Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 22.11.2005 по делу N А19-16647/05-43 Суд правомерно признал незаконным решение налогового органа об отказе в возмещении НДС, поскольку факт неправомерного применения налогоплательщиком ставки ноль процентов, а также предъявления суммы НДС к вычету ответчиком не доказан.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 22 ноября 2005 г. Дело N А19-16647/05-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Буяновера П.И., Сорока Т.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоножко Т.В.,

при участии в заседании:

от истца: Перетятько М.В. (доверенность от 15.04.2005), Анучиной О.А. (доверенность от 03.07.2005),

от ответчика: Кухарчик А.О. (доверенность N 55 от 04.07.2005),

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2005 по делу N А19-16647/05-43, принятое Седых Н.Д. по заявлению ООО “Лессервис“ к ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

в судебном заседании
в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.11.2005 до 22.11.2005.

ООО “Лессервис“ заявлено требование о признании недействительным решения N 03-27/165 “Об отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость“, принятого 18.03.2005 ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2005 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, а представитель общества их опроверг и считает решение суда законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей налоговой инспекции и общества, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО “Лессервис“ зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем выдано свидетельство о государственной регистрации серии 38 N 001801096 от 18.04.2003.

ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска была проведена камеральная проверка представленной ООО “Лессервис“ налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за ноябрь 2004 г., по результатам которой 18.03.2005 налоговой инспекцией принято решение N 03-27/165 об отказе в правомерности применения налоговой ставки 0% в сумме 6084451 руб. и отказе в возмещении обществу из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость в размере 947957 руб.

Не согласившись с решением налоговой инспекции, ООО “Лессервис“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из недоказанности налоговой инспекцией факта несоблюдения налогоплательщиком положений ст.ст. 165, 171, 172 Налогового кодекса
РФ.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 Кодекса транспортные, товаросопроводительные документы представляются в налоговый орган с учетом особенностей вывоза продукции в таможенном режиме экспорта.

Одной из таких особенностей является то, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товара за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщиком в налоговые органы представляются следующие документы: копия поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой “Погрузка разрешена“ пограничной таможни Российской Федерации; копия коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе “Порт разгрузки“ указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Общество с декларацией по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за ноябрь 2004 года представило налоговой инспекции полный пакет документов, предусмотренный пунктами 1 - 3 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации. По контракту N IRK-VALDGOM-03 от 07.10.2003 по грузовой таможенной декларации N 10702020/110904/0003530 обществом были представлены коносаменты N VLNW 04/025 от 14.09.2004, N VLNW 04/026 от 16.09.2004, N VLNW 04/027 от 03.10.2004.

В пункте 1 статьи 142 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации указано, что после приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в
подпунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 Кодекса.

При этом ни Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, ни Протокол об изменении Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924, измененной Протоколом от 23.02.1968, не содержат положений о том, отсутствие каких реквизитов влечет недействительность коносамента.

Как установлено судом первой инстанции, обществом были представлены копии поручений на погрузку N VLNW 04/025 от 13.09.2004, N VLNW 04/026 от 17.09.2004, N VLNW 04/027 от 01.10.2004 с отметками “Погрузка разрешена“ с указанием даты разрешения погрузки и копии коносаментов с указанием в графе “Порт разгрузки“ порта, находящегося за пределами таможенной территории Российской Федерации (Япония). Указанные документы исследовались судом, им дана надлежащая правовая оценка. Суд правомерно пришел к выводу о том, что представленные копии поручения на погрузку и коносамента оформлены в соответствии с требованиями ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка налогового органа на то, что коносаменты оформлены с нарушением ст.ст. 142, 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, так как все обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 165 НК РФ для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов, на спорных документах имеются. Более того, отсутствие установленных проверкой реквизитов не опровергает факта экспорта товара, поскольку такое требование не содержится ни в ст. 165 НК РФ, ни в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П “По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации “О налоге
на добавленную стоимость“ в связи с запросами ООО “Папирус“, ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ и ООО “Коммерческая компания “Балис“.

Учитывая изложенное, ООО “Лессервис“ представлены в налоговый орган все необходимые документы в соответствии с требованиями п. 4 ст. 165 НК РФ, тем самым, общество подтвердило обоснованность применения ставки 0 процентов по выручке в сумме 6084451 руб.

Также необоснован отказ налоговой инспекции в применении налогового вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 947957 руб. по счетам-фактурам, выставленным ООО “Каскад-Ир“, ООО “Норд Вуд“, ООО “УИПЖДТ“, ЗАО “Профит Плайвуд“.

Согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, либо товаров, приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), а при реализации продукции на экспорт - также при представлении документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Требования к оформлению счетов-фактур предусмотрены пунктами 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению (пункт 2
статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации).

Требования о соблюдении порядка оформления счетов-фактур относятся не только к наличию всех установленных реквизитов, но и к достоверности сведений, которые в них содержатся.

Ни факт уплаты налога поставщикам в сумме 947957 руб., ни факт несоблюдения требований ст. 169 НК РФ при выставлении счетов-фактур налоговым органом не оспариваются.

Основанием к отказу в налоговом вычете послужило отсутствие отметки об оприходовании товара в нарушение п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

Согласно пп. 2.1.2, 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Документом, на основании которого осуществляется оприходование товара, может служить как товарно-транспортная накладная, так и товарная накладная либо иной документ, причем выбор конкретного вида товаросопроводительного документа зависит от условий поставки товаров.

ООО “Лессервис“ принята к бухгалтерскому учету лесопродукция на основании товарных накладных формы N ТОРГ-12.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете“ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ
имеют дату 28.12.2001 и номер 119н, а не 28.12.1998 и N Ц9н.

В соответствии с п. 1 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.1998 N Ц9н, первичными документами должны оформляться все операции по движению (поступление, перемещение, расходование) материально-производственных запасов. При этом установлено, что формы первичных документов утверждаются Государственным комитетом РФ по статистике по согласованию с Министерством финансов РФ (унифицированные формы первичной учетной документации) и соответствующими министерствами и иными организациями федеральной исполнительной власти (отраслевые формы).

Согласно постановлению Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций“ товарная накладная формы N ТОРГ-12 применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах: первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания; второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

ООО “Лессервис“ представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, которые являются доказательством оприходования товара.

Суд считает ошибочным довод налогового органа о том, что представленные обществом накладные не приняты на учет вследствие того, что не содержат штампа ООО “Лессервис“ согласно п. 2.1.3 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли.

Указанные Методические рекомендации носят рекомендательный, а не обязательный характер, поскольку не зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 нормативные акты органов исполнительной власти, не прошедшие государственной регистрации, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих
правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Суд апелляционной инстанции считает, что товарные накладные, представленные ООО “Лессервис“ в налоговый орган, соответствуют требованиям п. 2 ст. 9 ФЗ “О бухгалтерском учете“, и, следовательно, приобретенный товар принят на учет общества, тем самым, им соблюдены требования ст. 172 НК РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку представленные ООО “Лессервис“ в материалы дела счета-фактуры, платежные поручения на уплату НДС, а также пакет документов, подтверждающих вывоз товара за пределы РФ, соответствуют предъявляемым законодательными актами требованиям к их составлению и оформлению, общество правомерно применило налоговую ставку 0 процентов и имеет право на вычет или возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в оспариваемых им суммах.

В силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При изложенных выше обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что налоговой инспекцией не доказан факт неправомерного применения обществом ставки 0 процентов по сумме 6084451 руб., а также предъявление суммы налога к вычету в сумме
947957 руб.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции от 26.09.2005 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.09.2005 по делу N А19-16647/05-43 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

Т.Г.СОРОКА

П.И.БУЯНОВЕР