Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 24.03.2004 по делу N А19-5065/03-15-32 Суд правомерно удовлетворил заявление налогового органа о взыскании задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды, НДС, пеней и налоговых санкций, поскольку достоверно установлено ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога и страховых взносов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 24 марта 2004 г. Дело N А19-5065/03-15-32“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Дягилевой И.П.,

судей: Сорока Т.Г., Буяновера П.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,

при участии:

от заявителя - Нечаева А.В., доверенность от 19.09.2003 N 637/08-14,

от ответчика - Кузьминич Т.Н., ьминич В.А., доверенность от 25.07.2002,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Кузьминич М.Н. на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.12.2003 по делу N А19-5065/03-15-32, принятое Кродиновой Л.Н. по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 12 по Иркутской области к индивидуальному предпринимателю Кузьминич Т.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам
в социальные внебюджетные фонды, налогу на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций в общей сумме 48809 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

МИМНС РФ N 12 по Иркутской области обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды, налогу на добавленную стоимость, пеней и налоговых санкций в общей сумме 48809 руб. 00 коп. с индивидуального предпринимателя Кузьминич Т.Н.

Решением от 25.04.2003 Арбитражного суда Иркутской области заявление налогового органа удовлетворено в полном объеме. С предпринимателя Кузьминич Т.Н. взыскано 48809 руб. 00 коп., в том числе 3371 руб. 00 коп. - недоимки по налогу на добавленную стоимость, 1350 рублей - пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 19778 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ПФР, 13407 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату в ПФР, 3265 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ТФОМС, 1995 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату взносов в ТФОМС, 192 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ФФОМС, 130 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату взносов в ФФОМС, штрафа в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5321 руб. 00 коп.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области имеет дату 22.07.2003, а не 22.06.2003.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2003 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.10.2003 по делу N А19-5065/03-15-Ф02-3552/03-С1 решение суда первой инстанции от 25.04.2003 отменено, дело направлено на новое судебное рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской
области.

При новом рассмотрении дела определением суда от 06.11.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечены территориальный фонд обязательного медицинского страхования и ГУ “Отделение Пенсионного фонда РФ по Иркутской области“.

Решением суда первой инстанции от 25.12.2003 заявленные требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Ф.И.О. взыскано 48809 руб. 00 коп., в том числе 3371 руб. 00 коп. - недоимки по налогу на добавленную стоимость, 1350 рублей - пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 19778 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ПФР, 13407 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату в ПФР, 3265 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ТФОМС, 1995 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату взносов в ТФОМС, 192 руб. 00 коп. - недоимки по страховым взносам в ФФОМС, 130 руб. 00 коп. - пени за несвоевременную уплату взносов в ФФОМС, штрафа в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5321 руб. 00 коп.

Не согласившись с решением суда, предприниматель Кузьминич Т.Н. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку считает его принятым с нарушением норм материального права, в частности, судом первой инстанции при рассмотрении дела не определены полномочия налогового органа начислять платежи в социальные фонды, кроме того, считает, что судом применен закон, не подлежащий применению.

Предприниматель Кузьминич Т.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель налогового органа с доводами апелляционной жалобы не согласен и считает принятое решение законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией с 20.06.2002 по 20.08.2002 на основании решения от 20.06.2002 N 03-24/55 была проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя Кузьминич Т.Н. по вопросам соблюдения последним законодательства о налогах и сборах за период с 1999 г. по 2001 г., в ходе которой была установлена неуплата ответчиком взносов за 1999 - 2000 годы в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 19778 руб. 00 коп., Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 192 руб. 00 коп., территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 3265 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость за 1 и 2 кварталы 2001 г. в сумме 3371 руб. 00 коп.

По результатам проверки составлен акт от 18.10.2002, на основании которого налоговой инспекцией вынесено решение от 18.11.2002 N 28 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды в виде штрафа в размере 4647 руб. 00 коп., за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 6674 руб. 00 коп.

Требованиями N 445, 446 от 18.11.2002 налоговым органом предложено индивидуальному предпринимателю уплатить в добровольном порядке 48809 руб. 00 коп., в том числе 3371 руб. 00 коп. недоимки по налогу на добавленную стоимость, 1350 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 19778 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам в ПФР, 13407 руб. 00 коп. пени за несвоевременную уплату в ПФР, 3265 руб.
00 коп. недоимки по страховым взносам в ТФОМС, 1995 руб. 00 коп. пени за несвоевременную уплату взносов в ТФОМС, 192 руб. 00 коп. недоимки по страховым взносам в ФФОМС, 130 руб. 00 коп. пени за несвоевременную уплату взносов в ФФОМС, штрафа в порядке статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 5321 руб. 00 коп.

Неисполнение предпринимателем Кузьминич Т.Н. указанных требований явилось основанием для обращения налогового органа в суд.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель Кузьминич Т.Н. является плательщиком сборов по страховым взносам в социальные внебюджетные фонды, налогу на добавленную стоимость, необоснованно не уплачивала указанные платежи, в связи с чем налоговым органом правомерно были начислены пени и предприниматель обоснованно была привлечена к налоговой ответственности.

Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации определена обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Требованиями п. 2 ст. 52 НК РФ определено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (п. 2 ст. 54 НК РФ).

Объектом налогообложения
по налогу на добавленную стоимость в соответствии со ст. 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно статье 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 указанного Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них налога и налога с продаж.

Статья 166 НК РФ определяет порядок исчисления налога.

Порядок определения величины налога на добавленную стоимость, на которую может уменьшаться сумма налога, полученная от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), при исчислении налогоплательщиками суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определен ст. 171 НК РФ. В соответствии с указанной нормой вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, налогоплательщиком реализовано товаров (работ, услуг) за 1 квартал 2001 года на сумму 93953 руб. 00 коп., за 2 квартал 2001 года - на сумму 42124 руб. 00 коп., согласно налоговым декларациям стоимость реализованных товаров (работ, услуг) определена налогоплательщиком в размере 1678 руб. 00 коп. и 6704 руб. 00 коп., соответственно, сумма налоговых вычетов - 6330 руб. 00 коп. и 3906 руб. 00 коп., хотя налогоплательщику следовало исчислить налог на добавленную стоимость за 1 квартал 2001 года в сумме 3065 руб. 00 коп., за 2 квартал 2002 года - 306 руб. 00 коп.

Таким образом, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о
том, что предприниматель Кузьминич Т.Н., являясь в силу статей 143, 146, 153 Налогового кодекса РФ плательщиком налога на добавленную стоимость, обязана исчислять и уплачивать данный налог по установленным ставкам, исходя из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), применяемых цен и тарифов.

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“, ст.ст. 1, 4 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“ предприниматель является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования и обязан уплачивать указанные взносы по ставкам 20,6% и 3,6% (в т.ч. 0,2% - в ФФОМС) в установленные законодательством сроки (до 15 июля года, следующего за отчетным).

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель не исчислила и не уплатила страховые взносы во внебюджетные фонды с валового дохода за 1999 г. в сумме 2997557 руб. 76 коп., уменьшенного на расходы 2909416 руб. 96 коп., связанные с получением дохода, за 2000 г. валовой доход составил 2065890 руб. 86 коп., сумма расходов - 2058019 руб. 96 коп. Таким образом, доход, подлежащий обложению страховыми взносами в государственные социальные внебюджетные фонды, составил за 1999 год - 88140 руб. 80 коп. (2997557 руб. 76 коп. - 2909416 руб. 96 коп.), за 2000 год - 7870 руб. 90 коп. (2065890 руб. 86 коп.
- 2058019 руб. 96 коп.).

Следовательно, взысканию с индивидуального предпринимателя подлежит: за 1999 год в Пенсионный фонд РФ - 18157 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 176 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2997 руб., за 2000 год в Пенсионный фонд РФ - 1621 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 16 руб., в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 268 руб.

С учетом допущенных налогоплательщиком нарушений, а именно: неисполнения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость и страховых взносов, суд апелляционной инстанции считает, что налогоплательщик правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафов в размере 5321 руб. 00 коп., в том числе: за неуплату страховых взносов в ПФ РФ - 3956 руб., неуплату страховых взносов в ФФОМС - 38 руб., неуплату страховых взносов в ТФОМС - 653 руб., за неуплату налога на добавленную стоимость - 674 руб.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ, вступившего в силу с 01.01.1999, пеней признается установленная данной нормой денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом пунктом 3 данной статьи установлено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога
или сбора.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что налоговой инспекцией правомерно начислены ответчику пени за несвоевременную уплату: налога на добавленную стоимость в сумме 1350 руб. 00 коп.; страховых взносов в сумме 15532 руб. 00 коп.

Доводы заявителя жалобы о том, что налоговые органы не полномочны начислять обязательные платежи в ПФ РФ, ФСС, ФОМС, суд апелляционной инстанции считает необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 1 18-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ установлено, что взыскание суммы штрафов по платежам в государственные специальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган в пределах предоставленных ему полномочий при проведении выездной налоговой проверки установил наличие у ответчика недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования за 1999, 2000 годы, действуя в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 89, 100 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

Довод заявителя жалобы о невыполнении судом первой инстанции указаний кассационной инстанции суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку во исполнение указаний кассационной инстанции, изложенных в постановлении от 22.10.2003, суд первой инстанции установил, что ответчик не был зарегистрирован в органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского страхования,
в связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что факт неуплаты налогоплательщиком страховых взносов мог быть обнаружен уполномоченным органом только в результате выездной налоговой проверки.

Отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства о назначении аудиторской проверки судом обоснован, и суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда об отсутствии правовых оснований для его удовлетворения, поскольку суд не связан выводами указанных проверок.

Довод заявителя жалобы о применении судом первой инстанции Закона РФ от 15.12.2001 N 167 “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“, не подлежащего применению, суд апелляционной инстанции также считает необоснованным.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Учитывая, что Кузьминич Т.Н. при подаче апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы с заявителя подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1026 руб. 20 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 25.12.2003 по делу N А19-5065/03/15-32 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Ф.И.О. родившейся 03.07.1956, проживающей по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Оек, ул. Трудовые Резервы, д. 2, свидетельство о государственной регистрации N 037, выданное Оекской сельской администрацией, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1026 руб. 20 коп.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

И.П.ДЯГИЛЕВА

Судьи:

Т.Г.СОРОКА

П.И.БУЯНОВЕР