Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.06.2003 по делу N А19-9689/03-15 Суд частично удовлетворил заявление о взыскании налоговых санкций, поскольку у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2003 г. Дело N А19-9689/03-15“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Луньковым М.В.,

при участии в заседании:

от заявителя - не явился,

от ООО “Турманское“ - не явился,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции МНС РФ по Братскому району Иркутской области о взыскании с ООО “Турманское“ 6814 руб. 35 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Братскому району Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с ООО “Турманское“ 6814 руб. 35 коп., составляющих сумму налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Заявитель о времени и
месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в заседание суда не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

ООО “Турманское“ о времени и месте судебного разбирательства извещалось надлежащим образом 09.06.2003 (уведомление N 67773), в заседание суда не явилось, отзыв не представило.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

ООО “Турманское“ (далее - общество) зарегистрировано в качестве юридического лица администрацией Братского района Иркутской области 20.10.1999, свидетельство о государственной регистрации б/н.

Инспекцией МНС РФ по Братскому району Иркутской области проведена камеральная налоговая проверка общества по вопросу своевременности представления в налоговый орган налоговых деклараций, расчетов авансовых платежей и бухгалтерской отчетности.

В ходе проведенной налоговой проверки установлено следующее.

Обществом несвоевременно представлены в налоговый орган декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. (сумма налога, подлежащая уплате, отсутствует), расчет по налогу на имущество предприятий за 9 месяцев 2002 г. (сумма налога, подлежащего уплате, - 27254 руб.), расчет на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. (сумма налога, подлежащего уплате, - 4917 руб.), декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2002 г. (сумма налога, подлежащего уплате, - 13387 руб.), декларации по налогу с продаж за октябрь 2002 г. (сумма налога, подлежащего уплате, отсутствует), расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 г., расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 г., бухгалтерская отчетность за 9 месяцев 2002 г.

По результатам рассмотрения материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 13.01.2003 N 12 о привлечении общества к налоговой
ответственности за совершение налоговых правонарушений.

За несвоевременное представление в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. общество привлечено к ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 100 руб., за несвоевременное представление расчета по налогу на имущество предприятий за 9 месяцев 2002 г. общество привлечено в ответственности в соответствии с п. 1 ст. 119 НК в виде штрафных санкций в размере 4088 руб. 10 коп., за несвоевременное представление расчета на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. общество привлечено к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК в виде штрафных санкций в размере 737 руб. 55 коп., за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2002 г. общество привлечено к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК в виде штрафных санкций в размере 1338 руб. 70 коп., за несвоевременное представление декларации по налогу с продаж за октябрь 2002 г. общество привлечено к ответственности согласно п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 100 руб.

За несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 г., расчета по взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 г., бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2002 г. (в том числе баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, расшифровка имущества, числящего на балансе предприятия, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, справка о среднесписочной численности, сведения о рублевых счетах в банках, отчет о движении денежных средств, всего 7 документов) общество привлечено к
ответственности, согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 50 руб. за каждый несвоевременно представленный документ.

Всего сумма штрафных санкций составила 6814 руб. 35 коп.

Требование от 13.01.2003 N 16 об уплате налоговых санкций направлено обществу 15.01.2003 заказным письмом N 00934, срок исполнения истек, однако до настоящего времени штраф в добровольном порядке не уплачен.

Заявитель в соответствии со ст. 104 НК РФ просил взыскать с общества 6814 руб. 35 коп. налоговых санкций в судебном порядке.

При таких обстоятельствах арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично в сумме 1069 руб. 35 коп.

Из материалов дела видно, что обществом несвоевременно представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г.

Пунктом 2 ст. 285 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу на прибыль признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В соответствии с п. 3 ст. 289, ст. 285 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Общество обязанность, предусмотренную п. 3 ст. 289 НК РФ, не исполнило, налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. представило в налоговый орган по истечении установленного срока, а именно 05.12.2002.

Пунктом 1 ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, не превышающий 180 дней.

Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль
за 9 месяцев 2002 г. в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, в виде штрафа в минимально допустимом размере 100 руб.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Иркутской области “О налоге с продаж“ N 44-оз от 19.10.1998 (с изменениями и дополнениями) предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по исчислению и уплате налога с продаж в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В нарушение требований Закона обязанность по своевременному представлению в налоговый орган по месту своего нахождения налоговых деклараций налогоплательщиком не исполнена. Декларация по налогу с продаж за октябрь 2002 г. при установленном сроке не позднее соответственно 20.11.2002 представлена в налоговый орган налогоплательщиком 05.12.2002.

Действия общества подпадают под признаки налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ.

Общество правомерно привлечено к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу с продаж за октябрь 2002 г. на основании п. 1 ст. 119 НК РФ в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, в виде штрафа в минимально допустимом размере 100 руб.

Пунктом 5 ст. 174 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые декларации по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость в срок до 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В нарушение требований Закона обязанность по своевременному представлению в налоговый орган по месту своего нахождения налоговой декларации налогоплательщиком не исполнена. Декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2002 г. при установленном сроке не позднее 20.11.2002 представлена в налоговый орган налогоплательщиком 05.12.2002.

Действия общества правильно
квалифицированы налоговым органом в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ.

Однако при расчете штрафных санкций налоговым органом допущена ошибка в расчете. Так как установленный срок подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2002 г. - не позднее 20.11.2002, а обществом декларация подана 05.12.2002, то просрочка составила один неполный месяц, т.е. подлежит взысканию налоговая санкция в сумме 669 руб. 35 коп. (13387 руб. x 5%).

В нарушение п. 3 ст. 243 НК РФ расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу по сроку представления не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. за 9 месяцев 2002 г. - не позднее 20.11.2002, представлен обществом 05.12.2002.

Налоговый орган за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 9 месяцев 2002 г. обоснованно привлек общество к ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб.

В нарушение п. 2 ст. 24 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ расчет авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 г. по сроку представления не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, т.е. за 9 месяцев 2002 г. - не позднее 20.11.2002, представлен обществом 05.12.2002.

Налоговый орган за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2002 г. обоснованно привлек общество к ответственности согласно п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 50 руб.

Обществом, в нарушение п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете“
(с изм. и доп.), ст. 3 НК РФ, в установленный срок не представлена в налоговый орган бухгалтерская отчетность общества за 9 месяцев 2002 г.: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Срок представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности для организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен не позднее 30 дней по окончании квартала и не позднее 90 дней по окончании года соответственно.

Фактически общество представило указанные выше документы в налоговый орган 05.12.2002.

Следовательно, действия общества подпадают под признаки налогового правонарушения, за которое установлена ответственность п. 1 ст. 126 НК РФ. общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 100 руб. за непредставление в установленный срок бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

В части привлечения общества к налоговой ответственности за непредставление отчета о движении денежных средств, расшифровки имущества, числящегося на балансе предприятия, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, справки о среднесписочной численности, сведений о рублевых счетах в банках, действия налогового органа необоснованны, т.к. эти документы являются приложением, прилагаемым к бухгалтерской отчетности, представляемой в налоговый орган, а значит, ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ за их несвоевременное представление, не может быть применена к обществу. Штраф в размере 250 руб. начислен неправомерно.

В части взыскания налоговой санкции за несвоевременное представление расчета по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 г. в размере 737 руб. 55 коп. в соответствии с
п. 1 ст. 119 НК РФ суд считает действия налогового органа незаконными по следующим причинам.

Статьей 119 НК РФ установлена ответственность налогоплательщиков за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Таким образом, за непредставление налоговой декларации общество должно быть привлечено к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ, но только в том случае, если его действия образуют состав налогового правонарушения.

Статьей 5 Закона РФ “О дорожных фондах в Российской Федерации“ срок представления налоговых деклараций по налогу на пользователей автомобильных дорог не установлен.

Не установлен такой срок и ст. 4 Закона Иркутской области от 17.07.1995 N 155 “О территориальном дорожном фонде“ (с изм. и доп.).

Более того, ни федеральным законом, ни Законом Иркутской области от 17.07.1995 N 155 “О территориальном дорожном фонде“ (с изм. и доп.) не определен налоговый период по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Ссылка заявителя на п. 42 Инструкции МНС РФ от 04.04.2000 N 59 несостоятельна, поскольку указанный нормативный правовой акт МНС РФ не является актом законодательства о налогах и сборах и его положения не могут дополнять и расширять положения Закона.

Поэтому нельзя признать представленную обществом декларацию по налогу на пользователей автомобильных дорог налоговой декларацией, за непредставление которой установлена ответственность в ст. 119 НК РФ.

С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 119 п. 1 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 г. в виде штрафа в размере 737 руб. 55 коп.

В соответствии
со ст. 1 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий“ (с изм. и доп.) общество является плательщиком налога на имущество предприятий.

Статьей 7 указанного Закона установлено, что сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет.

Статья 8 Закона предусматривает уплату налога по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для бухгалтерского отчета за год.

Следовательно, налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год, отчетными периодами по налогу на имущество являются 1, 2, 3 кварталы.

Срок представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности для организаций, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), установлен не позднее 30 дней по окончании квартала и не позднее 90 дней по окончании года соответственно.

Поскольку приведенные выше положения Закона “О налоге на имущество“ разграничивают налоговую декларацию (годовой расчет) по налогу на имущество и ежеквартальные расчеты авансовых платежей по этому налогу, несвоевременное представление последних должно влечь применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ.

Налоговый орган необоснованно привлек общество к ответственности за несвоевременное представление расчета по налогу на имущество предприятий за 9 месяцев 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафных санкций в размере 4088 руб. 10 коп.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на общество возлагаются расходы по
государственной пошлине пропорционально размеру удовлетворенных требований в сумме 53 руб. 47 коп., от уплаты которой заявитель освобожден в установленном законом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 167 - 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с ООО “Турманское“, место нахождения: Иркутская область, Братский район, п. Турма, свидетельство о государственной регистрации б/н, выданное администрацией Братского района, 1069 руб. 35 коп. налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты и в доход федерального бюджета Российской Федерации - государственную пошлину в сумме 53 руб. 47 коп.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

На решение может быть подана жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья

М.В.ЛУНЬКОВ