Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.12.2006, 19.12.2006 по делу N А51-12790/2006 13-293 Расходы, возникшие у организации в результате предоставления льгот по оплате электрической энергии согласно Федеральному закону “О ветеранах“, взысканы за счет средств казны Российской Федерации, поскольку финансирование предусмотренных льгот не было обеспечено в полном объеме.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 декабря 2006 г. Дело N А51-12790/2006 13-293решение изготовлено в полном объеме19 декабря 2006 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ в интересах Владивостокского отделения ДЭС обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края, администрации г. Владивостока, управлению экономики и финансов администрации г. Владивостока, Министерству финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю о взыскании 1913757 руб. 79 коп., составляющих расходы, возникшие в результате предоставления льготы при оплате электрической энергии согласно ФЗ “О ветеранах“ в период с января по декабрь 2004 года.

Истец в заседании
суда исковые требования поддержал в полном объеме.

Администрация г. Владивостока и управление финансов и экономики администрации г. Владивостока исковые требования не признали, так как расходы оплачиваются за счет средств федерального бюджета. Те средства, которые поступали из краевого бюджета, оплачивались истцу, те платежные поручения, по которым производилась оплата, истец учел верно, сумма долга в размере суммы иска заявлена верно.

Департамент финансов и Администрация Приморского края исковые требования не признали, так как в договорных отношениях с истцом не состоят. В 2004 году компенсации льгот ветеранам не предусматривались, однако частичные оплаты производились из собственных денежных средств Администрации Приморского края.

Данный абзац приведен в соответствии с оригиналом документа.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК, так как стороной по договору с истцом не является.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.

Между истцом и ответчиком заключен договор от 21.08.02 N 065-665/02 о компенсации расходов, возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“.

В период с января по декабрь 2004 года истец подавал электрическую энергию гражданам, имеющим право на льготу.

Для оплаты оказанных услуг истец предъявил ответчику платежные документы NN 29 от 06.05.04, 145 от 28.05.04, 329 от 24.06.04, 1256 от 26.11.04, 595 от 19.08.04, 704 от 27.08.04, 708 от 30.08.04, 910 от 11.10.04, 1087 от 05.11.04, 1267 от 26.11.04, 1467 от 23.12.04, 64 от 07.02.05, которые не были оплачены в полном объеме, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, требованиями
закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Факт оказания услуг, их объем и стоимость подтверждается материалами дела, а именно: актом сверки взаиморасчетов на 01.01.05; отчетами о потребителях, имеющих льготу по оплате за потребленную электроэнергию, составленными в спорный период; списками льготников по ФЗ “О ветеранах“ с указанием Ф.И.О., документа, дающего право на получение льготы, количества оказанных услуг, из стоимости; реестрами оплаченных квитанций, оформленными в спорный период.

В соответствии с преамбулой ФЗ “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ указанный Закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов.

Согласно подпункту “ж“ пункта 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов Российской Федерации, в силу пункта 2 указанной статьи расходы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ “О ветеранах“ порядок возмещения расходов, указанных в данной статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с п. п. 2, 3 Порядка возмещения жилищно-коммунальным, топливо- и газоснабжающим организациям расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с ФЗ “О ветеранах“, утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.01 N 387, финансирование расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате услуг по потреблению электрической энергии, предусмотренных указанным Федеральным законом, производится из средств краевого бюджета и дотаций Приморскому краю на возмещение потерь в
связи с изменением объема и порядка формирования Фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета.

Исходя из изложенного суд считает, что расходы, связанные с предоставлением субъектом Российской Федерации льгот на оплату услуг по потреблению электрической энергии ветеранам, должны возмещаться последнему за счет средств федерального бюджета.

В 2004 году денежные средства на реализацию льгота ветеранам из федерального бюджета не выделялись.

Несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных бюджетом края при реализации ФЗ “О ветеранах“, влекущие дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов краевого бюджета на 2004 год средства на реализацию указанного Федерального закона, но в пределах своих финансовых возможностей.

Согласно Закону Приморского края “О краевом бюджете на 2004 год“ финансирование на возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам передано муниципальным образованиям Приморского края в виде субвенций.

В соответствии с Приложением к вышеназванному Закону муниципальному образованию г. Владивосток на возмещение расходов на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам запланировано и фактически выделено 146263 тыс. руб., из них на оплату услуг ЖКХ - 119216 тыс. руб.

В данном случае Приморский край как субъект федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ “О ветеранах“, влекущего дополнительные расходы бюджета, предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию ФЗ, но в пределах своих финансовых возможностей.

Однако объем передаваемых средств не покрыл расходы истца на предоставление льготы, предусмотренной ФЗ “О ветеранах“.

Таким образом, субъект РФ - Приморский край и муниципальное образование не были обеспечены финансовыми средствами для возмещения понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией
льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, в полном объеме.

Составление проекта федерального бюджета, сводной бюджетной росписи федерального бюджета, организация исполнения федерального бюджета, осуществление предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, открытие лицевых счетов главных распорядителей, бюджетных учреждений в соответствии со ст. ст. 165 - 167, 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ относится к компетенции Министерства финансов РФ.

Поскольку Министерство финансов РФ не обеспечил субъект РФ - Приморский край финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками коммунальных услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, и в нарушение п. 2 ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ не учел при формировании федеральных бюджетов на 2004 - 2005 годы отдельной строкой средства целевого назначения для взаиморасчетов с бюджетами субъектов РФ в части расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам, что подтверждается материалами дела, то взыскиваемая ОАО “Дальэнерго“ задолженность в сумме 1913757 руб. 79 коп. в соответствии с изложенным, а также в силу части 3 статьи 125 ГК РФ, ст. 10 ФЗ “О ветеранах“ подлежат взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.

Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрацию Приморского края, администрацию г. Владивостока, управление экономики и финансов администрации г. Владивостока от ответственности по данному делу освободить.

Поскольку истцу при подаче искового заявления предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до дня рассмотрения спора, ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в силу норм действующего законодательства, следовательно, государственная пошлина взысканию не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за
счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Дальэнерго“ 1913757 (Один миллион девятьсот тринадцать тысяч семьсот пятьдесят семь) рублей 79 копеек убытков.

Департамент финансов Администрации Приморского края, Администрацию Приморского края, администрацию г. Владивостока, управление экономики и финансов администрации г. Владивостока от ответственности по данному делу освободить.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.