Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.11.2005 по делу N А19-33042/05-11 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о привлечении к ответственности за неполную уплату единого социального налога, поскольку налогоплательщик вправе производить вычеты из суммы указанного налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 ноября 2005 г. Дело N А19-33042/05-11“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Филатова Д.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ответчика: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции ФНС N 13 по Иркутской области и УОБАО к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей “Центр внешкольной работы“ о взыскании 6432 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция ФНС N 13 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с Центра внешкольной работы Казачинско-Ленского района РОО 6432 рублей налоговой санкции.

Заявитель и ответчик о времени и месте судебного заседания
извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Заявитель просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Дело рассматривается в соответствии с частью 2 ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал следующее. Межрайонной инспекцией ФНС N 13 по Иркутской области проведена камеральная проверка представленной организацией налоговой декларации по единому социальному налогу за 2004 г.

В ходе проверки установлено, что налогоплательщиком допущено занижение единого социального налога, подлежащего уплате в бюджет за 2004 г., в сумме 32160 рублей в результате завышения примененного налогового вычета по налоговой декларации.

По результатам налоговой проверки заявителем вынесено решение от 06.06.2005 N 10-556/388 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату единого социального налога за 2004 г. в виде штрафа в сумме 6432 рублей.

Требование об уплате штрафа отправлено заказным письмом и получено организацией, срок исполнения требования истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.

Заявитель в соответствии со ст. 104 НК РФ просил взыскать с организации 6432 рубля налоговой санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах в судебном порядке.

Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

При исчислении учреждением единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет за 2004 г., согласно налоговой декларации, налоговая база для начисления единого социального налога в федеральный бюджет составила 1379263 рубля, сумма начисленного единого социального налога (строка 0200) - 386194 рубля. Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за налоговый период составила 193097 рублей. Сумма фактически уплаченных
налогоплательщиком авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за налоговый период, согласно КЛС, по состоянию на 15.04.2005 составила 160937 рублей.

Налоговый орган доначислил единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет за 2004 г., в сумме 32160 рублей. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за неуплату единого социального налога в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 6432 руб.

Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но
не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов, и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.

Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

Сумма
налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.

С учетом изложенного налогоплательщик вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены
вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ответственность наступает за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), поэтому несвоевременная уплата правильно исчисленного и указанного в налоговой декларации налога не содержит в себе состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.

Как видно из материалов дела, исчисленная налогоплательщиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.

Таким образом, в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции ФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центр внешкольной работы“ 6432 рублей налоговой санкции следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований Межрайонной инспекции ФНС РФ N 13 по Иркутской области и УОБАО о взыскании с муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей “Центр внешкольной работы“ 6432 рублей налоговой санкции отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Д.А.ФИЛАТОВ