Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 07.11.2005 по делу N А19-19955/05-40 Суд правомерно отказал налоговому органу в привлечении к ответственности за неуплату единого социального налога, поскольку данных о занижении ответчиком налоговой базы по указанному налогу, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, заявителем не представлено и в материалах дела не имеется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 7 ноября 2005 г. Дело N А19-19955/05-40“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Белоножко Т.В.,

судей: Сорока Т.Г., Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Белоножко Т.В.,

при участии в заседании:

от истца (по уведомлению N 64525 от 07.10.2005) - не явились,

от ответчика (по уведомлению N 64517 от 07.10.2005) - не явились,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.08.2005 по делу N А19-19955/05-40, принятое Калашниковой Т.А. по заявлению МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу
к отделу культуры Усть-Кутского муниципального образования о взыскании 121198 руб.,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу заявлено требование о взыскании с отдела культуры Усть-Кутского муниципального образования 121198 руб., составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.08.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу и отдел культуры Усть-Кутского муниципального образования надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили. При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 123, 156, 215, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу была проведена выездная налоговая проверка отдела культуры Усть-Кутского муниципального образования по вопросам правильности исчисления и удержания, своевременности и полноты перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 30.11.2004, правильности исчисления и уплаты единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2001 - 2003 годы.

В ходе проверки установлена неуплата ЕСН в доли
федерального бюджета за 2002 г. в сумме 605991 руб., вызванная необоснованностью применения налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1330179 руб., превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса, составившую 724188 руб.

По результатам проверки МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу составлен акт N 29 от 22.04.2005, на основании которого принято решение N 11-1578 от 17.05.2005 о привлечении отдела культуры Усть-Кутского муниципального образования к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату единого социального налога за 2002 год в виде штрафа в сумме 121198 руб., о чем направлено требование N 11-0811/8409 от 26.05.2005 об уплате налоговых санкций в десятидневный срок с момента его получения.

В связи с неисполнением решения в добровольном порядке МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в силу ст. 104 Налогового кодекса РФ обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при привлечении налогоплательщика к ответственности за неполную уплату в 2002 г. ЕСН вследствие превышения суммы вычета над суммой фактически уплаченного налога налоговой инспекцией не доказано наличие в действиях отдела культуры Усть-Кутского муниципального образования состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.

Абзацем вторым п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот
же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога,
уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, в ходе выездной проверки МИФНС РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу установлено, что сумма примененного отделом культуры Усть-Кутского муниципального образования налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за указанный период, тем самым допущена неполная уплата единого социального налога в федеральный бюджет за 2002 г. в сумме 605991 руб.

Выявленные при проверке нарушения подтверждаются составленным налоговым органом актом N 29 от 22.04.2005.

Федеральными законами от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ и от 31.12.2002 N 196-ФЗ “О внесении изменений в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации“ пункт 3 статьи 243 НК РФ дополнен абзацем 4 следующего содержания: “В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением
суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу“.

Апелляционная инстанция считает, что положения абзаца 4 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса РФ не могут применяться к правоотношениям по уплате ЕСН за 2002 год, поскольку в Законе N 198-ФЗ прямо предусмотрено вступление в силу положений о признании занижением суммы налога в случае превышения сумм примененного налогового вычета над суммами фактически уплаченных страховых взносов с 01.01.2003. Федеральным законом от 31.12.2002 N 196-ФЗ была лишь создана новая редакция абзаца 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ - в ней занижением суммы налога признавалось превышение ежемесячного налогового вычета над суммой уплаченных авансовых платежей, тогда как в прежней редакции занижением суммы налога признавалось превышение вычета над суммой авансовых платежей по результатам отчетного (налогового) периода, т.е. первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года (статья 240 НК РФ).

Помимо этого, как следует из буквального содержания абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, занижением суммы ЕСН, подлежащего уплате в бюджет, признается превышение суммы примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченного страхового взноса за тот же период.

Вместе с тем согласно положениям абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“. При этом сумма вычета,
то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Правомерность исчисления отделом культуры Усть-Кутского муниципального образования суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г. налоговый орган не ставит под сомнение, как не оспаривает и его право на применение налоговых вычетов по ЕСН. Данных о занижении ответчиком налоговой базы по ЕСН, за исключением уменьшения сумм налога на сумму начисленных страховых взносов в 2002 г., налоговым органом не представлено и в материалах дела не имеется.

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

При этом согласно п. 6 ст. 108 НК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Указанных действий отдел культуры Усть-Кутского муниципального образования в 2002 г. не совершал, поскольку предъявление к вычету сумм начисленных налогоплательщиком страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование при их неуплате не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 НК РФ, в связи с чем в удовлетворении заявленных налоговой инспекцией требований в части взыскания штрафа в сумме 121198 руб. 40 коп. (605991 x 20%) следует отказать.

При изложенных выше обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда первой инстанции от 26.08.2005 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИФНС
РФ N 13 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 26.08.2005 по делу N А19-19955/05-40 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.В.БЕЛОНОЖКО

Судьи:

И.П.ДЯГИЛЕВА

Т.Г.СОРОКА