Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.07.2005 по делу N А19-15892/05-31 Суд частично удовлетворил требование о взыскании штрафа за несоответствие массы груза и превышение грузоподъемности вагона, поскольку факт превышения ответчиком грузоподъемности и несоответствия массы груза подтвержден материалами дела.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 июля 2005 г. Дело N А19-15892/05-31“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ушаковой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания,

при участии представителей:

от истца: Янкиной Е.Н. (по доверенности от 22.12.2004 N 320/966), Когораевой Л.И. (по доверенности от 27.07.2005 N 320/552),

от ответчика: Маневич Ю.В. (по доверенности от 27.06.2005 б/н), Лазаренко С.В., генерального директора,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Российские железные дороги“ филиал “Восточно-Сибирская железная дорога“ к ООО “Леском“ о взыскании 131580 руб.,

УСТАНОВИЛ:

первоначально иск заявлен о взыскании 131580 руб. штрафа за несоответствие массы груза и превышение грузоподъемности вагона.

Истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил свои требования
и просил взыскать с ответчика 129700 руб. штрафа за несоответствие массы груза и превышение грузоподъемности вагона.

В обоснование своих требований истец указал, что в результате контрольной перевески вагона N 54806583 (отправки от 25.01.2005 N Х018545 Военный городок ВСЖД - Маньчжурия КЖД, грузоотправитель ООО “Леском“), произведенной истцом 26.01.2005 на станции отправления, установлено несоответствие массы груза, указанной в перевозочном документе, а также превышение грузоподъемности (перегруз) вагона.

В представленной транспортной железнодорожной накладной N Х018545 значится: груз - лесоматериалы из сосны обыкновенной, прочие, масса нетто - 60445 кг, вес тары - 25500 кг, подъемная сила вагона - 67000 кг, масса груза определена грузоотправителем по обмеру.

В результате контрольной перевески фактически оказалось, что масса брутто составляет 95800 кг, тара вагона - 25500 кг, масса нетто - 70300 кг, что превышает массу груза, указанную грузоотправителем в перевозочных документах, на 9855 кг, а превышение грузоподъемности вагона составляет 3300 кг.

На основании перевозочных документов и записи от 26.01.2005 в книге контрольных перевесок станции Военный городок ВСЖД перевозчиком на станции отправления 26.01.2005 составлены акт проверки соответствия фактического веса круглого леса и пиломатериалов, акт общей формы N 31 и коммерческий акт N Ж209783/2, согласно которым в соответствии со ст. 102 ФЗ “Устав железнодорожного транспорта РФ“ (далее - УЖТ РФ) грузоотправителю начислен штраф в размере 129700 руб. (с учетом предельного отклонения в результатах определения массы груза нетто).

На основании ст.ст. 126, 23, 25 - 27, 102, 119 УЖТ РФ истец просил взыскать с ответчика 129700 руб. штрафа.

Ответчик, возражая на заявленные требования, указал, что согласно Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте проверка массы груза, указанной отправителем, должна
быть проведена тем же способом, который заявлен и грузоотправителем, иначе невозможно установить значение предельных расхождений определения массы (погрешность измерений массы) нетто такого груза, так как такая погрешность будет разной при различных способах взвешивания и расчета массы груза. В указанном случае невозможен расчет разницы между массой груза, определенной при отправлении, по сравнению с массой, определенной проверкой, так как эти данные не сопоставимы в связи с разницей коэффициента погрешности. Коэффициент погрешности явно выше при определении массы расчетным путем, что связано со спецификой груза - лесоматериалов, масса которых при равных объемах зависит от влажности. В то же время определение самого объема также имеет свои коэффициенты погрешности. Считает, что данные о массе груза, полученные с нарушением установленного порядка проверки массы, не могут являться основанием для взыскания штрафа за перегруз вагона. Кроме того, считает, что сумма штрафа, заявленная к взысканию истцом, явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, и просит суд применить ст. 333 ГК РФ. В связи с изложенным просил в иске отказать.

Имеющиеся в деле материалы и представленные доказательства позволяют суду принять решение по делу.

Материалами дела установлено, что при перевозке ОАО “РЖД“ филиал “ВСЖД“ груза ООО “Леском“ по маршруту Военный городок ВСЖД - Маньчжурия КЖД в результате контрольной перевески вагона N 54806583 истцом установлено несоответствие массы груза, указанной в перевозочном документе, на 9855 кг и превышение грузоподъемности (перегруз) вагона на 3300 кг, в связи с чем на основании перевозочных документов и записи от 26.01.2005 в книге контрольных перевесок станции Военный городок ВСЖД перевозчиком на станции отправления 26.01.2005 составлены акт проверки соответствия фактического веса круглого леса и
пиломатериалов, акт общей формы N 31 и коммерческий акт N Ж209783/2, согласно которым грузоотправителю начислен штраф в размере 129700 руб. (с учетом предельного отклонения в результатах определения массы груза нетто).

В соответствии со ст. 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).

Проверку достоверности массы грузов, указанной грузоотправителями в железнодорожных транспортных накладных, перевозчик осуществляет выборочно, посредством взвешивания.

Статьей 26 УЖТ РФ предусмотрено, что определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Согласно п. 23.1 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте грузы, масса которых при отправлении определена по обмеру, выдаются без проверки массы или с проверкой массы на вагонных весах. В отношении пиломатериалов и лесоматериалов п. 23.4 Правил закреплено, что эти грузы выдаются с проверкой их массы на вагонных весах. Таким образом, законодателем установлено, что перевозчик определяет массу груза и проверяет ее исключительно посредством взвешивания.

Порядок определения массы груза и проведения контрольных перевесок регламентируется Рекомендацией государственной системы обеспечения единства измерений (ГСОЕИ) МИ28152003 “Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования“, которая не предусматривает возможность проверки массы грузов посредством обмера. Проверка массы грузов осуществляется исключительно посредством контрольных перевесок.

Согласно п. 7 Рекомендации контрольные перевески производят на станции отправления, в пути следования или на станции назначения. При проведении контрольной перевески
массы груза нетто в вагоне, определенной на станции отправления путем измерения обмера, расчет излишка массы груза и размера перегруза производят с учетом предельного отклонения в результатах определения массы груза нетто.

Как следует из материалов дела, перевеска производилась на исправных электромеханических вагонных весах на станции Военный городок ВСЖД N ВЭ077, проверенных 17.12.2004, с остановкой и без расцепки вагонов, предназначенных для этого способа взвешивания. В соответствии с расчетом излишка массы груза и размера перегруза вагона N 54806583 предельное отклонение в результатах определения массы груза нетто составляет 1690 кг, излишек массы груза - 8165 кг, размер перегруза - 1610 кг.

Таким образом, определенные в результате контрольной перевески вагона N 54806583 и указанные в акте общей формы и коммерческом акте излишки массы груза нетто и размер перегруза вагона превышают размер погрешности весов, а также предельное отклонение в результате определения массы груза нетто разными способами.

Рассматриваемые акт общей формы N 31 и коммерческий акт N Ж209078/2 от 26.01.2005 составлены с соблюдением Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, которые не предусматривают внесение в названные акты сведений о погрешности весоизмерительных приборов.

Согласно п. 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, а при необходимости - коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе с учетом погрешности весоизмерительных приборов, то есть акт общей формы и коммерческий акт составляются лишь в случае, если масса груза, определенная при контрольной перевеске, превышает массу груза по накладной плюс размер погрешности весоизмерительных приборов,
что в данном случае соблюдено.

Сведения, указанные в рассматриваемых актах, являются достаточными для их достоверного отнесения к факту контрольной перевески вагона N 54806583, проведенной перевозчиком 28.01.2005.

В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

В п. 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.11.1998 N 18 “О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации“ указывается, что, если арбитражный суд при рассмотрении конкретного спора установит явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, он вправе в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшить его размер.

Суд не усматривает обстоятельств, отягчающих ответственность ООО “Леском“: масса груза проверялась истцом на станции отправления, убытков, связанных с перевозкой груза, истец не понес. По требованию перевозчика вагон был перегружен грузоотправителем. Фактически отрицательных последствий для истца не наступило. Стоимость перевозки указанного вагона составляла 22563 руб. При таких обстоятельствах и с учетом того, что отсутствуют последствия возможного нарушения обязательств для истца, суд находит, что сумма штрафа - 129700 руб. - явно несоразмерна обстоятельствам дела, и суд уменьшает размер штрафа до 22563 руб. - фактической стоимости перевозки вагона.

Требования истца обоснованы актом общей формы, коммерческим актом, выпиской из книги контрольных перевесок вагона и на основании ст.ст. 126, 23, 25 - 27, 102, 119 УЖТ РФ, ст. 333 ГК РФ подлежат удовлетворению в размере 22563 руб.

Расходы по уплате государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относятся на ответчика.

В соответствии со ст. 104 АПК РФ, подпунктом 1 п. 1 ст.
333.40 НК РФ государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 110, 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с ООО “Леском“ в пользу ОАО “Российские железные дороги“ филиал “Восточно-Сибирская железная дорога“ 22563 руб.; в возмещение расходов по государственной пошлине - 4094 руб.

Возвратить истцу из федерального бюджета 37 руб. 60 коп. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 11.05.2005 N 088.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.В.УШАКОВА