Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.11.2005, 01.11.2005 по делу N А19-18776/05-53 Суд удовлетворил иск о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг и содержания жилья, поскольку в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, которое подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

3 ноября 2005 г. Дело N А19-18776/05-53резолютивная часть объявлена 1 ноября 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания,

при участии в заседании:

от истца: Андроновой Т.П., представителя (по дов. N 1499 от 23.12.2004, >
от ответчика: не присутствовал,

от третьего лица (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области): не присутствовал,

от третьего лица (Управление социальной защиты населения мэрии г. Тайшета): не присутствовал,

от третьего лица (Финансовое управление мэрии г. Тайшета): не присутствовал,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП “Тайшетское коммунальное хозяйство“ к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской
Федерации (третьи лица: Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, Управление социальной защиты населения мэрии г. Тайшета, Финансовое управление мэрии г. Тайшета) о взыскании 239104 руб. 32 коп.,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о взыскании убытков в размере 239104 руб. 32 коп., возникших в результате потерь доходов при предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг и оплате за занимаемую площадь жилых помещений отдельным категориям граждан на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2004 г.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в отзыве на иск исковые требования оспорил по существу, указал, что денежные средства, выделяемые субъектам Российской Федерации из Фонда компенсаций, поступили и были распределены Главным финансовым управлением Иркутской области между муниципальными образованиями Иркутской области в полном объеме. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ“ отсутствуют.

Третье лицо (Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, отзыв на иск не представило, исковые требования не оспорило.

Третье лицо (Финансовое управление мэрии г. Тайшета) в судебное заседание своего представителя не направило, представило суду доказательства полного перечисления получателям в 2004 г. выделенных бюджетных средств на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Третье лицо (Управление социальной защиты населения мэрии г. Тайшета), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, в отзыве на иск подтвердило правильность заявленной суммы
задолженности и представленных списков льготников.

Дело рассматривается в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд установил следующее.

МУП “Тайшетское коммунальное хозяйство“ в 2004 г. при осуществлении своей деятельности во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг и оплате за занимаемую площадь жилых помещений отдельным категориям граждан, имеющим право на льготное обеспечение. Договор на возмещение указанных расходов был заключен истцом с Управлением социальной защиты населения мэрии г. Тайшета и Комитетом по финансовой деятельности мэрии г. Тайшета 05.01.2004.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“, были возмещены не в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 239104 руб. 32 коп.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акт сверки сумм, подлежащих к возмещению за заявленный период, подписанный Управлением социальной защиты населения мэрии г. Тайшета и Комитетом по финансовой деятельности мэрии г. Тайшета; распечатки списков (реестров) льготников.

Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“, в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных услуг, не представил.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку
отдельных категорий граждан. Согласно статье 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которой определяется Правительством РФ.

Следуя предписаниям закона, истец в 2004 г. оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальных расходов истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в РФ“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В связи с изложенным следует признать, что требование о взыскании 239104 руб. 32 коп. заявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению.

Статьей 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ установлено, что возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“ льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 (постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80 срок действия продлен на 2004 год) “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в РФ“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей“ установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ из Фонда компенсаций.

Распределение средств Фонда компенсаций на 2004 г. установлено приложением N 14 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“. Иркутской области на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг“ в Фонде компенсаций предусмотрена субвенция в размере 268540 тыс. руб. Бюджету муниципального образования “Город Тайшет“ перечислено 5085 тыс. руб.

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальных расходов, понесенных предприятиями при оказании жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.

Доводы ответчика - Российской Федерации об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N
6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 239104 руб. 32 коп. подлежат удовлетворению за счет Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП “Тайшетское
коммунальное хозяйство“ 239104 руб. 32 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в 2004 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.В.РУКАВИШНИКОВА