Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.12.2005 по делу N А51-17258/05-4-757 Требование заявителя о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в уклонении от предоставления земельного участка в собственность, судом удовлетворены, поскольку спорный земельный участок принадлежал истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие нового земельного законодательства.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 19 декабря 2005 г. Дело N А51-17258/05-4-757“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Стоматологический центр “ЛЮКС“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления муниципальной собственности г. Владивостока и администрации г. Владивостока, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка (кадастровый номер 25 28 02 00 08 0046) в собственность заявителя и обязании ответчиков в двухнедельный срок предоставить ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ проект договора купли-продажи спорного земельного участка.

Заявитель в судебном заседании требования поддержал, указал, что имеет право переоформить земельный участок, предоставленный ему ранее в бессрочное (постоянное) пользование, в собственность или в аренду.
Пояснил, что объектов недвижимости на спорном земельном участке не имеется, письменно об этом ответчиков не уведомлял. Полагает, что документы о правах на недвижимость не могли иметь значение для решения вопроса о том, возможно ли заключение договора купли-продажи земельного участка.

Представитель ответчиков требования заявителя не признал, в обоснование возражений сослался то, что ст. 36 Земельного кодекса РФ не обязывает орган местного самоуправления провести приватизацию земельного участка по требованию землепользователя, право выбора правового режима участка остается за органом местного самоуправления.

Ответчик указал на то, что хотя решение о предоставлении заявителю земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование было принято до введения в действие Земельного кодекса РФ, свидетельство о регистрации этого права выдано после вступления в силу этого нормативного правового акта. Однако Земельный кодекс РФ не предусматривает предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование юридических лиц, основанных на частной форме собственности. Также ответчик указал, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, поэтому заявитель не вправе выкупать этот земельный участок.

Кроме этого ответчик просит применить 3-х месячный срок давности, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, полагая, что он пропущен Обществом.

При рассмотрении дела суд установил, что Общество с ограниченной ответственностью “Стоматологический центр “ЛЮКС“ зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.98 Мэрией г. Владивостока, запись о юридическом лице внесена в ЕГРЮЛ согласно свидетельству серии 25 N 02360388, выданному ИМНС РФ по Ленинскому району г. Владивостока.

В соответствии с постановлением администрации г. Владивостока от 17.05.2000 N 850 Обществу предоставлен из земель городской застройки и земель рекреационного назначения земельный участок общей площадью 2190 кв. м в районе Океанского проспекта для строительства и
эксплуатации здания детского стоматологического центра, в том числе 1258 кв. м в бессрочное (постоянное) пользование, и площадью 932 кв. м, находящийся в красных линиях автодороги, - в аренду для обслуживания здания.

Право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18.09.03, что подтверждено свидетельством серии 25-АА N 341682 от 18.09.03, выданным Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края.

24.01.05 ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ обратилось в Управление муниципальной собственности г. Владивостока с заявлением о выкупе до 01.01.06 земельного участка, находящегося в бессрочном (постоянном) пользовании, приложив свидетельство о государственной регистрации права.

05.05.05 заявитель повторно обратился в администрацию г. Владивостока с аналогичным заявлением, к которому приложил кадастровую карту земельного участка и свидетельство о государственной регистрации права на него. Копия заявления была направлена в УМС г. Владивостока.

19.05.05 и 07.07.05 Управление муниципальной собственности ответило заявителю, что для предварительного рассмотрения вопроса Обществу необходимо представить в УМС в приемные дни, нотариально заверенные копии учредительных документов, нотариально заверенный документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявку на выкуп земельного участка, нотариально заверенные копии документов, подтверждающих права на здания и сооружения, оригинал выписки из дежурного кадастрового плана, выдаваемый территориальным отделом N 11 Роснедвижимости по г. Владивостоку.

Посчитав, что администрация и Управление проявляют бездействие в виде уклонения от предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя.

Действительно, в соответствии с пунктом 1 статьи
20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ разъяснено, что ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве бессрочного (постоянного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ, должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.

Предоставление земельных участков представляет из себя ряд определенных действий, совершаемых в установленной последовательности и заканчивающихся принятием компетентным органом решения о предоставлении земельного участка, что следует из статей 28 - 32 Земельного кодекса РФ. Таким образом, законодательство содержит запрет именно на предоставление лицам, не указанным в статье 20 Земельного кодекса РФ, земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование, но не ограничивает действие решений о предоставлении земельных участков на этом праве, принятых в соответствии с ранее действовавшим порядком.

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными нормативными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (подп. 2 пункта 1 статьи 8).

В свою очередь
согласно пункту 1 статьи 2 государственная регистрация права на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

Постановление администрации г. Владивостока от 17.05.2000 N 850 было издано в соответствии с ранее действовавшим Земельным кодексом РСФСР (ст. ст. 28 - 29), предусматривающим предоставление земельных участков юридическим лицам для строительства, в том числе на праве бессрочного (постоянного) пользования, в связи с чем отсутствуют основания для его неприменения в соответствии с абз. 11 ст. 12 ГК РФ.

Запрет на государственную регистрацию после вступления в силу Земельного кодекса РФ права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, предоставленным юридическому лицу в период действия Земельного кодекса РСФСР, законодательством не установлен. В государственной регистрации такого права на земельный участок, предоставленный в соответствии с действовавшим на момент его предоставления порядком, могло быть отказано лишь по основаниям, установленным в ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. Зарегистрированное право па недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п. 1 ст. 2 данного Закона).

При таких обстоятельствах следует исходить из наличия у ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 1258 кв. м в районе Океанского проспекта.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность
по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ. Как следует из буквального смысла приведенной нормы, переоформление прав на земельный участок, предоставленный ранее в постоянное (бессрочное) пользование, является обязанностью всех юридических лиц независимо от того, возвели ли они строения на предоставленных им земельных участках, причем выбор права собственности или аренды принадлежит этим лицам по их желанию. Статья 36 Земельного кодекса РФ названа здесь как норма права, регулирующая лишь правила такого переоформления.

Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты 9 плана). Соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ дважды обращалось в администрацию г. Владивостока с заявлением о выкупе спорного земельного участка, прилагая его кадастровый план.

Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельного участка из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельного участка, а также резервирования участка для государственных или муниципальных нужд.

В текстовой части кадастрового плана N 167-02/2003 спорного земельного участка отражено, что он весь относится к землям поселений (графа
8 Категория земель), имеет разрешенное использование для строительства и эксплуатации здания детского стоматологического центра (графа 9 Разрешенное использование/назначение). Земельные участки с такими характеристиками не названы в качестве исключенных из оборота или ограниченных из оборота (ст. 27 Земельного кодекса РФ).

Запретов на приватизацию спорного земельного участка не установлено ни Земельным кодексом РФ, ни иными федеральными законами.

Доказательств того, что земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд в установленном порядке, администрация не представила.

Следовательно, органу местного самоуправления надлежало направить ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ проект договора купли-продажи земельного участка в ответ на его заявление о выкупе в собственность испрашиваемого земельного участка.

Однако Управление муниципальной собственности дважды предложило заявителю представить нотариально заверенные копии документов, подтверждающих права на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке. Поскольку законодательство не связывает обязанность юридических лиц, имеющих на праве бессрочного (постоянного) пользования земельные участки, переоформить их в собственность или аренду с наличием на этих земельных участках объектов недвижимости, письма УМС г. Владивостока от 19.05.05 N 3701Д и от 07.07.05 N 3701Д не могут рассматриваться как доказательство надлежащего рассмотрения заявления ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“.

При таких обстоятельствах администрация г. Владивостока и Управление муниципальной собственности в соответствии с п. 3.1.1 Положения об Управлении муниципальной собственности г. Владивостока, утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 04.08.2000 N 1439, осуществляющее реализацию прав собственника в отношении муниципального имущества и муниципальных земель, проявили бездействие, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка (кадастровый номер 25 28 02 00 08 0046) в собственность ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“. Это бездействие не имеет под собой правовых оснований и нарушает законные права и интересы заявителя
по приобретению в собственность спорного земельного участка, а потому в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ должно быть признано незаконным.

Пунктом 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае признания действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица незаконным суд обязывает соответствующий орган, должностное лицо совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок. Принимая во внимание, что принятие решения о предоставлении земельного участка либо направление проекта договора купли-продажи земельного участка в двухнедельный срок заявителю возложено пунктом 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ на соответствующий орган местного самоуправления, суд обязывает администрацию г. Владивостока устранить нарушение прав ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“.

Уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 104, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Управления муниципальной собственности г. Владивостока и администрации г. Владивостока, выразившееся в уклонении от предоставления земельного участка площадью 1258 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе Океанского проспекта, 50 (кадастровый номер 25 28 02 00 08 0046) в собственность ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“.

Обязать администрацию г. Владивостока в двухнедельный срок рассмотреть вопрос о направлении ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1258 кв. м, расположенного в г. Владивостоке в районе Океанского проспекта, 50 (кадастровый номер 25:28:02:00:08:0046).

Возвратить ООО “Стоматологический центр “ЛЮКС“ из федерального бюджета 2000 руб. (две тысячи рублей) госпошлины, уплаченной по платежному поручению от 09.09.05 N 7.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть
обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края в месячный срок.