Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16.01.2004 по делу N А19-9306/03-22 Суд в полном объеме удовлетворил иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации, поскольку сделка противоречит законодательству.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2004 г. Дело N А19-9306/03-22“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Черняевой Э.Е.,

при ведении протокола судебного заседания Черняевой Э.Е.,

при участии в заседании:

от истца - Завозиной О.Д. (удостоверение N 15130, действительное по 31.07.2005),

от КУГИ - Степаняк М.С. - представителя (доверенность N 1/16-28 от 18.01.2001),

от ОАО “Иркутскгражданпроект“ - Буланой О.Ю. - представителя (доверенность от 19.11.2002), Капань Е.П. - представителя (доверенность от 06.06.2003), Косюк Л.К. - представителя (доверенность от 19.11.2003),

от Фонда имущества Иркутской области - Магомедовой Е.В. - представителя (доверенность N 06-509 от 18.05.2003),

от Финансового управления Иркутской области - Шишилова А.В. - представителя (доверенность N 08-35/691
от 05.01.2004),

от администрации Иркутской области - Чернышевой А.Г. - представителя (доверенность N 10/16-344 от 28.04.2003), Степаняк М.С. - представителя (доверенность N 1/16-28 от 18.01.2001),

от третьих лиц:

от КУМИ - Щукиной Н.Г. - представителя (доверенность N 505-70-05/4 от 05.01.2004),

от БТИ г. Иркутска, МУП ЖКХ Октябрьского района - не прибыли, уведомлены в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску первого заместителя прокурора Иркутской области к КУГИ администрации Иркутской области, ОАО “Иркутскгражданпроект“, Фонду имущества Иркутской области, Финансовому управлению Иркутской области, администрации Иркутской области (третьи лица - КУМИ администрации г. Иркутска, БТИ г. Иркутска, МУП ЖКХ Октябрьского района) о применении последствий недействительности ничтожной сделки,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен первым заместителем прокурора Иркутской области о применении последствий недействительности ничтожной сделки приватизации трех общежитий по адресам: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 208; г. Иркутск, пер. Пограничный, 1 “Д“; г. Иркутск, ул. Б.Хмельницкого, 11 - обязать ОАО “Иркутскгражданпроект“ передать спорные общежития в государственную собственность.

В судебном заседании 14.01.2004 истец уточнил исковые требования, заявив о признании сделки приватизации в части включения в уставный капитал ОАО “Иркутскгражданпроект“ трех спорных общежитий недействительной в силу ничтожности и применить последствия ничтожной сделки, обязав ОАО “Иркутскгражданпроект“ передать эти общежития в государственную собственность Иркутской области, а Комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области вернуть ОАО “Иркутскгражданпроект“ стоимость общежитий -1149,2 тыс. рублей в ценах 1992 года.

Третьи лица - БТИ г. Иркутска, МУП ЖКХ Октябрьского района - в судебное заседание не прибыли, о дне и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, отзывы и возражения на иск представили.

Ответчик - КУГИ Иркутской области - иск не признал,
полагая сделку приватизации оспоримой и учитывая пропуск прокурором срока исковой давности.

Ответчик - Главное финансовое управление Иркутской области - исковые требования не признал, заявив о том, что не являлся участником отношений, связанных с приватизацией ОАО “Иркутскгражданпроект“, хотя и является структурным подразделением администрации области, осуществляющим управление областными финансами.

Ответчик - администрация Иркутской области - также полагает, что не участвовал в сделке приватизации, иск не признал.

Ответчик - Фонд имущества Иркутской области - исковые требования не признал, пояснив, что распоряжение, в соответствии с которым утвержден План приватизации, не признано незаконным, также полагая, что срок исковой давности истец пропустил.

Ответчик - ОАО “Иркутскгражданпроект“ - пояснил, что на момент приватизации институт “Иркутскгражданпроект“ находился в государственной собственности Иркутской области, Программа приватизации в Иркутской области на 1992 год не содержала ограничений на приватизацию общежитий, с момента передачи спорных объектов ответчик обслуживает и несет бремя по их содержанию, и передача общежитий в государственную собственность повлечет за собой ухудшение положения проживающих в них граждан, исковые требования не признал.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил.

Преобразование института “Иркутскгражданпроект“ в акционерное общество открытого типа осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“.

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 01.06.1993 N 399/АК утвержден план приватизации института “Иркутскгражданпроект“, в котором включены в уставный капитал акционерного общества три общежития, расположенные: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 208, блок-секция 3/3; г. Иркутск, пер. Пограничный, 1 “Д“; г. Иркутск, ул. Б.Хмельницкого, 11, остаточной стоимостью 588,8 тыс. руб., 428,7 тыс. руб., 131,7 тыс. руб.
в ценах 1992 года.

В период преобразования государственного предприятия в акционерное общество действовала ст. 15 Закона РФ от 03.07.1991 “О приватизации государственных предприятий в Российской Федерации“ (далее - Закон о приватизации), предусматривающая определенные способы приватизации, в том числе приватизацию государственного предприятия путем преобразования его в акционерное общество.

Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа стоимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации, не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества.

Общежития относятся к жилищному фонду, приватизация которых согласно пункту 5 статьи 2 Закона о приватизации регулируется иными законодательными актами, и этот объект, соответственно, имеет особый режим приватизации.

По плану приватизации института “Иркутскгражданпроект“, утвержденному распоряжением Комитета от 01.06.1993 N 399-АК, в нарушение пункта 5 раздела 1 упомянутого Положения в уставный капитал акционерного общества была включена стоимость спорных зданий общежитий.

Действия Комитета по включению стоимости зданий общежитий в уставный капитал акционерного общества относятся к сделке приватизации, и в этой части сделка не соответствует законодательству.

Поскольку сделка противоречит законодательству, она в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожной в части включения общежитий в уставный капитал.

В соответствии с пунктом 1 ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение. Прокурор обратился с таким иском в Арбитражный суд Иркутской области 26.05.2003 и срок исковой давности не пропущен, доводы ответчиков о применении судом пропуска срока исковой давности
несостоятельны.

Прокурор в соответствии со ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе предъявить настоящий иск и сам несет процессуальные обязанности и пользуется процессуальными правами истца.

Исковые требования истца в части признания сделки приватизации в части включения в уставный капитал ОАО “Иркутскгражданпроект“ трех спорных общежитий недействительной в силу ничтожности обоснованны и подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 168 ГК РФ, Законом РФ от 03.07.1991 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“, Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“.

Согласно ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Сделка приватизации института “Иркутскгражданпроект“ совершена институтом путем выкупа имущества и государством путем передачи имущества в лице субъекта Российской Федерации Иркутской области через орган управления - администрацию Иркутской области.

Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области так же, как и Главное финансовое управление Иркутской области, Фонд имущества Иркутской области являются структурными подразделениями администрации Иркутской области с правами юридического лица.

Таким образом, прокурор обоснованно заявил о передаче ОАО “Иркутскгражданпроект“ Комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области трех спорных общежитий на основании распоряжения, которым был утвержден план приватизации ответчика ОАО “Иркутскгражданпроект“.

Как следует из материалов дела, всего выпущено акций на сумму 11599 тыс. рублей в ценах 1992 года, стоимость общежитий оценена в сумме 1149,2 тыс. рублей в ценах 1992 года.

Фонд имущества Иркутской области пояснил, что выкуп акций акционерами производился через ОАО “Иркутскгражданпроект“ посредством оплаты денежными средствами, приватизационными чеками согласно
пп. 2.2.1.1, 2.2.2 договора купли-продажи акций АО “Иркутскгражданпроект“ N 292 от 22.09.1993.

В материалах дела имеется платежное поручение N 922 от 09.12.1993 об оплате АО “Иркутскгражданпроект“ Фонду областной собственности 2015500 руб., акт приемки-сдачи пакета приватизационных чеков от 22.11.1993, что свидетельствует о выкупе приватизируемого имущества.

Выкуп проводился через Фонд имущества Иркутской области, а потому стоимость трех общежитий подлежит взысканию с него.

Требования истца в части применения последствий недействительности ничтожной сделки подлежат удовлетворению в соответствии со ст.ст. 166 - 168 ГК РФ.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на администрацию Иркутской области, которая согласно п. 6 ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ освобождена от ее уплаты.

Резолютивная часть решения в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вынесена 14 января 2004 г.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить полностью.

Признать сделку приватизации в части включения в уставный капитал ОАО “Иркутскгражданпроект“ общежитий, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 208, блок-секция 3/3; г. Иркутск, пер. Пограничный, 1 “Д“; г. Иркутск, ул. Б.Хмельницкого, 11, недействительной в силу ничтожности.

Применить последствия ничтожной сделки:

ОАО “Иркутскгражданпроект“ возвратить Комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области три общежития, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 208, блок-секция 3/3; г. Иркутск, пер. Пограничный, 1 “Д“; г. Иркутск, ул. Б.Хмельницкого, 11.

Взыскать с Фонда имущества Иркутской области сумму 1149,2 рубля в пользу ОАО “Иркутскгражданпроект“.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

Э.Е.ЧЕРНЯЕВА