Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.10.2004, 12.10.2004 по делу N А19-7705/04-46 Суд удовлетворил иск о взыскании расходов, связанных с реализацией льгот по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 октября 2004 г. Дело N А19-7705/04-46резолютивная часть объявлена 12 октября 2004 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Кириченко С.И.,

при участии:

от истца: Кравченко Н.В., представителя (по дов. N 7 от 07.07.2003), Малиновской Г.Г., представителя (по дов. от 11.10.2004), Чикалина Н.А., представителя (по дов. N 1 от 01.04.2004),

от ответчика: Вантеевой О.Н., представителя (по дов. от 05.10.2004), Хорольской О.А., представителя (по дов. N 08-10/287 от 15.09.2003),

от третьих лиц: ДСЗН Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска - Москалевой Е.В., представителя (по дов. N 038-03-0013/4 от 08.01.2004), Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска
- Ковальской И.В., представителя (по дов. N 180-03-1/4 от 15.01.2004), ГУСЗН администрации Иркутской области - Фром А.С., представителя (по дов. N 09-06039 от 15.06.2004),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУП “ДЭЗ N 3 Правобережного округа г. Иркутска“ к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области (третьи лица: Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, муниципальное образование “Город Иркутск“ в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска, Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области) о взыскании 2182205 руб.,

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с требованием о взыскании с Главного финансового управления Иркутской области 2182205 руб. убытков, причиненных невозмещением расходов по предоставлению в 2002 - 2003 годах льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

При рассмотрении дела судом на основании ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству истца ненадлежащий ответчик - Главное финансовое управление Иркутской области - заменен на Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области.

В судебном заседании истец поддержал заявленное требование.

Ответчик иск не признал, представил документы, подтверждающие исполнение областного бюджета в пределах лимитов бюджетных средств, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством. Полагает, что правовые основания для взыскания истребуемых истцом денежных средств отсутствуют.

Третьи лица - Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска и Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска - иск оспорили и указали, что не являются органами, на которые законом возложена обязанность по возмещению расходов от предоставления льгот, и возмещают выпадающие доходы в связи с предоставлением населению льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг в пределах лимитов бюджетных средств по мере их поступления из федерального и областного бюджетов. Кредиторская задолженность образовалась в связи с дефицитом средств в областном бюджете, в связи с чем просят взыскать денежные средства, составляющие расходы истца от предоставления льгот, за счет соответствующего бюджета.

Третье лицо - Главное управление социальной защиты населения администрации Иркутской области - в отзыве на иск и в судебном заседании пояснило, что для проверки обоснованности взыскиваемой истцом суммы провело выборочную проверку фактических затрат по реализации Федерального закона “О ветеранах“ в части возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг, в ходе которой лиц, не пользующихся правом на льготу, не выявлено, факта превышения норматива потребления и ошибок расчетов суммы также не выявлено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и третьих лиц, арбитражный суд установил следующее.

МУП “ДЭЗ N 3 Правобережного округа г. Иркутска“ в 2002 - 2003 годах при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона “О ветеранах“ предоставляло льготы по оплате жилья и коммунальных услуг лицам, имеющим право на льготное обеспечение, на основании заключенного с Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска договора N 221-66-167/2 от 15.03.2002.

Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона “О ветеранах“, не были возмещены в полном объеме, в связи с чем истец обратился с требованием о взыскании убытков в размере 2182205 руб.

В подтверждение факта причинения убытков и их размера истец представил расчет суммы иска; акты сверки сумм, подлежащих к возмещению за заявленный период, подписанные Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан
администрации г. Иркутска; отчеты о предоставлении льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг и расшифровки к данным отчетам.

Согласно справке Главного управления социальной защиты населения администрации Иркутской области от 27.07.2004, при проверке фактических затрат на реализацию истцом Федерального закона “О ветеранах“ нарушений не установлено.

Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг ветеранам, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом “О ветеранах“, в судебном заседании подтверждены надлежащими доказательствами. Ответчик, оспаривая иск, доказательств, подтверждающих иную стоимость оказанных ветеранам услуг, не представил.

Доводы ответчика о невозможности определения размера убытков истца от предоставления льгот по Федеральному закону “О ветеранах“ судом исследованы и во внимание быть приняты не могут.

В соответствии с пунктами 2.1.6, 2.1.7 Порядка возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“, утвержденного постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.2004 N 219-п, перечисление бюджетных средств в возмещение расходов на льготные услуги ЖКХ производится органом, исполняющим местный бюджет, на основании актов сверки, подписанных уполномоченным должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления, с одной стороны, и руководителем и главным бухгалтером организации, с другой стороны.

Таким образом, надлежащим доказательством произведенных расходов от предоставления льгот являются акты сверки, а не данные бухгалтерского баланса предприятия, осуществляющего предоставление льгот.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. В связи с этим Федеральным законом “О ветеранах“ (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны войны и труда имеют льготы по оплате занимаемой общей площади жилых помещений
и коммунальных услуг в размере 50%.

Следуя предписанию закона, истец в 2002 - 2003 годах оказал услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понес определенные расходы.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральный закон “О ветеранах“ не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

В связи с изложенным следует признать, что требование о взыскании 2182205 руб. заявлено истцом обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт 2 п. 1 ст. 10 Закона).

На территории Иркутской области в соответствии со ст. 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование денежных средств осуществляется на основании закона субъекта.

Названный порядок возмещения расходов утвержден постановлениями губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 г.“ и от 14.02.2003 N 66-п на 2003 г.

В соответствии с данными постановлениями губернатора Иркутской области финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы, установленной законодательством Иркутской области, и коммунальных услуг, осуществляется за счет субсидий, передаваемых
из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на реализацию Федерального закона “О ветеранах“.

Утвержденный объем субсидий, выделенный муниципальному образованию “Город Иркутск“ из областного бюджета в 2002 г. на финансирование Федерального закона “О ветеранах“, составил 107185 тыс. руб. (Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 г.“ от 28.12.2001 N 26/72-оз), в 2003 г. (Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 г.“ от 28.12.2002 N 65-оз) - 118199 руб. (с изм. от 25.03.2003 N 12-оз - 117109 руб.).

Из материалов дела и пояснений лиц, участвующих в деле, следует что муниципальным образованием “Город Иркутск“ полученные суммы на исполнение Федерального закона “О ветеранах“ распределены в полном объеме.

Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери, полученные истцом в результате исполнения Федерального закона “О ветеранах“, в части предоставления услуг категории граждан, имеющих право на льготную оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, в 2002 - 2003 годах в областном бюджете Иркутской области не была заложена необходимая для выплаты компенсации сумма.

Доводы ответчика об исполнении своих обязанностей в пределах объема финансирования и лимита бюджетных обязательств суд не принимает во внимание, поскольку невключение в план бюджета соответствующего года компенсационных выплат в достаточном размере не может служить основанием для освобождения от обязанности надлежащего исполнения законов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений. От имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статьи 124, 125 Гражданского кодекса
Российской Федерации).

Уставом Иркутской области от 19.01.1995 (с последующими изменениями) установлена система органов исполнительной власти области во главе с администрацией - постоянно действующим высшим органом исполнительной власти области.

В соответствии со ст. 38 Устава к основным полномочиям администрации Иркутской области отнесено распоряжение средствами областного бюджета.

Статьей 17 Закона Иркутской области от 18.05.1996 N 33-оз “Об организации и деятельности администрации Иркутской области“ (с последующими изменениями) установлено, что полномочия администрации в конкретных сферах управления осуществляются структурными подразделениями администрации, образование, реорганизация и ликвидация которых производятся постановлениями губернатора Иркутской области.

На основании постановления губернатора Иркутской области от 27.03.2002 N 233-п “Об утверждении Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области“ исполнительным органом области, осуществляющим управление областными финансами, является Главное финансовое управление области.

С учетом изложенного суд полагает, что денежные средства в заявленном размере подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако ответчик от ее уплаты освобожден на основании ст. 5 Федерального закона “О государственной пошлине“.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу МУП “ДЭЗ N 3 Правобережного округа г. Иркутска“ расходы, связанные с реализацией Федерального закона “О ветеранах“ в период 2002 - 2003 годов, в сумме 2182205 руб.

Возвратить МУП “ДЭЗ N 3 Правобережного округа г. Иркутска“ из федерального бюджета уплаченную государственную пошлину в размере 5000 руб.

Решение
может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

С.И.КИРИЧЕНКО