Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2006 по делу N А51-17441/2005 2-355 Исковые требования о признании недействительным зарегистрированного права муниципальной собственности удовлетворены, поскольку в судебном заседании установлено, что спорные помещения являются объектом федеральной собственности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2006 г. Дело N А51-17441/2005 2-355“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю (далее - ТУ ФАУФИ по ПК) обратилось с исковым заявлением к муниципальному образованию г. Артем (далее - МО г. Артем) в лице администрации г. Артема, Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее - ГУ Росрегистрации по ПК) о признании недействительным зарегистрированного права собственности МО г. Артем на нежилые помещения общей площадью 106,50 кв. м, номера на поэтажном плане: 1 - 11 (III), этаж 1, в здании (жилой дом. лит. А), расположенном
по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Севастопольская, 29/1.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне истца - ДГУП N 0511 “Флотский комбинат бытового обслуживания“ ФКП “УТ ТОФ“, на стороне ответчика - комитет по управлению имуществом г. Артема (далее - КУМИ г. Артема), ООО “Спарк“.

В судебном заседании 26.12.2005 истец уточнил наименование ответчика, просит считать надлежащим ответчиком администрацию Артемовского городского округа.

Ответчик - ГУ Росрегистрации по ПК, третье лицо - ООО “Спарк“ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

ГУ Росрегистрации по ПК ранее телефонограммой заявило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 156 АПК РФ дело слушается в отсутствие указанных лиц по имеющимся материалам дела.

Истец поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что спорные помещения являются частью встроенного ателье военного пошива N 3, федеральной собственностью, учитываются в реестре федерального имущества, запроектированы в составе жилого пятиэтажного дома по заданию войсковой части 51319 N 3-2577 от 15.06.1959, построены за счет средств республиканского бюджета РСФСР целевым назначением для организации пошива форменной одежды и других бытовых услуг для военнослужащих и их семей. Согласно плану и экспликации помещений по состоянию на 1987 год в жилом доме, пояснил истец, имелось 64 квартиры общей площадью 1776,8 кв. м и помещения N 30 - 38, 40 - 49 общей площадью 273,2 кв. м, занимаемые ателье. Истец пояснил, что на основании Постановления Совета Министров СССР от 26.08.1967 N 807 жилой фонд 426 ОМИС в 1978 году был передан на баланс Управления жилищно-коммунального хозяйства
Приморского крайисполкома. Нежилые помещения не передавались, а продолжали находиться в ведении организаций Министерства обороны. Истец считает, что спорное помещение согласно п. 2 раздела 2 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 относится исключительно к федеральной собственности как имущество Вооруженных Сил РФ и не могло быть передано в муниципальную собственность иным способом, что предусмотрено Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп. Истец пояснил, что передаче в муниципальную собственность согласно Постановлению Совета Министров СССР N 807 от 26.08.1967 и решению исполкома Артемовского городского Совета народных депутатов от 10.04.87 N 4-414 подлежал лишь жилищный фонд. Нежилые помещения Управлению ЖКХ Приморского крайисполкома не передавались, тогда как основанием для регистрации права муниципальной собственности послужил акт приема-передачи жилфонда ТОФ в г. Артеме на баланс УЖКХ Приморского крайисполкома.

Ответчик - администрация Артемовского городского округа иск оспорил, не отрицает, что строительство велось не за счет местного бюджета, считает, что на основании постановления Совета Министров N 807 от 26.08.1967 и решения исполкома Артемовского городского Совета народных депутатов N 4-144 от 10.04.1987 жилой фонд 426 ОМИС был передан в управление жилищно-эксплуатационному тресту Артемовского горисполкома. Передача жилого фонда, полагает ответчик, производилась полностью, включая нежилые помещения, поскольку постановлением Совета Министров предписывалось передача также объектов коммунального хозяйства, обслуживающих население городов и поселков. Ответчик пояснил, что с момента передачи нежилых помещений исполняет права и обязанности собственника жилого дома, распоряжался нежилыми помещениями, сдавал помещение ателье в аренду 859 отделу торговли, который в 1998 г. отказался от части помещения. Ответчик пояснил, что жилой дом 29/1 по ул. Севастопольская занесен в реестр муниципальной собственности, данный
факт был предметом рассмотрения Арбитражным судом Приморского края по делу N А51-7155/02 28-271.

Третье лицо без самостоятельных требований на стороне истца - ДГУП N 0511 поддержало заявленные исковые требования, пояснило, что на момент разграничения государственной собственности спорные нежилые помещения являлись имуществом Вооруженных Сил, в оперативное управление ДГУП N 0511 ФКП “УТ ТОФ“ помещение ателье передано на основании распоряжения Мингосимущества России от 10.12.1999 N 1603-р.

Третье лицо - ООО “Спарк“ ранее пояснило, что является добросовестным арендатором спорного имущества по договору аренды, полагает, что имущество сдано в аренду собственником - муниципальным образованием г. Артем в лице КУМИ г. Артема.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, суд установил следующее.

Учреждением юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края (правопреемник - ГУ Росрегистрации по ПК) 15.07.2004 зарегистрировано право собственности МО г. Артем на спорные нежилые помещения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серии 25-АА N 445365 и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.09.2005 N 06/006/2005-17.

Основанием для государственной регистрации послужила справка о принадлежности к муниципальной собственности МО г. Артем от 06.07.2004 N 2122.

В соответствии с представленной выпиской из реестра муниципального имущества от 15.02.2006 N 639 указанные нежилые помещения включены в реестр муниципальной собственности на основании акта приема-передачи жилищного фонда ТОФ в г. Артеме на баланс Управления ЖКХ Приморского крайисполкома, май - октябрь 1987 г., решения исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от 10.04.1987 N 4-144а “О передаче жилого фонда 426 ОМИС и жилых домов N 33 по
ул. Стасова, N 6 по ул. Карьерная, N 2 по ул. Мичурина“.

Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения являются частью встроенного ателье военного пошива N 3 по ул. Севастопольская, 29/1 в г. Артем.

Жилой пятиэтажный дом со встроенным ателье военного пошива запроектирован проектной организацией 49 ЦПИ МО РФ (в прошлом в/ч 31072) по заданию в/ч 51319 (УКС ТОФ), шифр объекта 12/292, что подтверждается справкой ФГУП “49 ЦПИ“ N 508 от 08.10.2002.

Строительство осуществлялось по титулу стройки “капитальное строительство по объектам военной торговли“, финансирование которых осуществлялось из республиканского бюджета Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.

Строительство помещений велось целевым назначением для организации пошива форменной одежды и других бытовых услуг для военнослужащих и их семей.

Пятиэтажный 64-квартирный жилой дом с комбинатом бытового обслуживания был принят в эксплуатацию 426 ОМИС в 1964 году и поставлен на его баланс.

Постановлением Совета Министров СССР от 26.08.1967 N 807 “О мерах по улучшению эксплуатации жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства“ (п. 13) признана целесообразной дальнейшая передача местным Советам депутатов трудящихся принадлежащего предприятиям, организациям и учреждениям жилищного фонда в городах и рабочих поселках, а также объектов коммунального хозяйства, обслуживающих население этих городов и поселков.

Во исполнение указанного постановления в 1978 году жилой фонд 426 ОМИС передан на баланс Управления ЖКХ Приморского крайисполкома, передача оформлена актом приема-передачи жилищного фонда ТОФ в г. Артеме на баланс Управления ЖКХ Приморского крайисполкома, май - октябрь 1987 г.

ТУ ФАУФИ по ПК, полагая, что нежилые помещения Управления ЖКХ Приморского крайисполкома не передавались, оставаясь в ведении организаций Минобороны РФ, и являются федеральной собственностью, обратилось в суд с настоящим иском.

Изучив
материалы дела, проанализировав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств:

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8 “О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав“ при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в реестр, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями NN 1, 2 и 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.

Суд считает, что спорные нежилые помещения являются федеральной собственностью в силу следующего:

В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 имущество Вооруженных Сил относится исключительно к федеральной собственности.

Материалами дела подтверждается строительство спорного объекта за счет средств республиканского бюджета.

Из акта приема-передачи жилищного фонда ТОФ в г. Артеме на баланс Управления ЖКХ Приморского крайисполкома, май - октябрь 1987 г., решения исполнительного комитета Артемовского городского совета народных депутатов от 10.04.1987 N 4-144 “О передаче жилого фонда 426 ОМИС и жилых домов N 33 по ул. Стасова, N 6 по ул. Карьерная, N 2 по ул. Мичурина“ не следует, что Управлению ЖКХ Приморского крайисполкома передано было все здание, включая нежилые помещения.

Так, по акту приема-передачи передавалось 68 жилых домов общей жилой площадью 48,8 тыс. кв. м, включая жилой дом по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Севастопольская, 29/1 жилой площадью 1594 кв. м.

Согласно индивидуальной учетной карточке 426 ОМИС на жилой дом по ул. Севастопольская, 29/1 жилая площадь 64-х квартир
в указанном доме составляла 1776,8 кв. м.

Таким образом, ответчиком не представлены доказательства передачи ему нежилых помещений ателье в жилом доме по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Севастопольская, 29/1.

Более того, материалами дела подтверждается, что фактически ателье продолжало быть в ведении и управлении Вооруженных Сил.

На дату принятия Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 спорные помещения состояли на балансе 426 ОМИС и находились в пользовании государственного предприятия военной торговли N 859 Минобороны России (приказ начальника управления торговли ТОФ от 29.04.1991 N 59). Факт нахождения помещений на балансе 426 ОМИС подтверждается и индивидуальной карточкой учета здания.

Таким образом, на момент разграничения государственной собственности нежилые помещения являлись имуществом Вооруженных Сил и относятся исключительно к федеральной собственности.

Распоряжением Мингосимущества от 18.10.1999 ателье по пошиву военной одежды, расположенное по адресу: ул. Севастопольская, 29/1, закреплено на праве оперативного управления за ФКП “Управление торговли ТОФ“.

Актом приема-передачи от 01.02.2000 N 4 на основании распоряжения Мингосимущества от 10.12.1999 N 1063-р помещение ателье N 3 передано в оперативное управление ДГУП N 0511 ФКП “УТ ТОФ“.

Передача имущества из исключительно федеральной собственности в муниципальную собственность могла быть осуществлена только в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп (далее - Положение).

Однако администрация Артемовского городского округа не представила в соответствии со ст. 65 АПК РФ каких-либо доказательств передачи спорных помещений в муниципальную собственность с соблюдением требований вышеназванного Положения.

Ссылка Артемовского городского округа на письмо врио начальника 859 отдела торговли Т., в котором 859 отдел торговли отказался от 130 кв. м
площади, является необоснованной, поскольку оно подписано лицом с превышением полномочий, в нарушение Положения. Более того, указанное письмо лишь подтверждает, что до 1997 года спорные помещения занимались 859 отделом торговли.

Довод Артемовского городского округа об установлении факта отнесения спорного имущества к муниципальной собственности судебными актами Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7155/02 28-271 суд не принимает во внимание, поскольку в силу п. 2 ст. 69 АПК РФ указанные акты не могут устанавливать обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела. Ф.И.О. собственности на нежилые помещения в доме по ул. Севастопольская, 29/1 судом в деле N А51-7155/02 28-271 не рассматривался, состав лиц, участвующих в настоящем деле и в деле N 7155/02 28-271, различен.

Не могут рассматриваться в качестве доказательства отнесения спорных помещений к муниципальной собственности и договоры аренды, заключенные с 859 отделом торговли.

КУМИ г. Артема не может являться надлежащим арендодателем в силу ст. 608 ГК РФ, так как не является собственником передаваемого в аренду имущества или лицом, уполномоченным собственником на распоряжение объектами исключительно федеральной собственности.

Следовательно, договоры аренды указанных нежилых помещений, заключенные между КУМИ г. Артема и 859 отделом торговли, являются недействительным в силу их ничтожности по ст. 168 ГК РФ как заключенные в нарушение ст. 608 ГК РФ лицом, не являющимся собственником сдаваемого в аренду имущества.

В соответствии со статьей 2 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (далее - ФЗ о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

По смыслу
статьи 2 ФЗ о регистрации зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.

На основании вышеизложенного суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на ответчиков, которые в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным зарегистрированное право собственности муниципального образования город Артем на нежилые помещения общей площадью 106,50 кв. м, номера на поэтажном плане: 1 - 11 (III), этаж 1, в здании (жилой дом, лит. А), расположенном по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Севастопольская, 29/1.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.