Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.08.2004 по делу N А19-10263/04-43 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным отказа налогового органа в возврате сумм излишне уплаченного налога, поскольку после возбуждения в отношении заявителя процедуры банкротства ответчик утратил право зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2004 г. Дело N А19-10263/04-43“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,

при участии в заседании:

от заявителя - Кузнецова А.С., конкурсного управляющего,

от налогового органа - Киреевой М.Г. (по доверенности N 03-04/03 от 05.01.2004),

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ к Инспекции МНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска Иркутской области о признании недействительным письма N 14-15/552 от 30.04.2004 и обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 47364 рублей, налога на пользователей автодорог в сумме
1390 рублей 72 копеек, налога на имущество предприятий в размере 350 рублей 46 копеек, целевых сборов на содержание милиции в размере 63 копеек, налога на доходы физических лиц в размере 1620 рублей 95 копеек, обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере 34 рублей 22 копеек,

УСТАНОВИЛ:

первоначально общество с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных налогов.

В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительным письмо N 14-15/552 от 30.04.2004 и обязать налоговый орган возвратить сумму излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 47364 рублей, налога на пользователей автодорог в сумме 1390 рублей 72 копеек, налога на имущество предприятий в размере 350 рублей 46 копеек, целевых сборов на содержание милиции в размере 63 копеек, налога на доходы физических лиц в размере 1620 рублей 95 копеек, обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере 34 рублей 22 копеек.

Заявитель заявленные требования в судебном заседании поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика заявленные требования не признал, сославшись на законность письма.

Обосновывая отказ в возврате излишне уплаченных налогов, налоговый орган исходил из того, что у заявителя имеется задолженность по налогам и сборам, и поэтому излишне уплаченные налоги будут возвращены после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Исследовав имеющиеся документы, заслушав пояснения представителей заявителя и ответчика, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 декабря 2004 г. по делу N А19-12439/01-29 общество с ограниченной ответственностью
“Иркутск-ФИЛИ“ признано несостоятельным (банкротом), в его отношении открыто конкурсное производство.

В реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ включено требование Инспекции МНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска об уплате налогов и иных обязательных платежей в размере 1 руб. 33 коп. в составе требований кредиторов четвертой очереди и 402 руб. 5 коп. в составе требований кредиторов пятой очереди, учитываемых отдельно.

У общества с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ имеется переплата по ряду налогов в размере 50760 руб. 98 коп.

Статья 78 Налогового кодекса РФ устанавливает порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов. Так, пункт 7 ст. 78 предусматривает возможность возврата суммы излишне уплаченного налога только после зачета таких сумм в счет погашения недоимки (задолженности).

Однако ст. 98 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ установлено, что все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства, это означает, что все кредиторы должника, включая и кредиторов по обязательным платежам (налоговые органы), не имеют права требовать исполнения обязательств иначе чем в порядке, предусмотренном данным Законом, то есть через включение в реестр требований кредиторов и пропорциональное погашение задолженности из конкурсной массы.

Налоговый орган воспользовался правом, предоставленным положениями ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, и предъявил к должнику требование о включении в реестр требований кредиторов. Данное требование было включено конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“.

С момента включения такого требования в реестр требований кредиторов обществом с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ у конкурсного управляющего отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования налогового органа. То есть задолженность по налогам и иным обязательным платежам может быть погашена конкурсным управляющим исключительно в порядке очередности, установленной ст.
106 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, при условии достаточности денежных средств, вырученных от реализации имущества, включенного в конкурсную массу.

Учитывая, что при проведении процедур банкротства также невозможно проведение зачета как одной из форм расчетов, положения пункта 7 ст. 78 НК РФ в этой части не могут быть применены.

Поскольку до введения процедуры наблюдения налоговый орган не воспользовался правом зачета, предоставленным ему п. 5 ст. 78 НК РФ, то после возбуждения в отношении общества с ограниченной ответственностью “Иркутск-ФИЛИ“ процедуры банкротства такое право налоговым органом утрачено.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, суд считает, что следует признать недействительным письмо Инспекции МНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска от 30.04.2004 N 14-15/522 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налога на добавленную стоимость в размере 47364 руб., налога на пользователей автодорог в размере 1390 руб. 72 коп., налога на имущество предприятий в размере 350 руб. 46 коп., целевых сборов на содержание милиции в размере 63 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1620 руб. 95 коп., обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере 34 руб. 22 коп. как не соответствующее требованиям ст. 78 НК РФ, ст.ст. 98, 106 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“, надлежит обязать Инспекцию МНС РФ по
Свердловскому округу г. Иркутска возвратить суммы излишне уплаченных налога на добавленную стоимость в размере 47364 руб., налога на пользователей автодорог в размере 1390 руб. 72 коп., налога на имущество предприятий в размере 350 руб. 46 коп., целевых сборов на содержание милиции в размере 63 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1620 руб. 95 коп., обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере 34 руб. 22 коп.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным письмо Инспекции МНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска от 30.04.2004 N 14-15/522 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных налога на добавленную стоимость в размере 47364 руб., налога на пользователей автодорог в размере 1390 руб. 72 коп., налога на имущество предприятий в размере 350 руб. 46 коп., целевых сборов на содержание милиции в размере 63 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1620 руб. 95 коп., обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере 34 руб. 22 коп. как не соответствующее требованиям ст. 78 НК РФ, ст.ст. 98, 106 ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“.

Обязать Инспекцию МНС РФ по Свердловскому округу г. Иркутска возвратить суммы излишне уплаченных налога на добавленную стоимость в размере 47364 руб., налога на пользователей автодорог в размере 1390 руб. 72 коп., налога на имущество предприятий в размере 350 руб. 46 коп., целевых сборов на содержание милиции в размере 63 коп., налога на доходы физических лиц в размере 1620 руб. 95 коп., обязательных взносов в Государственный фонд занятости населения в размере
34 руб. 22 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Н.Д.СЕДЫХ