Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2006, 05.05.2006 по делу N А51-2918/2006 7-57 Исковые требования о взыскании расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате электроэнергии, удовлетворены, поскольку финансирование из федерального бюджета на компенсацию фактически понесенных предприятием расходов на предоставление льгот не производилось.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

17 мая 2006 г. Дело N А51-2918/2006 7-57полный текст решения изготовлен5 мая 2006 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ в лице Кавалеровского отделения филиала “Дальэнергосбыт“ обратилось в суд с иском о взыскании с администрации Дальнегорского городского округа 281 рубля 62 копеек расходов, связанных с предоставлением в период с января по август 2003 г. включительно на основании ФЗ РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ гражданам льгот по оплате электроэнергии.

По ходатайству истца судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Департамент финансов Администрации Приморского края и Министерство финансов РФ в лице УФК по
Приморскому краю.

Истец в судебном разбирательстве иск поддержал в полном объеме, настаивая на взыскании суммы иска с Министерства финансов РФ.

Администрация Дальнегорского городского округа, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, в письменном отзыве требования истца не признала со ссылкой на то, что исполнение полномочий по ФЗ “О донорстве крови и ее компонентов“ не было обеспечено финансированием из вышестоящего бюджета.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя указанного ответчика по имеющимся в нем материалам.

Департамент финансов Администрации Приморского края иск также оспорил, считая себя ненадлежащим ответчиком, указав на то, что так как ни в законе, ни в подзаконных актах не определен источник компенсации рассматриваемых льгот, денежные средства из федерального бюджета в бюджет Приморского края не поступали. В соответствии со ст. 24 Закона Приморского края “О краевом бюджете на 2003 год“ в 2003 году предусмотрены средства на реализацию льгот донорам в сумме 1295 тыс. рублей в части обеспечения лекарственными средствами и на зубопротезирование. В части иных льгот, в том числе и жилищно-коммунальных, ФЗ РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ финансированием не обеспечен.

Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК иск не признало, ссылаясь на ст. 72 Конституции РФ и ст. ст. 7, 84, 85 БК РФ.

Заслушав пояснения представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

01.01.2003 ОАО “Дальэнерго“ в лице Кавалеровского отделения Дальэнергосбыт и администрация МО г. Дальнегорск заключили договор N 7Д о предоставлении компенсаций на оплату электроэнергии для граждан, имеющих льготу, согласно которому Кавалеровское отделение ДЭС поставляет электрическую энергию гражданам, подпадающим
под действие ФЗ РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, по льготному тарифу в размере 50% от утвержденного постановлением РЭК ПК, исходя из предельной социальной нормы в размере 90 кВТ/ч на 1 человека, а администрация до 25 числа компенсирует ОАО “Дальэнерго“ оплату электроэнергии, потребленной указанной категорией граждан.

В период с января 2003 г. по декабрь 2003 г. ОАО “Дальэнерго“ предоставило льготу в виде пятидесятипроцентной скидки по оплате электроэнергии лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“.

Сумма понесенных истцом в результате реализации вышеназванного Федерального закона в спорный период расходов составила 281 рубль 62 копейки. В связи с тем, что понесенные ОАО “Дальэнерго“ затраты не были возмещены, последнее обратилось с требованиями о взыскании понесенных расходов.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

В силу ст. ст. 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

Согласно статье 11 Федерального закона “О донорстве крови и ее компонентов“ для лиц, награжденных нагрудным знаком “Почетный донор России“, предусмотрены особые льготы, в том числе право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг. Вместе с тем, ни сама статья 11, ни другие положения Закона не содержат указаний, за счет каких средств обеспечивается предоставление таких льгот.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 09.04.2002 N 68-О, непринятие законодателем нормативных актов по
регулированию порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“, льгот, предусмотренных Федеральным законом, не может служить основанием для отказа в предоставлении данным категориям граждан льгот по оплате за коммунальные услуги.

Статья 4 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ предусматривает, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств благотворительных взносов российских и зарубежных неправительственных и общественных организаций и граждан.

Таким образом, Закон РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ установил три источника его финансирования - бюджеты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно Приложению N 1 к Закону Приморского края N 31-КЗ от 21.01.03 “О краевом бюджете на 2003 год“ в составе расходов краевого бюджета на 2003 год были предусмотрены средства за счет доходов краевого бюджета в размере 1295000 рублей на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом “О донорстве крови и ее компонентов“, в части компенсации расходов на обеспечение льготной категории граждан лекарственными средствами и их расходов на зубопротезирование. Средств на компенсацию расходов по оплате за коммунальные услуги лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“, в бюджете Администрации Приморского края не предусмотрено.

Факт предоставления истцом вышеуказанных льгот и размер понесенных расходов подтверждены актом сверки по состоянию на 01.10.2003, удостоверениями льготников, актами сверки списков льготников за спорный период, счетами-фактурами и иными имеющимися в материалах дела документами.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 09.04.2002 N 68-О, впредь до урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом, предусматривающим
распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Поскольку, как видно из представленных в материалы дела доказательств, финансирование из федерального бюджета на компенсацию фактически понесенных предприятием, предоставляющим льготы по оплате коммунальных услуг, расходов в спорный период не производилось, то исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Расходы по госпошлине подлежат отнесению на Министерство финансов РФ, однако в силу норм действующего законодательства взыскание государственной пошлины с данного ответчика не производится.

Руководствуясь ст. ст. 105, 110, 167 - 171 АПК РФ, ст. 333.37, подп. 3 п. п. 1 ст. 333.22 НК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу открытого акционерного общества “Дальэнерго“ 281 (двести восемьдесят один) рубль 62 копейки убытков.

Департамент финансов Администрации Приморского края, администрацию Дальнегорского городского округа от ответственности освободить.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.