Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2006 по делу N А51-5308/06 36-116 Иск о взыскании суммы некомпенсированных льгот, предоставленных льготным категориям граждан, удовлетворен за счет казны Российской Федерации, поскольку денежные средства из федерального бюджета не выделялись.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июня 2006 г. Дело N А51-5308/06 36-116“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Рассматривается исковое заявление о взыскании с администрации Хасанского муниципального района, Администрации Приморского края, Департамента финансов Администрации Приморского края, Министерства финансов РФ 5744,22 рублей, составляющих сумму некомпенсированных льгот, предоставленных льготным категориям граждан по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ за ноябрь - декабрь 2003 года.

Определением от 10 апреля 2006 года данные требования выделены в отдельное производство из дела N А51-4126/06 36-96.

Ответчик - администрация Хасанского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором указал, что получил на компенсацию льгот, предоставленных в 2003
году по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, 3758 тыс. рублей, которые перечислены в полном объеме предприятиям, предоставляющим услуги ЖКХ согласно реестру. Иск не признал, так как имело место недофинансирование на компенсацию льгот.

Ответчики - Департамент финансов Администрации Приморского края и Администрация Приморского края исковые требования не признали, так как финансирование администрации Хасанского муниципального района осуществлено в спорный период в сумме 3758 тыс. рублей, задолженность сложилась из-за ненадлежащего финансирования из федерального бюджета, поскольку на компенсацию льгот получено 267349 тыс. рублей, которые распределены по муниципальным образованиям. По сумме льгот возражений не высказал.

Ответчик - Министерство финансов РФ иск не признал, так как в договорных отношениях с истцом не состоит, расходы по предоставлению льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, кроме того, истец документально не доказал факт предоставления льгот в заявленной сумме и неправомерно начислил НДС на сумму льгот.

Истец в период ноябрь - декабрь 2003 года предоставлял услуги по электроснабжению населения Хасанского района. При отпуске энергии населению истец предоставлял льготы по оплате категории граждан, подпадающих под действие ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Предоставленные льготы остались некомпенсированными истцу в сумме 5744,22 рублей.

Считая, что предоставленные льготы подлежат компенсации в полном объеме, истец обратился с иском о взыскании вышеуказанной суммы.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме с Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 17 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 “О социальной защите инвалидов в РФ“ инвалиды всех категорий имеют право на получение скидок при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования данных
льгот Закон не определил.

Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного Закона, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.

Однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в бюджет Приморского края в 2003 году поступило целевым назначением субсидий из федерального Фонда компенсаций для реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ 267349 тыс. рублей.

Сумма 267349 тыс. рублей полностью распределена по муниципальным образованиям Приморского края для реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, при этом администрации Хасанского муниципального района (ранее - администрация МО Хасанский район) перечислено 3758 тыс. рублей.

Представленные администрацией МО Хасанский район документы (реестр с указанием оплат, документы по оплате) свидетельствуют о распределении ответчиком полученных из краевого бюджета целевых средств для компенсации льгот, предоставленных при оплате оказанных истцом услуг в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, по предприятиям ЖКХ в полном объеме. При этом из платежных поручений следует, что в спорный период перечисления истцу не поступали. Представленные платежные поручения свидетельствуют о том, что ими оплачены предыдущие периоды.

Доказательств нецелевого использования субъектами РФ указанных средств Министерством финансов не представлено.

Исходя из надлежащего исполнения администрацией Хасанского муниципального района в спорный период своих обязательств, отсутствия нецелевого использования полученных средств, администрацию Хасанского муниципального района от ответственности по настоящему спору следует освободить.

Таким образом, имело место недофинансирование со стороны Министерства финансов РФ.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ“ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Исходя из норм ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.

Как следует из смысла статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Необходимые финансовые средства не были переданы Министерством финансов РФ Администрации Приморского края, и она, в свою очередь, не имела средств для удовлетворения потребности администрации Хасанского муниципального района по компенсации расходов истца на предоставление льгот. В связи с чем Департамент финансов Администрации Приморского края от ответственности по настоящему делу следует освободить.

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред
возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Факт предоставления льгот истцом в спорный период доказан помесячными списками льготников с указанием сумм начисленных льгот (заверенных специалистом УСЗН администрации МО Хасанский район), актами сверки, счетами-фактурами, отчетами о предоставлении льгот.

Задолженность по компенсации образовалась из-за недофинансирования по вине Министерства финансов РФ, поэтому исковые требования удовлетворяются за его счет.

Суд отклоняет доводы Министерства финансов РФ относительно неправомерности включения истцом в сумму иска НДС по следующим основаниям.

Согласно п. 11 раздела IV “Общие принципы и методы формирования регулируемых тарифов (цен)“ Основ ценообразования в соотношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 N 226) и п. 6 ст. 168 НК РФ, в тариф на энергию, отпускаемую населению, включается соответствующая сумма НДС. При выставлении населению квитанций за отпущенную энергию НДС отдельной строкой не выделяется и в соответствии с п. 2 ст. 170, ст. ст. 171, 172 НК РФ возмещению из бюджета не подлежит и в состав затрат не включается.

Поскольку истцу предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины, и его исковые требования удовлетворены, последняя подлежит взысканию с ответчика - Министерства финансов РФ в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям в соответствии со статьей 110 АПК РФ.

Отнесение расходов по госпошлине на ответчика не производится, поскольку последний в
силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “РЖД“ 5744 (Пять тысяч семьсот сорок четыре) рубля 22 копейки компенсации льгот.

В иске к администрации муниципального образования Хасанский район, Администрации Приморского края, Департаменту финансов Администрации Приморского края отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.