Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.06.2004, 07.06.2004 по делу N А19-4882/04-20 Суд удовлетворил заявление о признании незаконным решения налогового органа о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки ноль процентов и частичном отказе в возмещении сумм НДС, поскольку налогоплательщиком представлен весь пакет документов, подтверждающих применение указанной ставки.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 июня 2004 г. Дело N А19-4882/04-20резолютивная часть объявлена 7 июня 2004 г. “

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гурьянова О.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Гурьяновым О.П.,

при участии в заседании:

от заявителя: Солянкина Н.С. - юрисконсульта по доверенности от 14.01.2004, горьева А.В. - юрисконсульта по доверенности от 16.03.2004,
от инспекции - не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Транссибирская грузовая компания“ к Инспекции МНС России по Правобережному округу города Иркутска Иркутской области о признании незаконными пунктов 2, 3 решения инспекции МНС России по Правобережному округу г. Иркутска N
03-27/605 от 17.12.2003 о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Транссибирская грузовая компания“ (далее - заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Инспекции МНС России по Правобережному округу города Иркутска Иркутской области о признании незаконными пунктов 2, 3 решения инспекции МНС России по Правобережному округу г. Иркутска N 03-27/605 от 17.12.2003 о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

В обоснование своих требований заявитель указал, что 22.09.2003 им была представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за август 2003 г. и предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов, а именно: копии договоров на оказание налогоплательщиком транспортно-экспедиционных услуг, выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя транспортно-экспедиционных услуг на счет налогоплательщика в российском банке, копии таможенных деклараций с отметкой российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, копии транспортных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Решением налоговой инспекции N 03-27/605 от 17.12.2003 не подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки в размере 2840443 руб., а также отказано в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 108615 руб.

Поставка товаров, в отношении перевозок которых заявителем оказывались транспортно-экспедиционные услуги, осуществлялась на условиях FCA (FREE
CARRIER), связи с чем налоговый орган расценил транспортно-экспедиционные услуги, оказанные заявителем, как услуги, которые не связаны с реализацией экспортируемых товаров и не относятся к облагаемым по ставке 0 процентов услугам, предусмотренным подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ. В данном случае, по мнению налогового органа, услуги оказывались покупателю товаров, в связи с чем налогоплательщиком не подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки в размере 2840443 руб., а сумма налога, не подлежащая возмещению в соответствии с оспариваемым решением, составила 108615 руб. Заявитель считает вывод налогового органа необоснованным и просит признать незаконными пункты 2, 3 решения инспекции МНС России по Правобережному округу г. Иркутска N 03-27/605 от 17.12.2003 о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

Представитель налогового органа с требованиями заявителя не согласился по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0 процентов. Предусмотренный указанной нормой пакет документов представлен в налоговый орган, однако, другим условием применения ставки 0 процентов является отнесение оказанных услуг к услугам, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

Согласно статье 223 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 39 Налогового кодекса РФ реализацией товара (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполнения работ и возмездное оказание
услуг. Следовательно, исходя из условий контрактов, заключенных российскими продавцами с иностранными партнерами (ООО “Цзян Хэ“ и “Pine Timber“) на условиях поставки FCA (франко-перевозчик), станция Мысовая, Гончарово, Усть-Илимск, продавец считается выполнившим свои обязательства с момента передачи товара в распоряжение перевозчика, то есть помещение товара на железнодорожный состав. Таким образом, контракты, заключенные между продавцами и покупателями на условиях FCA, считаются выполненными с момента помещения товара на железнодорожный состав.

Покупатели (ООО “Цзян Хэ“ и “Pine Timber“) заключили договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание с ООО “Транссибирская грузовая компания“, следовательно, услуги по экспедированию груза оказывались после перехода права собственности на товар. При таких обстоятельствах налоговый орган считает, что услуги по экспедированию груза не могут облагаться по налоговой ставке 0 процентов.

Суд, выслушав доводы и возражения сторон, исследовав представленные документы, установил следующие обстоятельства.

Налоговой инспекцией была проведена камеральная проверка налоговой декларации по НДС по ставке 0% за август 2003 г., представленной заявителем. По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение N 03-27/605 от 17.12.2003 о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, в соответствии с которым налогоплательщиком не подтверждено применение налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки в размере 2840443 руб., а также отказано в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 108615 руб.

Основанием для принятия оспариваемого решения послужило следующее обстоятельство.

Как следует из представленных налогоплательщиком грузовых таможенных деклараций, поставка товаров, в отношении перевозок которых заявителем оказывались транспортно-экспедиционные услуги, осуществлялась на условиях FCA (FREE CARRIER).

В соответствии с положениями “Международных правил толкования торговых терминов“ (Инкотермс, 90) термин “FREE CARRIER -
FCA“ (франко перевозчик) означает, что продавец считается выполнившим свои обязательства с момента передачи товара в распоряжение перевозчика, то есть помещение товара на железнодорожный состав.

Согласно представленному налогоплательщиком договору N 233/1 от 16 апреля 2002 г. на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенному с компанией “Цзян Хэ“, а также договору N 103 от 23 января 2001 г. на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенному с компанией “Пайн Тимбер Лимитед“, услуги по организации перевозки железнодорожным транспортом товаров, экспедируемых по данным контрактам, оказывались покупателям экспортируемого товара.

Исходя из чего налоговым органом сделан вывод, что услуги по организации и перевозке железнодорожным транспортом товаров оказывались налогоплательщиком иностранным покупателям после перехода права собственности на продукцию, в связи с чем не могут расцениваться как услуги, связанные с реализацией экспортируемых товаров.

Заявитель, не согласившись с принятым решение, обратился в суд с заявлением о признании решения незаконным в части неподтверждения применения налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки в размере 2840443 руб., а также отказе в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 108615 руб. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.

Согласно статье 97 Таможенного кодекса РФ экспорт товаров - таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации без обязательств об их ввозе на эту территорию.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых
в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.

Согласно статье 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ настоящего Кодекса);

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Указанный пакет всех необходимых документов был представлен налогоплательщиком в налоговую инспекцию, в том числе договор N 233/1 от 16 апреля 2002 г. на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенный заявителем с компанией “Цзян Хэ“, а также договор N 103 от 23 января 2001 г. на транспортно-экспедиционное обслуживание, заключенный заявителем с компанией “Пайн Тимбер Лимитед“. Согласно условиям указанных договоров заявитель осуществляет транспортно-экспедиционные услуги по оплате провозных тарифов, за что ему установлено вознаграждение, определяемое как разность
между суммой предоставляемых заказчикам тарифных ставок и суммой расходов по оплате тарифа.

Являясь в августе 2003 года экспедитором по договорам с иностранными покупателями, заявитель уплачивал за перевозку приобретаемых иностранными компаниями на территории Российской Федерации железнодорожный тариф.

Уплата железнодорожного тарифа и провозных платежей согласно ГОСТу 51133 “Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте. Общие требования“ (утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 23 января 1998 года) относится к экспедиторским услугам на железнодорожном транспорте.

За услуги по оплате железнодорожного тарифа налогоплательщик получил вознаграждение в сумме 2840443 руб., применив при налогообложении данной суммы налоговую ставку ноль процентов, подтвержденную следующими документами:

1) договоры, по которым налогоплательщик принимает на себя обязательства по организации перевозок экспортно-импортных грузов железнодорожным транспортом, осуществление их транспортно-экспедиционного обслуживания по поручению заказчика;

2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;

3) копии товаросопроводительных документов, подтверждающих вывоз товара за пределы таможенной территории Российской Федерации с отметками региональной таможни “Выпуск разрешен“ и “Груз принят для дальнейшего экспорта“;

4) копии таможенных деклараций с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта и пограничного таможенного органа, через который товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ “Транспортный устав железных дорог Российской Федерации“ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить на каждую отправку груза составленную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными актами документы. Указанная накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Согласно статье 36 указанного Закона плата за
перевозку груза и иные причитающиеся железной дороге платежи вносятся на станции отправления.

Согласно пункту 2.11 “Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте“ (утв. Приказом МПС РФ от 19.01.2000) при заполнении грузоотправителем перевозочных документов в графе “Плательщик“ указывается наименование организации, осуществляющей расчеты за перевозку груза при отправлении и выдаче, и код плательщика.

Согласно пункту 3.11 указанных “Правил...“ факт взыскания железной дорогой провозных платежей удостоверяется подписью уполномоченного работника станции в графе “Платежи взысканы на станции отправления“.

Как следует из представленных в материалы дела железнодорожных накладных, в графе “Плательщик“ указано - ООО “Транссибирская грузовая компания“, а в графе “Платежи взысканы на станции отправления“ имеется подпись уполномоченного работника станции отправления. Следовательно, право собственности на товар переходит к покупателю с момента передачи груза перевозчику, что невозможно без предварительной оплаты железнодорожного тарифа.

Таким образом, арбитражный суд считает, что услуга по оплате железнодорожного тарифа, оказанная заявителем, непосредственно связана с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, и оказана до перехода права собственности на товар к иностранному покупателю.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом не представлено иных доказательств законности и обоснованности отказа в подтверждении применения налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки в размере 2840443 руб. и возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 108615 руб., заявление ООО “Транссибирская грузовая компания“ является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными пункты 2 и 3 решения инспекции МНС России по Правобережному округу г. Иркутска N 03-27/605 от 17.12.2003 о частичном подтверждении правомерности применения налоговой ставки 0 процентов
и частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость - в части неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов к сумме полученной выручки 2840443 руб. (п. 2) и отказа в возмещении из бюджета суммы налоговых вычетов в размере 108651 руб. как не соответствующие пункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.

Обязать Инспекцию МНС России по Правобережному округу г. Иркутска возместить ООО “Транссибирская грузовая компания“ НДС в сумме 108651 руб.

Возвратить ООО “Транссибирская грузовая компания“ из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 418 от 12.03.2004.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья

О.П.ГУРЬЯНОВ