Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.06.2005, 20.06.2005 по делу N А19-6882/05-53 Суд удовлетворил исковые требования о возмещении убытков, возникших вследствие предоставления льгот инвалидам по оплате услуг связи, поскольку государством не исполнены в полном объеме обязательства по компенсации затрат, связанных с практической реализацией данных льгот.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 июня 2005 г. Дело N А19-6882/05-53резолютивная часть объявлена 20 июня 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рукавишниковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания,

при участии:

от истца: Драчко Д.В. - представителя по дов. N 215 от 29.12.2004,

от ответчика: Вокиной М.В. - представителя по дов. N 14-11/5 от 25.01.2005,

от третьих лиц: ГУСЗН Иркутской области - Карпенко Е.А. - представителя по дов. N 09-86 от 14.01.2005 (после перерыва не присутствовала),

от администрации Ангарского муниципального образования - не присутствовал,

от Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации - не присутствовал,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО “Сибирьтелеком“
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (третьи лица - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, администрация Ангарского муниципального образования, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации) о взыскании 1371 руб. 66 коп.,

при рассмотрении дела объявлялся перерыв с 17.06.2005 до 20.06.2005,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен к казне Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков в размере 1371 руб. 66 коп., возникших вследствие предоставления льгот по оплате за пользование телефоном и радио отдельным категориям граждан на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ в 2004 г.

В ходе судебного разбирательства на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца ненадлежащий ответчик - казна Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - заменен на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.

В судебном заседании истец поддержал заявленное требование.

Ответчик представил отзыв на иск, иск не признал, полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств отсутствуют.

Третье лицо - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации - иск оспорило, представило доказательства полного распределения по регионам средств на реализацию установленных льгот.

Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области - в отзыве на иск указало, что не является органом, в функции которого входит финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг связи по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Третье лицо - администрация Ангарского муниципального образования - отзыв на иск не представило, иск не оспорило.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил следующее.

ОАО “Сибирьтелеком“ в 2004 г. при осуществлении
своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ предоставляло льготы по абонентской плате за пользование телефоном лицам, имеющим право на льготное обеспечение.

Между истцом и администрацией Ангарского муниципального образования был заключен договор N 617/2004 от 01.01.2004, направленный на возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Расходы, понесенные истцом в 2004 г. в связи с предоставлением указанных льгот, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 1371 руб. 66 коп.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.

На основании ст. 30 Федерального закона от 16.02.1995 N 15-ФЗ “О связи“ (с изменениями от 17.07.1999) при предоставлении льгот по оплате услуг связи возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 “Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 963, финансирование расходов, понесенных в связи с предоставлением услуг связи инвалидам, производится за счет средств федерального бюджета. Срок действия данных Правил продлен на 2004 г. постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите
инвалидов в РФ“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (срок действия которого продлен на 2004 г. постановлением Правительства РФ от 14.02.2004 N 80) установлены правила предоставления и расходования средств, выделяемых на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ из Фонда компенсаций.

Распределение средств Фонда компенсаций установлено приложением N 14 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год“. Иркутской области на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в Фонде компенсаций предусмотрена субсидия в размере 537921 тыс. руб.

Выделенные из федерального бюджета денежные средства на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ были перечислены местным бюджетам в полном объеме, о чем свидетельствуют Законы Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“ и “Отчет об исполнении областного бюджета за 2004 год“; при этом бюджету муниципального образования “Город Ангарск“ перечислено 79886 тыс. руб.

Из представленных в материалы дела документов и пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что выделенные муниципальному образованию “Город Ангарск“ бюджетные средства были перечислены получателям полностью, однако не компенсировали реальные расходы, понесенные предприятиями связи.

Таким образом, в 2004 г. в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты компенсации денежная сумма.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска, акт сверки задолженности, месячные отчеты за заявленный период, списки льготников. Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер не возмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“, в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик - Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ,
- оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных инвалидам услуг, не представил.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В связи с этим Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в РФ“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, устанавливается 50-процентная скидка за пользование телефоном.

Следуя предписанию закона, истец в период с января по декабрь 2004 г. оказывал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в РФ“ и “О связи“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В соответствии с требованиями ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В абзаце 1 п. 12 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 указано, что ответчиком по делам данной категории должна признаваться Российская Федерация в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

Согласно п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса
Российской Федерации Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Пунктом 1 ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Состав государственной казны определен п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье казну Российской Федерации составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Учитывая, что в результате ненадлежащего исполнения Российской Федерацией своих обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О социальной защите инвалидов в РФ“ истец недополучил возмещение, а именно плату за оказанные услуги, требования истца о взыскании убытков в размере 1371 руб. 66 коп. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Сибирьтелеком“ 1371 руб. 66 коп. расходов, связанных с реализацией Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в 2004 г.

Возвратить ОАО “Сибирьтелеком“ из федерального бюджета уплаченную государственную
пошлину в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Е.В.РУКАВИШНИКОВА