Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 28.07.2003 по делу N А19-5387/03-44 Суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными действий налогового органа по начислению и взысканию пени, поскольку отсрочка, предоставляемая заявителю, не может быть признана основанием для освобождения от уплаты пени за неуплату авансового платежа в составе единого социального налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 28 июля 2003 г. Дело N А19-5387/03-44“

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

председательствующего Сорока Т.Г.,

судей: Буяновера П.И., Куклиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания,

при участии:

от истца - Деменского В.А.,

от ответчика - МИМНС РФ N 3 по Иркутской области - Фесенко О.С., Власенко Е.Е.,

от третьего лица - ОПФ РФ по Иркутской области - Казанковой Е.Н., Калашниковой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.04.2003 по делу N А19-5387/03-44 по иску артели старателей “Лена“ к Межрайонной инспекции Министерства РФ
по налогам и сборам N 3 по Иркутской области, третье лицо - Управление ПФ РФ по Иркутской области, о признании незаконными действий налогового органа, принятое судьей Скубаевым А.И.,

УСТАНОВИЛ:

артель старателей “Лена“ обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий МИМНС РФ N 3 по Иркутской области по начислению и взысканию пени по единому социальному налогу (далее - ЕСН) в сумме 986640 рублей 13 копеек за период с 29.01.2002 по 15.07.2002, а также заключения МИМНС РФ N 3 от 19.12.2002 N 1645 в части уменьшения НДС, подлежащего возмещению из бюджета, на сумму пени по ЕСН - 986640 рублей 13 копеек.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено отделение ПФ РФ по Иркутской области (далее - ОПФ РФ).

Решением суда первой инстанции от 30.04.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Действия налогового органа по начислению пени по ЕСН и уменьшению НДС признаны незаконными в связи с тем, что в период их начисления Управлением ПФ РФ по Иркутской области артели была предоставлена отсрочка по уплате ЕСН.

МИМНС РФ N 3 по Иркутской области подана апелляционная жалоба. Заявитель настаивает на отмене решения, указывая при этом, что отсрочка была предоставлена Пенсионным фондом неправомерно.

Артель старателей “Лена“ и отделение ПФ РФ по Иркутской области считают решение суда законным и обоснованным.

Рассмотрев спор в порядке ст.ст. 266 - 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене применительно к п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов
суда обстоятельствам дела.

Как следует из представленных документов, 19.12.2002 МИМНС РФ N 3 по Иркутской области вынесено заключение N 1645 о зачете подлежащего возмещению из бюджета НДС в сумме 1068000 руб. в счет уплаты пени по ЕСН за период с 29.01.2002 по 19.10.2002.

Артель старателей “Лена“ считает незаконным начисление пени по ЕСН за период с 29.01.2002 по 15.07.2002 в сумме 986640 руб. 13 коп. в связи с тем, что решением отделения ПФ РФ по Иркутской области от 04.03.2002 N 3 артели была предоставлена отсрочка по уплате авансового платежа по ЕСН за декабрь 2001 г. в сумме 844090 руб. до 15.07.2002.

Принимая во внимание данную отсрочку и признавая действия налогового органа незаконными, суд первой инстанции указал в своем решении, что право Пенсионного фонда на предоставление отсрочки по уплате ЕСН - как в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд, так и в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, установлено постановлением Правления ПФ РФ N 146 от 05.09.2001, зарегистрированным в Минюсте РФ 25.12.2001 под N 3129 с учетом изменений, внесенных в п. 2.1 постановлением Правления ПФ РФ N 116п от 11.10.2002, зарегистрированным в Минюсте РФ 27.11.2002 под N 3960.

Апелляционная инстанция считает такой вывод ошибочным по следующим основаниям.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (с изменениями и дополнениями), с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ
и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 05.09.2001 N 146 утвержден Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа в составе единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом согласно п. 1 ст. 243 НК РФ в 2002 году сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ и Приказом Министерства финансов РФ от 09.01.2002 N 4 задолженность по единому социальному налогу на 01.01.2002, ранее зачислявшаяся в бюджет ПФР, с 01.01.2002 должна была зачисляться в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 3 Порядка при сумме авансового платежа в 1 млн. руб. и более вопросы предоставления отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа рассматривает ПФР по согласованию с Министерством финансов РФ. Однако решение от 04.03.2002 N 3 о предоставлении отсрочки артели старателей “Лена“ по уплате авансового платежа за декабрь 2001 года принято без согласования с Министерством финансов РФ.

Постановлением Правления ПФР от 11.10.2002 N 116п в постановление Правления ПФР от 05.09.2001 N 146 “Об утверждении Порядка организации работы
по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа в составе единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации“ внесены изменения, где:

- в пункте 1.1 указано - название постановления Правления ПФР от 05.09.2001 N 146 изложить в следующей редакции: “Об утверждении Порядка организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет“;

- в пункте 2.1 указано - изложить абзац 1 пункта 1 в следующей редакции: “В соответствии со статьями 63 и 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате авансового платежа по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, предоставляется органами ПФР“.

Решение N 3 о предоставлении отсрочки артели старателей “Лена“ по уплате авансового платежа за декабрь 2001 года принято отделением ПФР по Иркутской области 04.03.2002, т.е. в данный момент отсрочка предоставлялась согласно Порядку организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа в составе единого социального налога (взноса) в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации (утвержденному постановлением Правления ПФР от 05.09.2001 N 146), действовавшему до внесения изменений постановлением Правления ПФР от 11.10.2002 N 116п.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 1 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 63 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, являются:

- по федеральным налогам и сборам - Министерство финансов Российской Федерации;

- по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органы соответствующих внебюджетных фондов.

Таким образом, Налоговым кодексом не предоставлены полномочия органам ПФР принимать решения об изменении срока уплаты
единого социального налога, уплачиваемого в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах отсрочка, предоставляемая артели старателей “Лена“ ОПФ РФ по Иркутской области, не может быть признана основанием для освобождения от уплаты пени за неуплату авансового платежа за декабрь 2001 года, действия МИМНС РФ N 3 по Иркутской области по начислению пени, а также заключение N 1645 от 19.12.2002 являются правомерными, соответствуют положениям ст.ст. 63, 64, 75, 234 - 244 НК РФ.

Учитывая изложенное, в удовлетворении требований артели старателей “Лена“ следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 30.04.2003 по делу N А19-5387/03-44 отменить. В удовлетворении заявления артели старателей “Лена“ отказать.

Взыскать с артели старателей “Лена“ в доход федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Т.Г.СОРОКА

Судьи:

П.И.БУЯНОВЕР

Л.А.КУКЛИНА