Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17.11.2005 по делу N А19-33028/05-44 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату единого социального налога, поскольку налогоплательщик был вправе производить вычеты из суммы указанного налога сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.01.2006 N А19-32923/05-44 в данном решении исправлена опечатка - в вводной части решения следует читать номер дела А19-32923/05-44.

от 17 ноября 2005 г. Дело N А19-33028/05-44“

Арбитражный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Скубаева А.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании:

от истца: не явился,

от ответчика: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции ФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО к Усть-Кутскому отделению Всероссийской политической партии “Единая Россия“ (далее - ответчик) о взыскании 419 руб.,

УСТАНОВИЛ:

требование заявлено о взыскании 419 руб. налоговых санкций.

Истец в судебное заседание
не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, заявленные требования не признал, свою позицию изложил в отзыве на заявление.

Дело рассматривается в порядке ч. 2 ст. 215 АПК РФ в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Межрайонная инспекция ФНС РФ N 3 по Иркутской области и УОБАО обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с ответчика 419 руб. налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Как следует из представленных заявителем материалов дела, налогоплательщиком при исчислении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за 2004 г., согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на 2093 рубля.

Налоговый орган начислил ЕСН, зачисляемый в доли федерального бюджета, за 2004 г. - 2093 рубля.

Как установлено п. 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Пункт 2 статьи 24 указанного Закона гласит, что страхователи должны ежемесячно производить исчисление сумм авансовых платежей по страховым
взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам за текущий месяц определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 той же статьи уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получателя в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Подпункт 3 приведенной нормы устанавливает, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате за отчетный период...“.

Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 24 ФЗ разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иным документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее
на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Абзац 3 п. 3 ст. 243 НК РФ устанавливает: если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащей уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Как установил суд,
налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обращается в суд за взысканием разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса, то есть, по мнению налогового органа, недоимки по налогу, которая должна быть взыскана как недоимка по ЕСН в доли федерального бюджета.

Между тем указанная сумма является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного Фонда, поскольку неуплата указанной суммы исчисленного налогового вычета не изменяет назначение платежа.

С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.

Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2004 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ налоговым органом не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов.

Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате
неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога. Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

А.И.СКУБАЕВ