Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02.06.2003 по делу N А19-6039/03-3 Суд отказал в удовлетворении требования о взыскании налоговых санкций за совершение правонарушения, поскольку постановка ответчика на учет в налоговом органе должна была быть произведена заявителем при государственной регистрации юридического лица, на основании представленных для регистрации документов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 июня 2003 г. Дело N А19-6039/03-3“

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Матвеевой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Матвеевой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Сенаторовой Е.Г. - представителя (доверенность от 04.01.2003 N БР-11/01-6, удостоверение от 07.02.2002 N 155070),

от ответчика: Сивокина А.Л. - генерального директора (>
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска к обществу с ограниченной ответственностью “МедиаСтрой“ о взыскании 5000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Заявление подано о взыскании 5000 руб. - суммы налоговой санкции за совершение налогового правонарушения.

Ответчиком отзыва на заявление не представлено.

В
судебном заседании, начатом 26 мая 2003 года, объявлялся перерыв до 2 июня 2003 года.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие имеющие значение для дела обстоятельства.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны, в частности, встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В силу статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Заявление о постановке на учет организации подается в налоговый орган в течение 10 дней после ее государственной регистрации (пункт 3 статьи 83 НК РФ).

Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью “МедиаСтрой“ (ответчика по делу) осуществлена 7 октября 2002 года (свидетельство о государственной регистрации серии 38 N 001593499). Заявление о постановке на учет подано ответчиком 14 января 2003 года.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска, полагая, что ответчиком пропущен срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, решением от 28 января 2003 года N 05-15/6 привлекла последнего к ответственности на основании пункта 1 статьи 116 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.

Действительно, в соответствии со статьей 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах на основании поданного в течение 10 дней после государственной регистрации соответствующего заявления.

Вместе с тем, в связи с принятием Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц“ и изменением порядка государственной регистрации был изменен и порядок постановки на
учет юридических лиц в качестве налогоплательщиков.

Так, Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“ своим постановлением от 19.06.2002 N 439 (пункт 5) установило, что территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществляют постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица на основании сведений о государственной регистрации юридического лица. В свою очередь, в целях реализации пункта 5 названного постановления Правительства Российской Федерации Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.08.2002 N БГ-3-09/426 было определено, что постановка на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе осуществляется при государственной регистрации юридических лиц при их создании (пункт 1 Приказа).

При этом пунктом 2 этого Приказа установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“, подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица. На основании перечисленных документов (то есть представленных при государственной регистрации юридического лица) осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения. В течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица ему выдается (направляется) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (пункт 2 Приказа).

Таким образом, с учетом названных нормативных правовых актов постановка ответчика на учет в налоговом органе должна была быть произведена налоговым органом при государственной регистрации юридического лица, на основании представленных для регистрации документов, полученных, как видно из решения о регистрации от 04.10.2002 N 1227а, налоговым органом 1 октября 2002
года.

Принятие налоговым органом документов для регистрации юридического лица без заявления о постановке на учет в налоговом органе не означает, что в дальнейшем налогоплательщик обязан подавать это заявление повторно, поскольку, как уже указывал суд, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществляют постановку на учет в налоговом органе на основании сведений о государственной регистрации юридического лица.

Помимо этого, суд считает необходимым отметить, что согласно статье 83 НК РФ налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц (каковым в данном случае является сам налоговый орган), самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах и на налогоплательщика не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о постановке на учет в том же самом налоговом органе, в котором он прошел государственную регистрацию как юридическое лицо. Иное будет означать расширение сферы действия норм о налоговой ответственности, что в процессе правоприменительной практики недопустимо.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья

Е.В.МАТВЕЕВА