Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.05.2005 по делу N А19-10198/05-45 Суд частично удовлетворил требование налогового органа о взыскании санкций за неуплату налога на доходы физических лиц, поскольку налогоплательщик неправомерно не перечислил налог, удержанный с фактически выплаченного дохода физическим лицам.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2005 г. Дело N А19-10198/05-45“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Рудых А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марковой Л.С.,

при участии:

от заявителя: не присут.,

от ответчика: не присут.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу к открытому акционерному обществу “Хайтинский фарфор“ о взыскании 26293 рублей 76 копеек,

УСТАНОВИЛ:

заявлено требование о взыскании 26293 рублей 76 копеек - суммы налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письмом от 14.05.2005
N 08/14455 заявленные требования поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, неуплату взыскиваемой суммы на день рассмотрения дела подтвердил.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыва на заявление не представил.

Дело в соответствии со статьей 156 и пунктом 2 статьи 215 АПК РФ рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Иркутской области (налоговый орган, заявитель по делу, в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу) была проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества “Хайтинский фарфор“ (налогоплательщик, заявитель по делу, далее - общество) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления, в том числе, единого социального налога и налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2001 по 31.12.2003, по результатам которой составлен акт проверки от 22.10.2004 N 02/236.

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями (неуплата единого социального налога, неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц) налоговым органом принято решение от 29.11.2004 N 1037354 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафов в общей сумме 26293 рубля 76 копеек и выставлено требование об уплате.

Поскольку в установленный в требовании срок ответчиком в добровольном порядке сумма штрафов уплачена не была, налоговый орган обратился в суд за ее принудительным взысканием.

Заявленные требования суд считает подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

В части взыскания
с ответчика штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 3523 рублей 66 копеек суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим причинам.

В силу статьи 235 НК РФ в проверяемый период общество являлось налогоплательщиком единого социального налога как организация-работодатель, производящая выплаты наемным работникам.

Согласно статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 53 и пункта 1 статьи 54 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и исчисляется налогоплательщиком по итогам налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 237 НК РФ налоговая база по единому социальному налогу определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 НК РФ, начисленных работодателем за налоговый период в пользу работников.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты единого социального налога предусмотрен статьей 243 НК РФ, и в соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ).

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно...“.

В силу статьи 24 Закона N 167-ФЗ, регулирующей порядок исчисления,
а также порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса, определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 НК РФ.

При этом в силу пункта 3 статьи 9 Закона N 167-ФЗ финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемого в Федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок представления расчетов по итогам отчетных периодов и деклараций по итогам налоговых периодов по единому социальному налогу и страховым взносам определен статьями 243 НК РФ и 24 Закона N 167-ФЗ.

Порядок заполнения декларации по единому социальному налогу предусмотрен также Инструкцией по заполнению налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, утвержденной Приказом МНС РФ от 09.10.2002 N БГ-3-05/550 (ред. от 24.12.2003).

Как следует из материалов дела и налоговым органом не оспаривается, декларации по единому социальному налогу и по обязательному пенсионному страхованию за 2002 год заполнены ответчиком в соответствии с вышеназванными нормами права.

Из содержания решения заявителя о привлечении налогоплательщика к ответственности видно, что неуплата единого социального налога за 2002 год в сумме 17618 рублей 28 копеек возникла в результате того, что сумма примененного налогового вычета по единому социальному
налогу превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию.

При этом правомерность исчисленной налоговой базы по единому социальному налогу и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование заявителем не оспаривается и не отрицается.

В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).

Из смысла и содержания указанной нормы следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога необходимо установить в совокупности следующие обязательные квалифицирующие признаки этого состава налогового правонарушения: занижение налоговой базы в результате действий (бездействия) налогоплательщика, которые (действия, бездействие) нарушают действующее законодательство о налогах и сборах и причиняют государственному бюджету ущерб.

Кроме того, судом учитываются положения пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании“, определившего, что страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии не входят в состав единого социального налога. Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов установлена пунктом 2 статьи 27 Закона N 167-ФЗ.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что налогоплательщик был вправе производить вычеты из суммы единого социального
налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, правильность определения налогоплательщиком размера подлежащих уплате страховых взносов и авансовых платежей за отчетный и налоговый периоды в соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ налоговый орган не оспаривает, учитывая, что других оснований неуплаты налога в названной сумме во время проверки установлено не было и в решении налогового органа не отражено, суд считает, что в действиях ответчика отсутствует состав правонарушения, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в части неуплаты единого социального налога в сумме 17618 рублей 28 копеек, и оснований для взыскания налоговой санкции в сумме 3523 рублей 66 копеек не усматривает.

В остальной части суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывалось выше, в силу статей 24, 235, 207, 226 НК РФ в течение проверяемых периодов общество являлось организацией-работодателем, производящей выплаты наемным работникам, и признавалось налоговым агентом, на которого были возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщиков - физических лиц налога на доходы и перечислению его в соответствующие бюджеты, а также налогоплательщиком единого социального налога и обязано было самостоятельно в соответствии с порядком, предусмотренным указанными нормами права, названные налоги исчислять и уплачивать.

Статьей 244 НК РФ определено, что расчет суммы налога производится налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого фонда по итогам налогового периода исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и установленных законом ставок.

Пунктом 3 статьи 243 НК РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и
иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.

В силу пункта 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

В силу статьи 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Как видно из материалов дела (акта проверки, решения), общество в нарушение указанных норм права и пункта 6 статьи 226 НК РФ неправомерно не перечислило за 2001 - 2002 годы удержанный с фактически выплаченного дохода физическим лицам налог на доходы физических лиц в сумме 66950 рублей.

Кроме того, налогоплательщик допустил неуплату единого социального налога за 2001 - 2002 годы в сумме 47000 рублей 50 копеек в связи с неполной уплатой налога в результате бездействия.

В связи с изложенным суд считает решение налогового органа о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122, статье 123 НК РФ в виде взыскания штрафов в общей сумме 22770 рублей 10 копеек ((47000 руб. 50 коп. x 20%) + (66950 руб.
x 20%)) обоснованным.

Поскольку требования об уплате соответствующих сумм налоговых санкций, направленные заявителем в порядке статьи 104 НК РФ, ответчиком добровольно не исполнены, заявленные требования ни по существу, ни по размеру не оспорены, заявление подлежит удовлетворению в сумме 22770 рублей 10 копеек.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель был освобожден, подлежит взысканию с налогоплательщика в доход федерального бюджета в соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ в сумме 910 рублей 80 копеек.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

взыскать с открытого акционерного общества “Хайтинский фарфор“ (свидетельство о государственной регистрации от 16.06.1997 N 461 серии УСР), находящегося по адресу: 665474, Иркутская область, Усольский район, п. Мишелевка, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу 22770 рублей 10 копеек штрафа.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Хайтинский фарфор“ в доход федерального бюджета 910 рублей 80 копеек госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

А.И.РУДЫХ