и пеней, поскольку в оспариваемых требованиях не указаны сроки уплаты налогов, основания взыскания пеней и их расчет, к тому же не представляется возможным определить, за какой период и какая именно сумма пеней обоснованно начислена ответчиком за несвоевременную уплату налогов и сборов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 ноября 2005 г. Дело N А19-19666/04-52-18-44резолютивная часть объявлена15 ноября 2005 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,

при участии в заседании:

от заявителя: Чемезовой Л.В. (дов. от 09.03.2005), Зенгер Л.А. (дов. от 09.03.2005),

от ответчика: Осиповой Т.И. (дов. от 25.10.2005), Киреевой М.Г. (дов. от 25.10.2005),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Электросетьстрой“ (далее - заявитель) к Инспекции ФНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция, ответчик) о признании незаконными ненормативных актов налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Электросетьстрой“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными:

1.1.
Требования об уплате налога за N 109477 от 27.05.2004, выставленного Инспекцией МНС по Свердловскому округу г. Иркутска.

1.2. Решения Инспекции МНС по Свердловскому округу г. Иркутска о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 16.07.2004 за N 1711.

1.3. Инкассовых поручений N 6951 - 6952, выставленных Инспекцией МНС по Свердловскому округу г. Иркутска к расчетному счету ОАО “Электросетьстрой“ N 40702810200000000306 в ОАО “КБ “БайкалРОСБАНК“.

1.4. Бездействия Инспекции МНС по Свердловскому округу г. Иркутска в форме уклонения от возврата излишне взысканных пеней в размере 80398,49 рубля.

2. О возврате из бюджета излишне взысканных пеней по налогам в сумме 80398,49 рубля и процентов, начисленных на сумму излишне взысканных пеней, в сумме 15174,80 рубля.

Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддерживает полностью. Утверждает, что налоговым органом необоснованно выставлены требования об уплате пеней, незаконно принято решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика. Свою позицию изложил в заявлении и уточнениях к заявлению.

Ответчик в судебном заседании заявленные требования не признал, считает требование и решение налогового органа законными и обоснованными. Свою позицию изложил в отзыве и дополнении к отзыву.

Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.

В адрес ОАО “Электросетьстрой“ поступило требование об уплате налога за N 109477 от 27.05.2004, выставленное инспекцией.

В указанном требовании налоговый орган предлагал уплатить пени по ЕСН, НДС, НДФЛ, по страховым взносам в ПФ РФ по состоянию на 01.05.2004 в сумме 80398,49 рубля. В связи с неуплатой заявителем 80398,49 рубля на основании указанного требования налоговый орган вынес решение
от 16.07.2004 за N 1711 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика. Также налоговый орган выставил инкассовые поручения N 6951 - 6952 к расчетному счету ОАО “Электросетьстрой“ N 40702810200000000306 в ОАО “КБ “БайкалРОСБАНК“. 26 июля 2004 года деньги в сумме 80398,49 рубля на основании указанных выше инкассовых поручений были списаны с расчетного счета ОАО “Электросетьстрой“. Проанализировав полученные документы, ОАО “Электросетьстрой“ установило, что пени, списанные по инкассовым поручениям N 6951 - 6958 от 16.07.2004, были начислены и взысканы в принудительном порядке необоснованно. 28.07.2004 ОАО “Электросетьстрой“ обратилось в Инспекцию МНС по Свердловскому округу г. Иркутска в порядке ст. 79 НК РФ о возврате излишне взысканных пеней.

Как следует из оспариваемого требования, срок уплаты суммы пеней установлен налоговым органом 01.05.2004, при этом сумма недоимки по указанным налогам отсутствует.

Статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления соответствующим органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

При этом требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах
по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 3 статьи 46 НК РФ налоговый орган вправе не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога принять решение о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках. В случае, если налоговым органом указанное решение принято после истечения указанного срока, оно считается недействительным и исполнению не подлежит.

Исходя из пункта 9 ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации, ее положения применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Из вышеуказанных норм следует, что налоговый орган, установив факт неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обязан в течение 3 месяцев направить налогоплательщику требование об уплате налогов и в случае его неисполнения в двухмесячный срок принять решение о взыскании налога и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации.

Пропуск налоговым органом указанного срока не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пени.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате налога, но и пени и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налога и пени в установленные
сроки.

Несоблюдение указанного срока не лишает налоговый орган права на взыскание налога и пеней в пределах общих сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, но и не влечет изменения порядка их исчисления. Данная правовая позиция содержится, в частности, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июля 2003 г. N 2100/03, в котором говорится о ее соответствии единообразию в толковании и применении арбитражными судами норм права. На это также указано в п. 6 Информационного письма Высшего Арбитражного суда РФ от 17.03.2003 N 71 “Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса РФ“.

В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Как пояснил представитель налогового органа, в требовании N 109477 от 27.05.2004 суммы пеней по налогам по состоянию на 01.05.2004 исчислены инспекцией за несколько лет нарастающим итогом на основании лицевых счетов налогоплательщика.

В соответствии с п. 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В требовании указан срок уплаты пеней 01.05.2004, тогда как установленные законодательством о налогах и сборах сроки уплаты не указаны, отсутствуют
подробные данные об основании их взимания, ссылки на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность ответчика уплатить эти пени. Имеющуюся же в требовании ссылку на лицевые счета налогоплательщика нельзя приравнивать к ссылке на норму закона.

Кроме того, из постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата, с которой начинают начисляться пени, и ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.

Как установил суд, в оспариваемых требованиях в нарушение пункта 2 ст. 69 НК РФ указаны пени, даты уплаты которых совпадают с датами направления требования, т.е. требование направлено при отсутствии недоимки по платежам за очередной налоговый период, кроме того, произведено необоснованное начисление пени, без указания даты, с которой она начисляется, и ее ставки.

Поскольку в оспариваемых требованиях в нарушение статьи 69 НК РФ отсутствуют сроки уплаты налогов, установленные законодательством о налогах и сборах, основания взыскания пеней и их расчет, не представляется возможным определить, за какой период и какая именно сумма пеней правомерно начислена налоговым органом за несвоевременную уплату налогов и сборов.

Имеющиеся в материалах дела расчеты сумм программно начисленных пеней, которые представлены налоговым органом, нельзя признать доказательством наличия действительной обязанности налогоплательщика по их уплате в оспариваемой части, поскольку названные документы носят односторонний характер и не содержат ссылок на нормы законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При
этом пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ разъяснено, что требование об уплате пени одновременно с требованием об уплате налога направляется налогоплательщику однократно с соблюдением установленных НК РФ сроков и порядка принудительного взыскания.

Поскольку задолженность ОАО “Электросетьстрой“ по уплате налогов до 01.05.2004, то инспекция пропустила трехмесячный срок для направления оспариваемого требования.

При таких обстоятельствах следует признать, что в данном случае нарушение налоговым органом норм статей 69, 70 НК РФ препятствует определению истинной суммы начисленных инспекцией пеней, в связи с чем ни налогоплательщик, ни суд не имеют возможности проверить правильность и обоснованность начисления спорных сумм.

Установленные законодателем процедуры по принудительному исполнению налогоплательщиком налоговой обязанности носят формализованный характер, обязательны для исполнения всеми субъектами налоговых правоотношений и не могут быть изменены волеизъявлением какого-либо участника данных правоотношений. В установлении этого требования законодатель предусмотрел гарантии соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков, их правовую защиту.

В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.

Статьей 33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного акта незаконным.

Таким образом, суд считает, что налоговым органом
не представлены в судебное заседание доказательства законности выставленного налоговым органом требования N 109477 от 27.05.2004. В связи с тем, что на основании незаконного требования налоговый орган вынес решение от 16.07.2004 за N 1711 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, и выставил инкассовые поручения N 6951 - 6952 к расчетному счету ОАО “Электросетьстрой“ N 40702810200000000306 в ОАО “КБ “БайкалРОСБАНК“, их следует также признать незаконными.

В соответствии с п. 4, п. 7 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В настоящая время ставка рефинансирования равна 13%. Пени в размере 80398,49 рубля были взысканы 26.07.2004, следовательно, за период с 26.07.2004 по 10.11.2005 ОАО “Электросетьстрой“ должны быть начислены проценты на излишне взысканные суммы пеней в размере 15174,80 рубля.

Вместе с тем суд считает, что требование заявителя о признании незаконным бездействия Инспекции МНС по Свердловскому округу г. Иркутска в форме уклонения от возврата излишне взысканных пеней в размере 80398,49 рубля не подлежит удовлетворению. На момент ответа инспекции (от 10.08.2004 N 14-15/838) на заявление ОАО “Электросетьстрой“ о возврате излишне взысканных пеней сам факт излишне взысканных сумм пеней не был установлен, инспекция действовала в соответствии с налоговым законодательством и разъяснила заявителю свою позицию по данному вопросу.

При таких обстоятельствах суд находит, что требования заявителя законны, обоснованны, документально подтверждены, ответчиком не опровергнуты и подлежат удовлетворению
частично.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными требование об уплате налога за N 109477 от 27.05.2004, выставленное Инспекцией МНС по Свердловскому округу г. Иркутска, решение Инспекции МНС по Свердловскому округу г. Иркутска о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 16.07.2004 за N 1711, инкассовые поручения N 6951 - 6952, выставленные Инспекцией МНС по Свердловскому округу г. Иркутска к расчетному счету ОАО “Электросетьстрой“ N 40702810200000000306 в ОАО “КБ “БайкалРОСБАНК“, как не соответствующие требованиям ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать ИФНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика и возвратить из бюджета излишне взысканные пени по налогам в сумме 80398,49 рубля и проценты, начисленные на сумму излишне взысканных пеней, в сумме 15174,80 рубля.

Вернуть ОАО “Электросетьстрой“ из федерального бюджета 19000 рублей - госпошлину, уплаченную по платежному поручению N 651 от 20.08.2004.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

А.И.СКУБАЕВ