Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.09.2005 по делу N А19-15924/05-21 Суд признал незаконными действия таможенного органа, выразившиеся в нарушении сроков проверки таможенной декларации и выпуска товаров в свободное обращение, поскольку ответчик не доказал наличие нарушения декларантом условий выпуска товара.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2005 г. Дело N А19-15924/05-21“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Стрижовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Стрижовой Т.Ю.,

при участии:

от заявителя - Михалец Э.Н., директора (ан Иркутским РОВД 30.05.2002), Павловой А.В. (доверенность от 01.02.2005 б/н, ан Октябрьским РОВД г. Иркутска 31.10.2002),

от ответчика - Ивановой В.В. (доверенность от 08.07.2005 N 55, удост. от 21.01.2005 N 216367), Никульшина В.Ю. (доверенность от 28.07.2005 N 60, удост. N 184469 от 07.02.2005), Репиной Л.С. (доверенность от 31.12.2004 N 60, удост. от 03.09.2003 N 211761),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО “Экстрой“ к Иркутской таможне о признании
незаконными действий,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Иркутской области поступило заявление общества с ограниченной ответственностью “Экстрой“ к Иркутской таможне с требованиями:

- признать незаконными действия должностных лиц Иркутской таможни, выразившиеся в нарушении сроков проверки таможенной декларации и выпуска товаров в свободное обращение;

- взыскать с Иркутской таможни денежные средства в размере 4248 рублей в пользу ООО “Экстрой“ за понесенные убытки (оплата услуг по хранению товаров на СВХ).

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 30.08.2005 требование заявителя о взыскании с Иркутской таможни денежных средств в размере 4248 рублей в пользу ООО “Экстрой“ за понесенные убытки (оплата услуг по хранению товаров на СВХ) выделено в отдельное производство.

Таким образом, в судебном заседании 20.09.2005 рассматривается заявление ООО “Экстрой“ к Иркутской таможне с требованием признать незаконными действия должностных лиц Иркутской таможни, выразившиеся в нарушении сроков проверки таможенной декларации и выпуска товаров в свободное обращение.

Ответчик заявленные требования оспорил.

В судебном заседании объявлен перерыв с 20.09.2005 до 16-00 час. 26.09.2005, по окончании которого судебное заседание продолжено.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения сторон, арбитражный суд установил следующее.

18.02.2005 в целях таможенного оформления поступивших в соответствии с внешнеторговым контрактом от 01.12.2004 N HD041201 товаров ООО “Экстрой“ подало в Иркутскую таможню грузовую таможенную декларацию N 10607080/180205/0000178, заявив таможенную стоимость, используя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.

22.02.2005 таможенный орган принял решение о невозможности применения метода по цене сделки с ввозимыми товарами (листы 47, 51 пакета документов к ГТД).

03.03.2005 таможенная стоимость, заявленная декларантом в ГТД N 10607080/180205/0000178 и декларации таможенной стоимости формы ДТС-1 по цене сделки с ввозимыми товарами, Иркутской таможней откорректирована по шестому методу
определения таможенной стоимости.

Уведомлением от 04.03.2005 Иркутская таможня предложила ООО “Экстрой“ внести обеспечение уплаты таможенных платежей по откорректированным по стоимости товарам N 1, 3, 5 в размере 88348,49 рубля.

04.03.2005 ГТД N 10607080/180205/0000178 Иркутской таможней окончательно проверена, товар выпущен в свободное обращение.

Заявитель, полагая, что Иркутская таможня, осуществив корректировку таможенной стоимости, необоснованно превысила сроки проверки таможенной декларации, что повлекло увеличение его материальных затрат по хранению товара на складе временного хранения, допустила нарушение его прав и законных интересов, обратился в Арбитражный суд Иркутской области.

Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ, Кодекс) таможенные органы осуществляют выпуск товаров в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам, за исключением случая продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 359 настоящего Кодекса (если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам).

Согласно статье 149 ТК РФ выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей 152 настоящего Кодекса, при соблюдении следующих условий:

1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства РФ;

2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев,
когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса.

Поскольку в статье 149 ТК РФ содержится исчерпывающий перечень условий, являющихся основанием для выпуска товара в сроки, указанные в статье 152 ТК РФ, для применения иных сроков выпуска товаров таможенный орган обязан доказать нарушение заявителем таких условий либо представить доказательства продления сроков проведения проверки товаров в соответствии с п. 2 статьи 359 Кодекса.

Кроме того, статьей 359 ТК РФ определены сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении, в соответствии с которой при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должна быть завершена не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.

В судебном заседании установлено, что проверка ГТД N 10607080/180205/0000178 осуществлялась таможенным органом с 18.02.2005 по 04.03.2005, т.е. в течение 9 рабочих дней.

Как пояснил суду ответчик, срок, установленный статьей 152 ТК РФ, был приостановлен, поскольку таможенный орган запрашивал у декларанта документы и сведения, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости по первому методу.

Данный довод ответчика материалами дела не подтверждается.

Согласно ст. 149 ТК РФ выпуск товаров может быть приостановлен в соответствии со статьей
397 Кодекса только в случае, если при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) как контрафактные. В этом случае согласно ч. 2 ст. 397 ТК РФ таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления.

Между тем, как установлено в судебном заседании, товары, оформляемые ООО “Экстрой“ по ГТД N 10607080/180205/0000178, не являются контрафактными, и таможенный орган не уведомлял декларанта о приостановлении срока выпуска товара.

Помимо этого, ссылка ответчика на запрос дополнительных документов, в связи с чем нарушен срок выпуска товаров, безосновательна, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 367 ТК РФ запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров в установленные сроки.

Ссылка ответчика в обоснование своей позиции на приказ ГТК РФ от 05.12.2003 N 1399 “Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации“ (далее Положение) несостоятельна, поскольку указанным Положением определяется порядок осуществления таможенными органами контроля заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Сроки выпуска товаров, а также сроки проверки ГТД данным Положением не урегулированы.

В соответствии с п. 25 Положения должностные лица специализированного подразделения по контролю таможенной стоимости таможни должны осуществлять проверку правильности определения таможенной стоимости, а также проверку документов и сведений, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости в сроки выпуска товаров.

В соответствии с п. 6 статьи 323 ТК РФ, если в сроки выпуска товаров (статья 152) процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится
при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

В судебном заседании установлено, что таможенный орган для осуществления выпуска товара предложил ООО “Экстрой“ внести обеспечение уплаты таможенных платежей по корректируемым товарам в размере 88348,49 рубля только уведомлением от 04.03.2005 (л. 59 пакета документов к ГТД), тем самым нарушив сроки выпуска товаров и проверки ГТД, установленные статьями 152, 359 ТК РФ, п. 25 Положения.

Условный выпуск и выпуск под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могли быть дополнительно начислены в результате контроля таможенной стоимости, таможенный орган в установленные 3-дневные сроки проверки ГТД и выпуска товаров заявителю не предлагал.

В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие).

Учитывая, что таможенный орган не доказал нарушение декларантом условий выпуска товара, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, при которых выпуск товаров объективно не мог осуществиться в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, а также не представил доказательств продления сроков проведения проверки в соответствии с п. 2 статьи 359 Кодекса, арбитражный суд, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 167 - 170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

признать незаконными действия должностных лиц Иркутской таможни, выразившиеся в нарушении сроков проверки таможенной декларации и выпуска товаров в свободное обращение.

Возвратить ООО “Экстрой“ из федерального бюджета 2500 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.05.2005
N 24.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия.

Судья

Т.Ю.СТРИЖОВА