Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08.10.2004, 01.10.2004 по делу N А19-12043/04-50 Суд признал недействительными ненормативные акты налогового органа, поскольку они приняты на основании требований об уплате налогов, по которым ранее были вынесены решения и возбуждены исполнительные производства, оконченные в связи с фактическим исполнением.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 октября 2004 г. Дело N А19-12043/04-50резолютивная часть объявлена 1 октября 2004 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Поздняковой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

при участии представителей:

от заявителя - Танкель М.Л. (доверенность от 29.01.2003),

от налогового органа - Михайловой Т.В. (доверенность от 05.01.2004 N 03-42), Ходыревой Н.Н. (доверенность от 25.03.2004 N 03-47),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению областного государственного унитарного предприятия “Дорожная служба Иркутской области“ к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Иркутской области о признании незаконными ненормативных актов налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

областное государственное унитарное предприятие “Дорожная служба
Иркутской области“ (далее - ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Иркутской области:

- решения от 17.05.2004 N 45 и постановления от 18.05.2004 N 45 в части взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, и единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- решения от 17.05.2004 N 46 и постановления от 18.05.2004 N 46 в части взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, недоимки по взносам в ГФЗН РФ и соответствующих пеней, а также задолженности по пеням по взносам в ФФОМС РФ, по взносам в ТФОМС, по налогу с владельцев транспортных средств, сбору на нужды образовательных учреждений, прочим местным налогам и сборам, по налогу на реализацию ГСМ;

- решения от 25.05.2004 N 48 и постановления от 25.05.2004 N 48 в части взыскания задолженности по пеням по взносам в ПФ РФ.

Представитель заявителя Танкель М.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители налогового органа Михайлова Т.В. и Ходырева Н.Н. заявленные требования не признали, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве налогового органа.

Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией в порядке статьи 47 Налогового кодекса РФ принято решение от 17.05.2004 N 45 о взыскании задолженности по налогам и обязательным платежам на общую сумму 1525382 руб. за счет имущества. Решение принято в пределах неуплаченных сумм по требованиям об уплате
налога от 30.12.2003 N 45961, от 09.01.2004 N 431, от 27.03.2004 N 2006 и на основании решений о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 15.01.2004 N 2094, от 30.01.2004 N 28, от 07.04.2004 N 1410.

Решение от 17.05.2004 N 46 о взыскании задолженности по налогам и обязательным платежам на общую сумму 1813802 руб. за счет имущества - решение принято в пределах неуплаченных сумм по требованиям об уплате налога от 14.05.2001 N 288, от 14.08.2001 N 710, от 29.10.2001 N 831, от 05.12.2001 N 892, от 18.03.2002 N 210, от 28.11.2002 N 1120, от 19.10.2003 N 5586, от 27.11.2003 N 29919 и на основании решений о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 18.06.2001 N 3466, от 23.08.2001 N 3736, от 05.11.2001 N 3875, от 17.12.2001 N 3930, от 22.03.2002 N 219, от 11.12.2002 N 891, от 06.11.2003 N 695, от 15.12.2003 N 1397.

Решение от 25.05.2004 N 48 о взыскании задолженности по налогам и обязательным платежам на общую сумму 4054032 руб. за счет имущества - решение принято в пределах неуплаченных сумм по требованиям об уплате налога от 15.08.2001 N 342, от 29.10.2001 N 444, от 31.07.2002 N 463, 464 и на основании решений о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика, от 23.08.2001 N 235, от 05.11.2001 N 376, от 07.08.2002 N 446, 447.

Не согласившись с вынесенными решениями налогового органа, а также соответствующими им постановлениями, ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“ обратилось в суд с заявлением о признании незаконными решений и постановлений в части
взыскания вышеперечисленных налогов.

В обоснование требований заявителем указано, что оспариваемые решения вынесены в нарушение порядка, установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ, а именно: при наличии на счетах заявителя (активно используемых) достаточной суммы денежных средств и наличии у налогового органа информации о счетах заявителя, что подтверждается выписками из лицевого счета заявителя в филиале “Иркутский“ ЗАО “КБ “ГУТА-БАНК“ за период с 01.01.2004 по 30.04.2004; сведениями о рублевых счетах заявителя по состоянию на 01.07.2003, 01.10.2003, 01.01.2004, представленными налоговому органу, мер ко взысканию задолженности по налогам за счет денежных средств налогоплательщика принято не было. В нарушение пунктов 2, 7 ст. 46 Налогового кодекса РФ налоговым органом инкассовые поручения на счета заявителя не выставлялись.

В нарушение правил абзаца второго пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ налогоплательщику не направлены решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках по следующим требованиям об уплате налогов:

1) требование N 431 от 09.01.2004;

2) требование N 2094 от 27.03.2004;

3) требование N 29919 от 27.11.2003.

Требования от 27.03.2004 N 2094 и от 27.11.2003 N 29919 не направлены налогоплательщику.

Решения N 46 от 17.05.2004 и N 48 от 25.05.2004 незаконны также по тому основанию, что денежные суммы, подлежащие взысканию, превышают суммы взимаемых налогов, а также ранее налоговым органом были приняты аналогичные решения: N 24 от 15.04.2003 и решение N 22 от 15.04.2003 о взыскании задолженности по налогам за счет имущества налогоплательщика, по которым были возбуждены исполнительные производства, оконченные в связи с реальным исполнением.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела,
суд приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47, 48 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ установлено, что решение о взыскании налога за счет денежных средств доводится до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с даты вынесения решения.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 и пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика возможно в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствия информации о счетах налогоплательщика.

Из норм Налогового кодекса РФ следует, что принятию решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика должно предшествовать решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, и невозможность его исполнения в связи с недостаточностью или отсутствием информации о счетах налогоплательщика.

Согласно пункту 2 статьи 46 Налогового кодекса РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со
счетов налогоплательщика или налогового агента.

Таким образом, направление в банк инкассового поручения является способом исполнения решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах в банке.

Заявитель указывает, что налоговым органом не соблюдена предусмотренная процедура принудительного взыскания налогов, так как в нарушение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ часть требований и решений налоговой инспекции направлены в адрес предприятия не были.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано законному или уполномоченному представителю организации (физического лица) либо лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования, либо может быть направлено заказным письмом по почте. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налоговым органом представлены реестры отправки заказных писем от 27.11.2003 N 104, от 17.12.2003 N 126, от 29.03.2004 N 77, от 12.04.2004 б/н, от 06.02.2004 N 40, от 21.01.2004 б/н, согласно которым в адрес ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“:

- требование N 29919 от 27.11.2003 направлено 27.11.2003;

- решение N 1397 от 15.12.2003 (на основании требования N 29919) направлено 17.12.2003;

- требование N 2006 от 27.03.2004 направлено 29.03.2004;

- решение N 1410 от 07.04.2004 (по требованию N 2006) направлено 12.04.2004;

- решение N 28 от 30.01.2004 (на основании требования N 431) направлено 06.02.2004;

В документе, видимо, допущен пропуск текста, установить который не представляется возможным.

- решение N 2094 от 15.01.2004 (на основании требования N 45961).

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя об
открытии или закрытии счетов в десятидневный срок.

ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“ зарегистрировано Регистрационной палатой администрации г. Иркутска 23.11.1999 N 3001, запись в ЕГРЮЛ внесена 11.07.2002, что подтверждается свидетельством серии 38 N 001443215. В 2003 г. предприятие поставлено на налоговый учет в МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и УОБАО. В МИМНС РФ N 10 по Иркутской области предприятие поставлено на налоговый учет по месту нахождения филиала.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “Пунктом 9 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ...“.

Пунктом 9 Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 установлено, что с 01.01.1999 филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Сведения о рублевых счетах в банках были поданы заявителем в Межрайонную инспекцию МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу:

- по состоянию на 01.07.2003 - 30.07.2003 вместе с бухгалтерским балансом за 1 полугодие 2003 г.;

- по состоянию на 01.10.2003 - 30.10.2003;

- по состоянию на 01.01.2004 - 30.03.2004 вместе с бухгалтерским балансом за 2003 г.

Наличие денежных средств на счетах в банке на момент принятия решений о взыскании налога за счет имущества подтверждается выписками из лицевого счета налогоплательщика в филиале “Иркутский“ ЗАО “КБ “ГУТА-БАНК“ по состоянию на 16.04.2004, 19.04.2004, 28.04.2004, 29.04.2004, 30.04.2004.

Налоговый орган должен был принять меры ко взысканию задолженности по налогам за счет денежных средств и лишь при отсутствии достаточных денежных средств - за счет иного имущества налогоплательщика.

Сведения о наличии счетов в банках
были представлены заявителем в налоговый орган по месту нахождения организации в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ.

Как установлено судом, взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счете в Иркутском филиале ЗАО “КБ “ГУТА-БАНК“, налоговым органом не производилось.

Суд считает, что действия налогового органа по принудительному взысканию задолженности по налогам за счет иного имущества налогоплательщика без совершения действий по взысканию той же задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке, не основаны на законе.

На основании изложенного суд приходит к выводу о незаконности оспариваемых решений N 45 от 17.05.2004, N 46 от 17.05.2004, N 48 от 25.05.2004.

В статье 47 НК РФ определено, что налоговый орган принимает решение о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика и выносит постановление о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика, при этом постановление должно быть направлено судебному приставу-исполнителю для исполнения в течение трех дней с момента вынесения налоговым органом вышеуказанного решения. Исполнение постановления налогового органа производится судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном ФЗ “Об исполнительном производстве“, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.

Таким образом, постановление налогового органа о взыскании налога (пени) за счет имущества является исполнительным документом в соответствии со ст. 7 ФЗ “Об исполнительном производстве“, а порядок и сроки предъявления исполнительных документов к исполнению регулируются нормами данного Федерального закона.

Никаких положений о том, что налоговый орган вправе принять повторное решение и постановление о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика ни в статье 47, ни в какой-либо другой статье Налогового кодекса РФ не содержится, тогда как из смысла ст. 31
НК РФ вытекает, что права налоговых органов должны быть прямо оговорены в данном Кодексе.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принятые налоговым органом решения N 46 и решение N 48 являются незаконными и по тому основанию, что они приняты на основании требований об уплате налогов, по которым ранее были приняты решения о взыскании задолженности по налогам за счет имущества налогоплательщика - N 22, 24, по которым были выданы соответствующие постановления, возбуждены исполнительные производства, оконченные в связи с фактическим исполнением.

Постановления об окончании исполнительных производств N 4060-12-03 от 30.05.2003 и N 4061-12-03 от 30.05.2003 не обжалованы налоговым органом в установленном законом порядке.

Принятые на основе незаконных решений о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика постановления о взыскании налога за счет имущества также являются незаконными.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“ удовлетворить.

Признать незаконными ненормативные акты Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Иркутской области:

- решение от 17.05.2004 N 45 и постановление от 18.05.2004 N 45 в части взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты
субъектов РФ, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, и единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет;

- решение от 17.05.2004 N 46 и постановление от 18.05.2004 N 46 в части взыскания задолженности по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации, налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты, недоимки по взносам в ГФЗН РФ и соответствующих пеней, а также задолженности по пеням по взносам в ФФОМС РФ, по взносам в ТФОМС, по налогу с владельцев транспортных средств, сбору на нужды образовательных учреждений, прочим местным налогам и сборам, по налогу на реализацию ГСМ;

- решение от 25.05.2004 N 48 и постановление от 25.05.2004 N 48 в части взыскания задолженности по пеням по взносам в ПФ РФ - как не соответствующие требованиям статей 45, 46, 47 Налогового кодекса РФ и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Возвратить ОГУП “Дорожная служба Иркутской области“ из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2194 от 22.06.2004.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Г.ПОЗДНЯКОВА