Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01.11.2004, 25.10.2004 по делу N А19-22007/04-5 Суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании штрафа за неуплату налога, поскольку не уплаченная налогоплательщиком сумма страхового взноса не является недоимкой по единому социальному налогу, а является суммой страхового взноса, подлежащей уплате в бюджет Пенсионного фонда РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

1 ноября 2004 г. - изготовлено Дело N А19-22007/04-525 октября 2004 г. - оглашено “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н.О.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились, уведомлены,

от ответчика: не явились, уведомлены,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Иркутской области к муниципальному дошкольному образовательному учреждению “Детский сад с. Узкий Луг“ о взыскании 7338 рублей 19 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС РФ N 10 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения “Детский сад с.
Узкий Луг“ 7338 рублей 19 копеек, составляющих сумму штрафа за нарушения налогового законодательства.

Заявитель в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке, предусмотренном АПК РФ, заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела.

С учетом того, что причины, изложенные заявителем в ходатайстве, не являются достаточными, доказательств обоснованности обстоятельств, послуживших основанием для отложения дела, не представлено, суд в удовлетворении ходатайства об отложении рассмотрения дела отказал.

Ответчик в заседание суда не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 215 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Из представленных заявителем материалов следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной учреждением налоговой декларации по единому социальному налогу за 2003 г., по результатам которой установлена неуплата единого социального налога в сумме 36690 рублей 98 копеек.

По материалам проверки заместителем МИМНС РФ N 10 по Иркутской области принято решение от 24.05.2004 N 749 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде наложения штрафа в размере 7338 рублей 19 копеек.

Решение в установленном законом порядке налогоплательщиком не оспорено.

Требование N 653 от 01.06.2004 об уплате штрафных санкций направлено ответчику по почте. Штраф в добровольном порядке не уплачен, денежные средства в бюджет не поступили. Поэтому налоговый орган в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просит взыскать указанную сумму штрафа в судебном порядке.

Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд полагает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных заявителем материалов дела, налогоплательщиком при исчислении ЕСН, зачисляемого в
федеральный бюджет, за 2003 г., согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 40861 рубль 66 копеек.

Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2003 г., по данным налогового органа, составила 3206 рублей 68 копеек.

Сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченных страховых взносов на 36690 рублей 98 копеек.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 г.

Таким образом, налоговый орган доначислил ЕСН, зачисляемый в доли федерального бюджета, за 2003 г. - 36690 рублей 98 копеек.

Как установлено п. 3 статьи 9 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователем отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов.

Кроме того, пункт 2 статьи 24 указанного Закона гласит, что страхователи должны ежемесячно производить исчисление сумм авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса. Сумма авансового платежа по страховым взносам за текущий
месяц определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

В соответствии с подпунктом 2 п. 2 той же статьи уплата сумм авансовых платежей производиться ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

А подпункт 3 приведенной нормы устанавливает, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате за отчетный период...“.

Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 24 ФЗ, разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией) за отчетный период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.

Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ.

В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению
налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ, в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Абзац 3 п. 3 ст. 243 НК РФ устанавливает, что если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 243 НК РФ, сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Из представленных материалов следует, что налоговый орган не оспаривает правильность исчисления и обоснованность применения налогоплательщиком налогового вычета в размере 40861 рубля 66 копеек по страховым взносам
на обязательное пенсионное страхование и обращается в суд за взысканием разницы между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса, то есть недоимки по налогу, которая, по мнению, налогового органа, должна быть взыскана как недоимка по ЕСН в доли федерального бюджета.

Между тем, указанная сумма является неуплаченной суммой страхового взноса, подлежащего уплате в бюджет Пенсионного фонда, поскольку неуплата указанной суммы исчисленного налогового вычета не изменяет назначение платежа.

С учетом вышеизложенного суд отказывает в удовлетворении требований заявителя о взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ (за неуплату налогоплательщиком сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа - 20% от неуплаченных сумм единого социального налога) в размере 7338 рублей 19 копеек (36690 рублей 98 копеек x 20%).

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требовании отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.О.ШУЛЬГА