Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09.10.2007 по делу N А49-5233/2007-231а/19 Исковые требования о признании незаконными решения налогового органа о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязании налогового органа произвести возврат ошибочно уплаченных страховых взносов удовлетворены, так как представленные в дело документы свидетельствуют о наличии у заявителя переплаты.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2007 г. по делу N А49-5233/2007-231а/19

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2007 года

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Старозахаркинского сельсовета (442445, Пензенская область, Шемышейский район, с. Старое Назимкино, ул. Юбилейная, 2) к Межрайонной ИФНС России N 1 по Пензенской области (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, 234), третье лицо: ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району Пензенской области (442430, Пензенская область, п.г.т. Шемышейка, ул. Ленина, 26), о признании незаконным решения налогового органа,

при участии в заседании: от заявителя главного бухгалтера Дашкиной Т.В. (доверенность от 05.10.07 N 215),

от ответчика начальника
юридического отдела Ломоносовой Л.В. (доверенность от 17.08.07 N БАС-02-01/113767),

от третьего лица ведущего специалиста группы персонифицированного учета Наумовой Е.И. (доверенность от 05.10.07 N 01/01),

установил:

Администрация Старозахаркинского сельсовета обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области о признании незаконным ее решения от 16.07.07 N 523 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов в сумме 23745 руб. 06 коп. с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010061000160 и обязании ее произвести переброс спорной суммы страховых взносов с КБК 18210202020061000160 на КБК 18210202010061000160.

В обоснование заявленных требований администрация ссылается на ошибочную уплату страховых взносов в размере 23741 руб. на накопительную часть пенсии, а также на то, что полномочия по зачету излишне уплаченных сумм страховых взносов принадлежат налоговым органам как администраторам поступлений страховых взносов в бюджеты Российской Федерации.

В отзыве на заявление налоговая инспекция с требованиями заявителя не согласилась, считая их необоснованными. По мнению инспекции, зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет уплаты иных платежей по обязательному пенсионному страхованию не может быть осуществлен по правилам статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку страховые взносы не являются налогом. Кроме того, осуществление зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов не отнесено к компетенции налоговых органов.

В письменном отзыве на заявление третье лицо требования заявителя поддержало, считая, что полномочия по принятию решений о зачете либо возврате излишне уплаченных страховых взносов принадлежат налоговому органу как администратору данных поступлений в бюджеты Российской Федерации.

В судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования и просил по основаниям, изложенным в заявлении, признать незаконным решение Межрайонной ИФНС N 1
по Пензенской области от 16.07.07 N 523 об отказе Администрации Старозахаркинского сельсовета в осуществлении зачета излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 23745 руб. 06 коп. и обязать налоговый орган произвести зачет названной суммы страховых взносов в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Принимая во внимание, что уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, и руководствуясь статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд считает возможным его принять.

Представитель ответчика, не отрицая факта излишней уплаты администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 23745 руб. 06 коп., требования заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица согласился с требованиями заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

В силу подпункта 1 части 1 статьи 6, статьи 22 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Администрация Старозахаркинского сельсовета (далее - администрация) является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, уплачивающим страховые взносы на страховую и накопительную части пенсии.

Заявитель платежными поручениями от 28.02.07 N 51, от 05.03.07 N 59, 67, от 29.03.07 N 110 и N 111, от 06.04.07 NN 95, 102, 115, от 25.04.07 N 155, от 07.05.07 N 164 и N 171, от 06.06.07 N 206 и N 216, от 27.06.07 N 263 на общую сумму 23745 руб. 06 коп. перечислил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть
трудовой пенсии.

Между тем, согласно данным лицевого счета заявителя по состоянию на 01.01.07 у него имелась переплата по страховым взносам на накопительную часть пенсии в сумме 747 руб. 08 коп. За 1 квартал 2007 года сумма исчисленных страховых взносов, подлежащих уплате на накопительную часть трудовой пенсии, составила 379 руб., за последние 2 квартал 2007 года - 212 руб.

Следовательно, средства, перечисленные учреждением на накопительную часть трудовой пенсии в феврале - июне 2007 года в сумме 23745 руб. 06 коп., являются ошибочно уплаченными.

04.07.07 Администрация Старозахаркинского сельсовета обратилась в Межрайонную ИФНС России N 1 по Пензенской области с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в сумме 23745 руб. 06 коп. в счет уплаты страховых взносов на страховую часть пенсии.

Решением от 16.07.07 N 523 налоговый орган отказал заявителю в осуществлении зачета, мотивировав его статьями 8 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с принятым решением налоговой инспекции, администрация обжаловало его в суд.

Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме этого, названной нормой закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов,
в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.06 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона он вступает в силу с 01.01.07.

Исходя из изложенного, с 01.01.07 при решении вопроса о зачете (возврате) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется не налоговое, а бюджетное законодательство.

Как следует из содержания Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации, относятся к доходам бюджетов Российской Федерации.

Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, которые осуществляют в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно абзацу третьему статьи 2 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и
приложению N 11.1 к указанному закону администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, поскольку администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, и ниже перечисленные полномочия не переданы иному органу или учреждению, именно она принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок), которым определены единые правила проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему российской Федерации, а также их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В силу пункта 18 Порядка возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Материалами дела (платежными поручениями, лицевым счетом по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии,
реестром учета платежей страхователя, отзывом третьего лица) подтверждается и налоговым органом не оспаривается факт излишней уплаты администрацией страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии в сумме 23745 руб. 06 коп.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа не соответствует бюджетному законодательству и нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 2000 руб. На основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в указанной сумме подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации решение МИФНС России N 1 по Пензенской области от 16.07.07 N 523 об отказе Администрации Старозахаркинского сельсовета в осуществлении зачета излишне уплаченных страховых взносов, направляемых на накопительную часть трудовой пенсии, в сумме 23745 руб. 06 коп. и обязать налоговый орган произвести зачет названной суммы страховых взносов в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на страховую часть трудовой пенсии.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области в пользу Администрации Старозахаркинского сельсовета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Пензенской области.