Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.09.2007 по делу N А51-4508/2007-24-191 Отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным уведомления руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления об отказе от договора аренды, поскольку должностное лицо при направлении спорного уведомления действовало в пределах своих полномочий.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2007 г. по делу N А51-4508/2007-24-191

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края

рассмотрел 06.09.2007 в судебном заседании

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью “Востокавтосервис-97“

к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока

о признании незаконными уведомления от 15.01.2007 N 12/1-3-242 и действий начальника управления.

В судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с 06 сентября 2007 года до 09 часов 30 минут 10 сентября 2007 года.

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 10 сентября 2007 года. Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 18
сентября 2007 года.

Рассматривается заявление Общества с ограниченной ответственностью “Востокавтосервис-97“ (далее по тексту “заявитель“, “Общество“ или “Общество “Востокавтосервис-97“) к Управлению муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - “управление“) о признании недействительным уведомления начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры от 15.01.2007 N 12/1-3-242, а соответствующие действия начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, незаконными.

В судебном заседании 10 сентября 2007 года представители заявителя уточнили предмет требований - просили признать недействительным уведомление начальника Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 15.01.2007 N 12/1-3-242 и незаконными действия по изданию данного уведомления.

Суд, в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел и принял уточнение заявителя.

В обоснование заявленных требований Общество, сославшись на п. п. 7.3, 7.4.15 Положения об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, утвержденного Постановлением главы администрации города Владивостока от 30.08.2005 N 965, указало, что начальник управления, осуществляя руководство, издает акты в форме приказов и распоряжений следовательно уведомление без соответствующего распоряжения или приказа является незаконным.

По мнению заявителя, вопросы владения и пользования земельным участком площадью 65 кв. м, расположенного в районе ул. Пушкинская, 115 в г. Владивостоке (кадастровый номер 25:28:01 30 01:07), в отношении которого между Обществом и управлением заключен договор аренды земли от 01.03.2000 N 003060, относится к ведению органов исполнительной власти Приморского края, а не к ведению администрации муниципального образования г. Владивостока.

Представитель управления в судебном заседании 10 сентября 2007 года представил в материалы дела письменный отзыв на заявление, в котором управление, отказалось от признания факта ошибочности направления Обществу уведомления от 15.01.2007 N 12/1-3-242 и
просит суд в удовлетворении требования заявителя отказать. Управление указывает, что данное уведомление направлено Обществу в соответствии со ст. ст. 610, 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом, по мнению управления, гражданским законодательством Российской Федерации не определен какой-либо особый порядок уведомления в случае отказа от договора.

Из материалов дела судом установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью “Востокавтосервис-97“ зарегистрировано в качестве юридического лица 27.08.1997 мэрией г. Владивостока и 11.10.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первореченскому району г. Владивостока внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022501899420, о чем Обществу выдано свидетельство серии 25 N 02176421.

На основании постановления администрации г. Владивостока от 29.02.2000 N 287 между администрацией г. Владивостока (арендодатель) и ООО “Восток-автосервис-97“ (арендатор) был заключен договор от 01.03.2000 N 003060 аренды земли площадью 65 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 115, для целей дальнейшей эксплуатации станции технического обслуживания автомобилей. Срок аренды установлен пять лет с момента принятия постановления о предоставлении земельного участка, т.е. с 29.02.2000 до 01.03.2005. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет за номером 25:28:01 30 01:07, право аренды зарегистрировано Учреждением юстиции “Приморский краевой регистрационный центр“, регистрационный N 2470-зем от 29.03.2000, о чем выдано свидетельство серии АБ N 0120256 от 03.04.2000.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2005 по делу N А51-1951/2005-23-87 ООО “Востокавтосервис-97“ к администрации муниципального образования г. Владивосток и Управлению муниципальной собственности г. Владивостока установлено, что заключенный договор аренды земли от 01.03.2000 N 003060 считается возобновленным на неопределенный срок.

Уведомлением от 15.01.2007
N 12/1-3-241 управление сообщило Обществу об отказе от договора аренды и предупредило, что по истечении трех месяцев с момента получения уведомления договор будет считаться расторгнутым, в связи с чем по истечении указанного времени Обществу надлежит освободить земельный участок и вернуть его арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования.

Письмом от 07.05.2007 N 7562сп, направленным в ООО “Востокавтосервис-97“, управление подтвердило намерение о расторжении договора аренды земельного участка.

Считая недействительным уведомление начальника управления от 15.01.2007 N 12/1-3-241 и незаконными его действия Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы Общества и возражения управления, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора; понуждение к заключению договора может иметь место лишь в случаях, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться и иным образом.

В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 N 14-ФЗ (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во
временное владение и пользование или во временное пользование.

Частью 1 статьи 610 ГК РФ установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором. При этом, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ч. 2 ст. 621 ГК РФ).

В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок (абз. 2 ч. 2 ст. 610 ГК РФ).

Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость), то договор аренды земельного участка (земли) является договором аренды недвижимого имущества.

В соответствии с ч. 3 ст. 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым. При расторжении договора обязательства сторон прекращаются (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.09.2005 по делу N А51-1951/2005-23-87 ООО “Востокавтосервис-97“ к администрации муниципального образования г. Владивосток и Управлению муниципальной собственности г. Владивостока установлено, что по окончании срока действия договора аренды земли от 01.03.2000 N 003060 Общество (арендатор) продолжало пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны арендодателя, в связи с чем договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

С учетом установленных обстоятельств по делу N А51-1951/2005-23-87, суд считает, что договор аренды земли от 01.03.2000 N 003060 между сторонами считается заключенным на неопределенный срок и его прекращение осуществляется по правилам абз. 2 п. 2 ст. 610 ГК РФ, поэтому в рассматриваемой ситуации арендодатель имеет право в любое время отказаться от договора, предупредив арендатора за три месяца.

В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 Положения об управлении муниципального имущества, градостроительства и архитектуры, утвержденного Постановлением главы администрации города Владивостока от 30.08.2005 N 965 (далее - Положение) Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры (далее - управление) является структурным подразделением администрации города Владивостока и подчиняется главе администрации, его заместителю, курирующему вопросы деятельности управления.

В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Законом Приморского края от 20.01.1997 N 69-КЗ “О муниципальной службе в Приморском крае“, Законом Приморского края от 30.04.2003 N 50-КЗ “О реестре муниципальных должностей в Приморском крае“, Градостроительным уставом Приморского края, действующим законодательством Российской Федерации и Приморского края, Уставом города Владивостока, решениями Думы города Владивостока, постановлениями и распоряжениями главы администрации города Владивостока и Положением.

Одной из основных целей деятельности управления, в силу п. 2.1.1 Положения, является эффективное владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью, в том числе муниципальным имуществом, земельными и другими природными ресурсами, находящимися в собственности или ведении Владивостокского городского округа, администрации города Владивостока, муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Согласно п. 3.1 Положения одной из основных функций управления текущее и перспективное управление и использование муниципального имущества, муниципальных земель и других природных ресурсов, в том числе осуществление прав собственника (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, муниципальными землями и другими природными ресурсами, в пределах полномочий управления; подготовка, заключение и контроль за исполнением договорных обязательств по договорам передачи имущества, находящегося в муниципальной собственности, в том числе муниципальных земель и других природных ресурсов, в аренду, собственность, в том числе договоров по купле-продаже, мене, дарению недвижимого имущества, безвозмездное (и) или постоянное (бессрочное) пользование, хозяйственное ведение, оперативное или доверительное управление, инвестиционных договоров.

При выполнении целей, задач и функций управление имеет право осуществлять от имени Владивостокского городского округа права собственника в отношении муниципального имущества, управлять и распоряжаться объектами муниципальной собственности, в том числе муниципальными землями и природными ресурсами, передавая их по гражданско-правовым договорам субъектам гражданских прав в порядке, установленном действующим законодательством (п. 4.4 Положения).

В соответствии с п. 7.1, 7.3, 7.4.15 Положения руководство управлением осуществляется начальником управления, назначаемым на должность и освобождаемым от должности главой администрации города Владивостока. Начальник управления осуществляет руководство на основе единоначалия, издавая акты в форме приказов и распоряжений, обязательные для исполнения всеми структурными подразделениями управления, всеми муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями и предприятиями иных организационно-правовых форм по вопросам, отнесенным к компетенции управления, в соответствии с настоящим Положением, организует и контролирует их исполнение.

Вместе с тем, согласно п. п.
7.4.2, 7.4.17 Положения начальник управления действует без доверенности от имени управления, представляет его во всех предприятиях, учреждениях и организациях, совершает от имени управления сделки, подписывает договоры, соглашения и т.п., а также осуществляет иные функции и полномочия.

Кроме того, в силу п. п. 6.1, 6.3, 6.5 Положения управление, в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции, вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии Владивостокского городского округа, в соответствии с целями и задачами деятельности управления; координирует деятельность других структурных подразделений администрации города Владивостока по вопросам управления муниципальной собственностью, землями и в области архитектуры и градостроительства, направляет для рассмотрения иным структурным подразделениям администрации города Владивостока предложения и методические рекомендации по вопросам, отнесенным к ведению управления.

Управление также участвует в информационном взаимодействии по вопросам своей деятельности с органами государственной власти, органами местного самоуправления, с инспекцией по налогам и сборам, краевым управлением статистики, правоохранительными и иными государственными и муниципальными органами и организациями, а по вопросам, отнесенным Положением к его компетенции, вправе обращаться (направлять материалы) в прокуратуру, органы внутренних дел, инспекцию по налогам и сборам, службу судебных приставов и иные государственные органы (п. п. 6.6, 6.7 Положения).

Суд считает, что полномочные действия начальника управления не ограничены изданием актов и распоряжений и определяются пределами компетенции и нормами, установленными Положением и законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела судом установлено, что уведомлением от 15.01.2007 N 12/1-3-241 управление сообщило Обществу об отказе от договора аренды и предупредило, что по истечении трех месяцев с момента получения уведомления договор будет считаться расторгнутым, в связи с чем по истечении указанного времени
Обществу надлежит освободить земельный участок и вернуть его арендодателю по акту приема-передачи в состоянии, пригодном для дальнейшего использования. Указанный факт заявителем не оспаривается.

Форма уведомления не определена законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 450, 610 ГК РФ указанное уведомление от 15.01.2007 N 12/1-3-241 расценивается судом как допустимый законом способ управления от договора.

При проверке довода заявителя о том, что вопросы владения и пользования земельным участком по договору аренды земли от 01.03.2000 N 003060 относятся к ведению органов исполнительной власти Приморского края, а не к ведению администрации муниципального образования г. Владивостока, суд установил следующее.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 1 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, а не пункт 1 Закона.

В соответствии с п. 1 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ “О регулировании земельных отношений в Приморском крае“ (далее - Закон ПК от 29.12.2003 N 90-КЗ) настоящий Закон регулирует земельные отношения на территории Приморского края в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации федеральным законодательством.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 2 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ, а не пункт 2 Закона.

Согласно п. 2 Закона ПК от 29.12.2003 N 90-КЗ участниками земельных отношений являются Российская Федерация, Приморский край, муниципальные образования, граждане и юридические лица, в том числе собственники земельных участков, участники долевой собственности, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитутов.

Статьей 7 Закона ПК от 29.12.2003 N 90-КЗ установлены полномочия органов исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений.

18 декабря 2006 года ст. 1 Закона Приморского края N 21 в
Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ “О регулировании земельных отношений в Приморском крае“ внесены изменения - статья 7 дополнена пунктом 21(1), в соответствии с которым органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений обладают полномочиями распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

В соответствии со ст. 2 Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21 “О внесении изменений в Закон Приморского края “О регулировании земельных отношений в Приморском крае“ настоящий Закон вступает в силу с 1 февраля 2007 года.

Постановлением Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па “Об органе исполнительной власти Приморского края, уполномоченном на распоряжение земельными участками“ органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, определен комитет по управлению государственным имуществом Приморского края.

Таким образом, до момента вступления в силу Закона Приморского края от 18.12.2006 N 21 “О внесении изменений в Закон Приморского края “О регулировании земельных отношений в Приморском крае“ органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений не обладали полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.

Поскольку уведомление управления N 12/1-3-241 направлено Обществу 15.01.2007, т.е. до момента вступления изменений в законную силу, и земельный участок 65 кв. м по договору аренды земли от 01.03.2000 N 003060, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Пушкинская, 115, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, суд считает необоснованным довод заявителя о том, что вопросы владения и пользования указанным земельным участком в данном случае относятся к ведению органов исполнительной власти Приморского края.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, принимая во внимание оценку всех представленных в материалы дела доказательств в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что требования ООО “Востокавтосервис-97“ о признании недействительным уведомления начальника Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 15.01.2007 N 12/1-3-242 и незаконными действий по изданию данного уведомления удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 333.16, 333.17, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что требования заявителя не удовлетворены государственная пошлина в сумме 2000 рублей 00 копеек, уплаченная ООО “Востокавтосервис-97“ при подаче заявления, возврату не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью “Востокавтосервис-97“ о признании недействительным уведомления начальника Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 15.01.2007 N 12/1-3-242 и о признании незаконными действий начальника Управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока по изданию уведомления от 15.01.2007 N 12/1-3-242 отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.