Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.08.2005, 02.08.2005 по делу N А19-10187/05-52 Суд признал незаконными решения налогового органа об отказе в применении налогового вычета по НДС, доначислении указанного налога и взыскании пеней, поскольку доказательства неправильного оформления налоговых деклараций, счетов-фактур либо неправильного отражения исправленных документов в бухгалтерском учете ответчиком не представлены.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 августа 2005 г. Дело N А19-10187/05-52резолютивная часть объявлена2 августа 2005 г.“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,

при участии в заседании:

от заявителя: Лучина А.Я., по доверенности б/н от 07.06.2005,

от налогового органа: не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива “Парижская коммуна“ к Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконными решений налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

сельскохозяйственный производственный кооператив “Парижская коммуна“ (далее - СПК “Парижская коммуна“, налогоплательщик, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений МИФНС
РФ N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговый орган, инспекция) “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

В судебном заседании налогоплательщик заявленные требования поддержал.

Представитель налогового органа в судебное заседание не прибыл, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, согласно отзыву, заявленные требования не признал.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.07.2005 по 02.08.2005.

В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал, что в период с 5 апреля 2004 года по 13 мая 2004 года Межрайонной инспекцией МНС N 6 по Иркутской области (в настоящее время - Межрайонная ИФНС России N 6 по Иркутской области и УОБАО) проводилась выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов сельскохозяйственным производственным кооперативом “Парижская коммуна“ за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. Согласно акту выездной проверки, кооперативом занижена сумма налога на добавленную стоимость в связи с тем, что некоторые счета-фактуры составлены с нарушением требований ст. 169 НК РФ.

По результатам данной выездной проверки налоговым органом было вынесено решение N 04/28 от 21 июля 2004 года о привлечении СПК “Парижская коммуна“ к налоговой ответственности.

16 июля 2004 года сельскохозяйственный производственный кооператив “Парижская коммуна“ представил в Межрайонную инспекцию МНС России N 6 надлежаще оформленные счета-фактуры, заверенные подписью продавца, руководителями организаций и печатью организаций-продавцов с указанием даты внесения исправления, которые были отмечены в акте проверки как не соответствующие требованиям ст. 169 Налогового кодекса РФ, а также представил уточненные налоговые декларации в обоснование вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Данные счета-фактуры налоговым органом не приняты, вычеты по
НДС в сумме 217934 руб. 23 коп. (без учета налоговых санкций и пеней) также не приняты. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а именно:

- решением от 28.01.2005 N 978864 отказано в вычете за январь 2001 года на сумму 487,56 рубля;

- решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете за февраль 2001 года на сумму 17740,96 рубля;

- решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете за март 2001 года на сумму 10995,73 рубля;

- решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете за апрель 2002 года на сумму 7837,60 рубля;

- решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете за май 2001 года на сумму 27134,56 рубля;

- решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете за июль 2001 года на сумму 27889,94 рубля;

- решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете за июль 2002 года на сумму 34162,74 рубля;

- решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете за октябрь 2001 года на сумму 11953,14 рубля;

- решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете за ноябрь 2001 года на сумму 20550,30 рубля.

Отказывая в вычетах, налоговая инспекция ссылается на письмо МНС России от 02.12.2003 N 03-1-08/3481/15-Ат601, указывая, что налогоплательщик-покупатель в случае внесения продавцом исправлений в счет-фактуру, зарегистрированный им в книге покупок, должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за текущий налоговый период (на дату внесения изменений).

Кроме того, налоговый орган в своем ответе на заявление СПК “Парижская коммуна“ от
18.08.2004 за исходящим номером 19791, отказывая в вычете по НДС, ссылается на то, что в связи с тем, что с 01.01.2004 СПК “Парижская коммуна“ перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с п. 3 ст. 346.1 НК РФ кооператив не может предъявить к вычету сумму налога на добавленную стоимость по исправленным счетам-фактурам в период с 01.04.2004, так как не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

В марте 2005 года Межрайонная ИФНС России N 6 на расчетный счет СПК “Парижская коммуна“ выставила инкассовое поручение о взыскании в безакцептном порядке 217934,23 рубля.

Заявитель полагает, что решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности являются незаконными в связи с необоснованным отказом в принятии к вычету налога на добавленную стоимость, а также в связи с тем, что налогоплательщик дважды привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение.

Выслушав доводы представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования о признании недействительными решений налогового органа подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, сельскохозяйственный производственный кооператив “Парижская коммуна“ зарегистрирован мэрией Тулунского района 02.09.1999, свидетельство о государственной регистрации N 169-п.

Согласно уведомлению налогового органа N 01/07 от 10.02.2004, СПК “Парижская коммуна“ с 01.01.2004 применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 143 Налогового кодекса РФ СПК “Парижская коммуна“ до 2004 года являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.

В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ.

Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, при наличии соответствующих первичных документов.

Межрайонной инспекцией МНС РФ N 6 по Иркутской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам своевременности и уплаты налогов СПК “Парижская коммуна“.

В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что налогоплательщиком необоснованно предъявлены к вычету суммы НДС по счетам-фактурам, составленным с нарушением требований ст. 169 НК РФ. В результате данного нарушения налогоплательщик не исчислил и не уплатил налог на добавленную стоимость за 2001 год - в сумме 270900 руб., за 2002 год - в сумме 39900 руб.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 04/28 от 21.07.2004 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

Вышеуказанное решение было обжаловано налогоплательщиком в Арбитражный суд Иркутской области. В дальнейшем налогоплательщик в судебном заседании отказался от заявленных требований, встречное требование налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций в сумме 142240 руб. признал в полном объеме. Решением арбитражного суда от 04.11.2004 по делу N А19-16815/04-20 с СПК “Парижская коммуна“ в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств взысканы налоговые санкции в сумме 1422 руб. 40 коп.

Согласно п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести
необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

В бухгалтерском учете исправления нужно отразить в том отчетном периоде, когда ошибка была обнаружена (п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Кроме того, согласно ст. 81 Налогового кодекса РФ в налоговую инспекцию нужно представить исправленную декларацию по налогу за тот отчетный период (месяц или квартал), к которому относится ошибка.

Судом установлено, что 16 июля 2004 года сельскохозяйственный производственный кооператив “Парижская коммуна“ представил в Межрайонную ИМНС РФ N 6 по Иркутской области ежемесячные уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 2001, 2002 гг. и надлежаще оформленные счета-фактуры, заверенные подписью продавца, руководителями организаций и печатью организаций-продавцов с указанием даты внесения исправления.

По результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций налоговой инспекцией приняты решения “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“:

1. Решением от 28.01.2005 N 978864 отказано в вычете по НДС за январь 2001 года на сумму 487,56 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 97 руб. 51 коп., НДС в сумме 487 руб. 56 коп. и пени в сумме 8 руб. 56 коп.

2. Решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за февраль 2001 года на сумму 17740,96 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 2141 руб. 59 коп., НДС в сумме 10707 руб. 96 коп. и пени в сумме 248 руб. 42 коп.

3. Решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за март 2001 года на сумму 10995,73 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме
2199 руб. 15 коп., НДС в сумме 10995 руб. 73 коп. и пени в сумме 193 руб. 52 коп.

4. Решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за апрель 2002 года на сумму 7837,60 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 1567 руб. 62 коп., НДС в сумме 7837 руб. 60 коп. и пени в сумме 181 руб. 83 коп.

5. Решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за май 2001 года на сумму 27134,56 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 5426 руб. 91 коп., НДС в сумме 27134 руб. 56 коп. и пени в сумме 477 руб. 57 коп.

6. Решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за июль 2001 года на сумму 27889,94 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 5577 руб. 98 коп., НДС в сумме 27889 руб. 94 коп. и пени в сумме 490 руб. 86 коп.

7. Решением от 30 марта 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за июль 2002 года на сумму 34162,74 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 6832 руб. 55 коп., НДС в сумме 34162 руб. 74 коп. и пени в сумме 792 руб. 57 коп.

8. Решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за октябрь 2001 года на сумму 11953,14 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 2390 руб. 62 коп., НДС в сумме 11953 руб. 14 коп. и пени в сумме
210 руб. 37 коп.

9. Решением от 28 января 2005 года без номера отказано в вычете по НДС за ноябрь 2001 года на сумму 20550,30 рубля. Налогоплательщику предложено уплатить налоговые санкции в сумме 4110 руб. 6 коп., НДС в сумме 20550 руб. 30 коп. и пени в сумме 361 руб. 68 коп.

Как следует из вышеуказанных решений, налогоплательщик неправомерно предъявил к вычету суммы налога на добавленную стоимость в связи с тем, что в подтверждение полученного вычета представлены счета-фактуры, в которые внесены исправления 10.11.2004, а уточненные налоговые декларации представлены за прошлые периоды (2001, 2002 годы). На основании изложенного инспекция полагает, что счета-фактуры оформлены ненадлежащим образом.

Судом установлено, что налогоплательщик правомерно в соответствии со ст. 81 Налогового кодекса РФ представил уточненные налоговые декларации за периоды 2001, 2002 годов. Довод налоговой инспекции о том, что уточненные налоговые декларации должны представляться за период, в котором внесены изменения в декларации, не основан на законе.

Ссылка налогового органа на обязанность налогоплательщика отражать в бухгалтерском учете изменения, внесенные в счета-фактуры в том налоговом периоде, в котором внесены изменения, является обоснованной, поскольку такая обязанность предусмотрена п. 39 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Однако данный вывод не свидетельствует от обязанности налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации за тот же период.

В соответствии с п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения
исправлений.

Представленные исправленные счета-фактуры оформлены надлежащим образом: внесенные изменения заверены подписью и печатью продавца с указанием даты внесения исправлений - 10.11.2004.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу положений п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Налоговым органом не представлены доказательства неправильного оформления налоговых деклараций, счетов-фактур либо неправильного отражения исправленных документов в бухгалтерском учете. Следовательно, в принятии к вычету налога на добавленную стоимость СПК “Парижская коммуна“ отказано необоснованно.

Таким образом, нарушения, указанные инспекцией в решениях, принятых по результатам камеральных проверок уточненных налоговых деклараций, не нашли своего подтверждения, в связи с чем требования о признании недействительными указанных решений правомерны.

Довод налогового органа о том, что налогоплательщик не вправе предъявить к вычету НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения, не влияет на выводы суда, поскольку не был указан в качестве основания к отказу в вычетах в решениях инспекции, принятых по результатам камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными (противоречащими ст.ст. 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ) решения МИФНС РФ N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о привлечении сельскохозяйственного производственного кооператива “Парижская коммуна“ к налоговой
ответственности за совершение налогового правонарушения:

1. Решение от 28.01.2005 N 978864 за январь 2001 года о взыскании налоговых санкций в сумме 487,56 рубля;

2. Решение от 30 марта 2005 года без номера за февраль 2001 года на сумму налоговых санкций 17740,96 рубля;

3. Решение от 28 января 2005 года за март 2001 года на сумму налоговых санкций 10995,73 рубля;

4. Решение от 30 марта 2005 года без номера за апрель 2002 года на сумму налоговых санкций 7837,60 рубля.

5. Решение от 28 января 2005 года без номера за май месяц 2001 года на сумму 27134,56 рубля.

6. Решение от 28 января 2005 года без номера за июль 2001 года на сумму налоговых санкций 27889,94 рубля;

7. Решение от 30 марта 2005 года без номера за июль 2002 года на сумму налоговых санкций 34162,74 рубля.

8. Решение от 28 января 2005 года без номера за октябрь 2001 года на сумму налоговых санкций 11953,14 рубля.

9. Решение от 28 января 2005 года без номера за ноябрь 2001 года на сумму налоговых санкций 20550,30 рубля.

Обязать Межрайонную инспекцию ФНС России N 6 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу устранить допущенные нарушения законных прав и интересов налогоплательщика.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА