Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.05.2005, 19.05.2005 по делу N А19-9388/05-32 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафных санкций за неполную уплату НДС и непредставление сведений, необходимых для осуществления контроля, поскольку заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях налогоплательщика противоправных деяний, приведших к неуплате налога, и подтверждающих факт получения ответчиком требования о представлении документов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 мая 2005 г. Дело N А19-9388/05-32резолютивная часть объявлена 19 мая 2005 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кродиновой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сониным А.А.,

при участии представителей:

от заявителя: Яниной И.А. по доверенности от 29.03.2005 N 08/6750,

от ответчика: не явились,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска к обществу с ограниченной ответственностью “Урал-Статус“ о взыскании налоговых санкций в размере 5678 руб. 80 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому округу города Иркутска (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный
суд Иркутской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Урал-Статус“ (далее - общество, предприятие) налоговых санкций в размере 5678 руб. 80 коп. на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на иск либо доказательства добровольной уплаты налоговых санкций суду не представил, о времени и месте судебного разбирательства извещен в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке, установленном статьей 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителей ответчика.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении о взыскании налоговых санкций.

Из представленных заявителем документов следует, что ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица Регистрационной палатой администрации города Иркутска 23.11.1999, о чем выдано свидетельство серии ИРП номер 2994.

20.10.2004 обществом была представлена в налоговый орган декларация по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2004 г. Согласно декларации, предприятием сумма налога на добавленную стоимость исчислена в размере 27144 руб. 00 коп., сумма налоговых вычетов исчислена в размере 34762 руб. 00 коп., сумма налога на добавленную стоимость, заявленная в возмещению из бюджета, определена обществом в размере 7618 руб. 00 коп.

Налоговой инспекцией в рамках проведения камеральной проверки по указанной декларации в адрес общества было направлено по почте требование от 08.12.2004 N 02-24.5/894 о представлении копий документов, в том числе: книги продаж, книги покупок, товарно-сопроводительных документов, счетов-фактур, документов, подтверждающих оплату приобретенных товаров. Названное требование обществом исполнено не было, документы в установленный срок в налоговый
орган представлены не были.

По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки заявителем было вынесено решение от 18.01.2005 N 02-15/41ДСП о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 5428 руб. 80 коп. (27144 руб. 00 коп. x 20%); пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 250 руб. 00 коп. (50 руб. 00 коп. x 5 документов). Кроме того, указанным решением предприятию доначислен налог в сумме 27144 руб. 00 коп. и пени в размере 323 руб. 10 коп., а также уменьшена сумма налога, предъявленная обществом к возмещению из бюджета за сентябрь 2004 г. на 7618 руб. 00 коп.

В соответствии со статьями 101, 104 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщику было выставлено требование от 18.01.2005 N 02-24.2/28 об уплате в срок до 10.02.2005 налоговых санкций в размере 5678 руб. 80 коп. Неисполнение ответчиком в установленный срок данного требования явилось основанием для обращения налоговой инспекции в суд с настоящим заявлением.

Выслушав представителя налогового органа, исследовав имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу статей 45, 54 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик-организация исчисляет налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и самостоятельно производит уплату налога в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 171 Налогового
кодекса Российской Федерации к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму налога, относятся суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, законодатель установил, что право на применение налогоплательщиком вычета (возмещения) входного налога на добавленную стоимость возникает только при соблюдении им трех условий: 1) наличия счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями, установленными статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации; 2) принятия товара (работ, услуг) на учет на основании соответствующих документов; 3) фактической оплаты товаров (работ, услуг) поставщикам (продавцам) с учетом начисленного ими налога.

Как следует из решения налоговой инспекции, на основании которого заявлен настоящий иск, налоговым органом в ходе проведения камеральной проверки не установлен ни один факт, свидетельствующий о нарушении налогоплательщиком названных выше условий при применении налоговых вычетов. Основанием для доначисления ответчику налога на добавленную стоимость, пеней
и уменьшения суммы налога, предъявленной обществом к возмещению из бюджета, явилось непредставление последним в налоговый орган документов, подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции пояснил, что именно в связи с непредставлением налогоплательщиком истребуемых документов налоговый орган пришел к выводу о том, что ответчиком необоснованно применены налоговые вычеты и, соответственно, допущена неуплата налога в размере 27144 руб. 00 коп. Поэтому предприятие было привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговым правонарушением согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения по статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 110 Налогового кодекса Российской Федерации виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В силу статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поэтому налоговая инспекция, обращаясь в суд с требованием о взыскании с ответчика налоговых санкций, должна представить суду доказательства, как свидетельствующие о наличии в действиях налогоплательщика противоправных деяний, приведших неуплате налога (к возникновению задолженности перед бюджетом), так и подтверждающие факт получения предприятием требования о представлении документов, подтверждающих обоснованность примененных налоговых вычетов.

Между тем налоговым органом такие доказательства суду не представлены. Из содержания решения налоговой инспекции от 18.01.2005 N 02-15/41ДСП и искового заявления также не следует, что обществом было получено требование о представлении документов либо последнее уклонялось от его получения. В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что налоговый орган не располагает данными доказательствами.

Принимая во внимание, что налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ответчика составов налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, у суда отсутствуют правовые основания для взыскания с налогоплательщика налоговых санкций в сумме 5678 руб. 80 коп.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Л.Н.КРОДИНОВА