Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.11.2005 по делу N А19-29021/05-32 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к ответственности за неуплату НДС и непредставление документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов, поскольку доказательств, подтверждающих факт получения налогоплательщиком требования о представлении документов, заявителем не представлено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2005 г. Дело N А19-29021/05-32“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щуко В.А.,

при участии представителей:

от заявителя: Ф.И.О. (по доверенности от 15.11.2005 N 32461),

от ответчика: не явились,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска к обществу с ограниченной ответственностью “Производственно-строительная фирма “Агростройкомплект“ о взыскании налоговых санкций в размере 5821 руб. 80 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Свердловскому округу г. Иркутска (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу
с ограниченной ответственностью “Производственно-строительная фирма “Агростройкомплект“ (далее - ООО “ПСФ “Агростройкомплект“) о взыскании налоговых санкций в размере 5821 руб. 80 коп. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик в заседание суда не явился, отзыв на заявление налоговой инспекции либо доказательства добровольной уплаты налоговых санкций суду не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя ответчика.

В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что требование налоговой инспекции от 17.01.2005 N 10-27/1862-572 о представлении документов ответчиком получено не было и вернулось из отделения почтовой связи с отметкой “Истечение срока хранения“.

Из представленных налоговой инспекцией документов следует, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица администрацией г. Иркутска 10.02.1998, о чем выдано свидетельство N 0247 ИРП.

Налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года, представленной 20.12.2004 ООО “ПСФ “Агростройкомплект“.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией принято решение от 05.03.2005 N 9624 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля, в виде штрафа в размере 1100 руб. 00 коп.; предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - за неуплату (неполную уплату) сумм налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 5821 руб. 80 коп. (28109 x 20%).

Требование об уплате налоговых санкций от 15.03.2005 N 4861 по пункту 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации направлено ответчику 23.03.2005, срок его исполнения истек, однако штраф налогоплательщиком добровольно не уплачен.

Поэтому налоговый орган в соответствии со статьей 114 Налогового кодекса Российской Федерации просит взыскать с ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ 5821 руб. 80 коп. налоговых санкций в судебном порядке.

Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Из содержания статей 52, 54 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. По итогам каждого налогового периода налогоплательщики-организации на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, исчисляют налоговую базу.

Пунктом 4 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.

Статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщиков на уменьшение общей суммы начисленного налога на добавленную стоимость на сумму налоговых вычетов, то есть сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных налогоплательщику и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченных налогоплательщиком
при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации данные о налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, отражаются налогоплательщиком в налоговой декларации, представляемой им в налоговый орган по месту учета.

Как следует из материалов дела, ответчиком в налоговой декларации за ноябрь 2004 года исчислен налог на добавленную стоимость с выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере 28109 руб. 00 коп. (строка 300 декларации), заявлены налоговые вычеты в размере 33097 руб. 00 коп. (строка 380 декларации). В связи с чем ответчиком по итогам налогового периода исчислен к уменьшению налог на добавленную стоимость в размере 4988 рублей (строка 400 декларации).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления
и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Указанному праву корреспондирует обязанность налогоплательщиков, установленная подпунктом 7 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, представлять налоговым органам необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Как следует из материалов дела, в ходе камеральной проверки налоговой декларации ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года налоговым органом 22.01.2005 направлено в адрес предприятия требование от 17.01.2005 N 10-27/1862-572 о представлении документов, необходимых для проведения мероприятий налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на добавленную стоимость, в том числе первичных документов бухгалтерского и налогового учета, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком заявленных в декларации налоговых вычетов. В установленный срок истребованные у ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ документы налоговому органу представлены не были.

В связи с чем заявленная ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2004 года сумма налоговых вычетов в размере 33097 руб. 00 коп. документально не подтверждена ответчиком в ходе налоговой проверки.

Вместе с тем из материалов дела следует, что первичные документы, подтверждающие обоснованность применения ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость,
не были направлены последним в адрес налогового органа по причине неполучения налогоплательщиком требования от 17.01.2005 N 10-27/1862-572 о представлении документов.

Согласно статье 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации императивно установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и налоговых санкций, возлагается на заявителя.

В ходе судебного заседания представитель налоговой инспекции пояснил, что налоговый орган предполагает, что ответчик намеренно не получил требование от 17.01.2005 N 10-27/1862-572 о представлении документов, однако доказательств, свидетельствующих об уклонении ответчика от получения вышеуказанного требования, суду не представил.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

В силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины в совершении правонарушения.

Исходя из изложенного, арбитражный суд полагает, что, поскольку заявителем не доказана вина ООО “ПСФ “Агростройкомплект“ во вмененном ему налоговом правонарушении, налоговой инспекцией неправомерно применены в отношении предприятия меры ответственности, предусмотренные санкцией пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Судья

Л.Н.КРОДИНОВА