Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 12.10.2005, 11.10.2005 по делу N А51-9644/2004 10-358 В удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет отказано правомерно, поскольку заявленные предприятием обстоятельства экономического и социального характера не являются безусловным основанием для признания задолженности безнадежной к взысканию.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

12 октября 2005 г. Дело N А51-9644/2004 10-358полный текст постановления изготовлен11 октября 2005 г.резолютивная часть постановления оглашена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП “З.“ на решение Арбитражного суда Приморского края от 01.08.2005 по делу N А51-9644/2004 10-358 по заявлению ФГУП “З.“ к МИФНС РФ N 1 по Приморскому краю о признании недействительным решения от 11.05.2004 N 9 “Об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет“, установил:

Решением суда от 20.08.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что, поскольку порядок списания в соответствии с
ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ безнадежной ко взысканию задолженности не установлен Правительством РФ, то подлежит применению действующий Порядок, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 699, предусматривающий отмену налоговым органом решения о реструктуризации задолженности в случае нарушения графика ее погашения.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2004 решение суда от 20.08.2004 оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.02.2005 решение от 20.08.2004, постановление апелляционной инстанции от 28.10.2004 отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции посчитал, что то обстоятельство, что Правительство РФ не определило порядок списания безнадежной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, не может служить основанием для неприменения положений Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ, предусматривающих право организаций на списание такой задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, а также ограничить при таких обстоятельствах право заявителя на реструктуризацию этой задолженности.

По результатам нового рассмотрения дела в суде первой инстанции решением от 01.08.2005 в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения налогового органа “Об отмене права ФГУП “З.“ на реструктуризацию кредиторской задолженности по обязательным платежам в бюджет“ было вновь отказано. При этом суд исходил из того, что внесенные на основании Федерального закона N 163-ФЗ в Постановление Правительства РФ от 17.02.2001 N 100 дополнения в части возможности списания задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 01.01.2001,
начисленным по ним пеням и штрафам, не могут быть применимы к спорной ситуации, поскольку порядок и условия признания задолженности безнадежной остался прежним и не предусматривает иных, кроме ликвидации организации (в том числе в порядке банкротства), оснований для признания задолженности безнадежной ко взысканию и ее списания.

Обжалуя решение суда, ФГУП “З.“ просит его отменить, заявленные исковые требования удовлетворить. Заявитель полагает, что отсутствие утвержденного порядка списания безнадежной задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды не может служить основанием для неприменения положений Федерального закона N 163-ФЗ. Кроме того, по мнению заявителя, судом в полном объеме не исследованы причины социального и экономического характера, являющиеся основанием для признания задолженности безнадежной ко взысканию.

В заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы жалобы.

Представители налоговой инспекции в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласны, решение суда считают законным и обоснованным.

В судебном заседании 05.10.2005 в порядке ст. 165 АПК РФ объявлялся перерыв до 11.10.2005.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Как следует из материалов дела, по заявлению ФГУП “З.“ МИМНС РФ N 1 по Приморскому краю 29.11.2001 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 “О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 01.01.2001“ вынесено решение N 11 о реструктуризации задолженности, в том числе по начисленным страховым взносам и пеням, в социальные внебюджетные фонды в сумме
255735917 руб. 95 коп. по состоянию на 01.11.2001.

На основании вышеназванного решения налоговой инспекцией утвержден график ежеквартального погашения задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и график ежеквартального погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам в Пенсионный фонд РФ равными долями.

Согласно п. 4 решения в случае, если ФГУП “З.“ в течение действия графика погашения задолженности уплачивает текущие платежи по единому социальному налогу и по федеральным налогам не в полном объеме или не соблюдает график погашения задолженности, оно утрачивает право на реструктуризацию задолженности. В этом случае налоговая инспекция в месячный срок принимает решение о прекращении действия реструктуризации. Данное условие решения налогового органа соответствует положениям п. п. 5, 6 Порядка проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699.

Поскольку условия реструктуризации кредиторской задолженности в социальные внебюджетные фонды заявителем были нарушены, МИМНС РФ N 1 по Приморскому краю 11.05.2004 вынесено решение N 9 об отмене с 11.05.2004 права ФГУП “З.“ на реструктуризацию кредиторской задолженности в социальные внебюджетные фонды.

В связи с отменой реструктуризации налоговый орган восстановил задолженность в карточках лицевого счета завода по уплате взносов в Пенсионный фонд РФ за 2004 год, возобновил начисление пени, и принял меры принудительного взыскания данной задолженности в порядке ст. ст. 46 - 47 НК РФ.

Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением от 11.05.2004 N 9 об отмене права на реструктуризацию кредиторской задолженности, ФГУП “З.“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа недействительным.

В
соответствии со статьей 20 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ и в целях урегулирования задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2001 г., Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699 утвержден Порядок проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 01.01.2001.

Решение от 29.11.2001 N 11 о реструктуризации задолженности принято налоговым органом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 699, которым определены условия и порядок реструктуризации.

Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, ФГУП “З.“ за 4 квартал 2003 года и 1 квартал 2004 года нарушен график погашения задолженности, что подтверждается также актом N 21348 от 04.08.2004. Нарушение предприятием графика погашения задолженности и, следовательно, условий реструктуризации кредиторской задолженности в социальные внебюджетные фонды повлекло вынесение налоговым органом решения об отмене с 11.05.2004 права ФГУП “З.“ на реструктуризацию кредиторской задолженности в социальные внебюджетные фонды.

Довод заявителя о неправомерном прекращении его права на реструктуризацию основывается на том, что имеющаяся у предприятия задолженность является безнадежной ко взысканию и должна была быть списана налоговым органом по заявлению налогоплательщика от 30.12.2003 N 8943/33 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ. В связи с чем, по мнению заявителя, у него отсутствовали обязательства по уплате
данной задолженности в бюджет и условия реструктуризации нарушены не были, следовательно, у налогового органа отсутствовали основания для прекращения права предприятия на реструктуризацию кредиторской задолженности.

Данный довод не принимается коллегией апелляционной инстанции в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 59 НК РФ недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ.

Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням.

Аналогичное положение уже относительно задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды содержится и в ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ, согласно которой задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следовательно, Правительство РФ является единственным органом, правомочным устанавливать порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по федеральным налогам и сборам, а также по платежам в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с нормой ст. 59 НК РФ Правительством РФ принято Постановление от 12.02.2001 N 100 “О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам“, согласно п. 1 которого признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам налогоплательщика-организации только в случае ликвидации
такой организации в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, Правительство РФ в отношении налогоплательщиков-организаций предусмотрело только один случай признания безнадежными к взысканию и списания недоимок - это их ликвидация. При этом данный порядок распространялся на момент принятия налоговым органом оспариваемого решения об отмене права ФГУП “З.“ права на реструктуризацию кредиторской задолженности только в отношении недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам

В отношении задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пени и штрафам Постановление от 12.02.2001 N 100 применимо только после внесения в него изменений Постановлением Правительства РФ от 25.11.2004 N 678, которым были внесены как изменения в наименование Постановления от 12.02.2001 N 100, так и определен порядок признания безнадежными к взысканию и списанию задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам. И в этом случае единственным основанием признания безнадежными к взысканию и списания недоимок осталась их ликвидация.

До Постановления от 25.11.2004 N 678 Правительством РФ во исполнение ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ было принято лишь Постановление от 01.10.2001 N 699, которым был утвержден порядок и условия реструктуризации задолженности в государственные социальные внебюджетные фонды, условия которого были нарушены заявителем, что повлекло вынесение налоговым органом решения о прекращении права на реструктуризацию.

На момент обращения ФГУП “З.“ в налоговый орган с заявлением от 30.12.2003 N 8943/33 о признании безнадежным к взысканию долга в государственные социальные внебюджетные фонды, на которое ссылается заявитель, Правительством РФ не
был определен порядок и условия признания этих долгов безнадежными к взысканию. В связи с чем должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могли произвольно, без установленного Правительством РФ порядка, исходя из собственного усмотрения, признавать вошедшую в график реструктуризации задолженность по пени, начисленных на сумму долга в государственные социальные внебюджетные фонды, нереальной к взысканию и, как следствие, не выносить оспариваемое в рамках настоящего дела решение.

Ссылка заявителя жалобы на наличие объективных обстоятельств экономического и социального характера (то обстоятельство, что ФГУП “З.“ является головным исполнителем государственного оборонного заказа, отнесен к перечню предприятий, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, имеет задолженность по оплате за выполненные заводом работы, а также имеет статус градообразующего предприятия и содержит на балансе объекты социально-культурной сферы), создающих невозможность взыскания недоимки, на обстоятельства дела не влияет в силу следующего.

Анализ вышеназванных положений законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 59 НК РФ, ст. 20 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ в редакции Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что для принятия налоговым органом решения о признании задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды безнадежной к взысканию и ее списании с лицевого счета налогоплательщика необходимо как наличие объективных обстоятельств экономического, социального или юридического характера, создающих невозможность взыскания недоимки, так и соблюдение налогоплательщиком установленного Правительством РФ (исполнительным органом власти субъекта РФ) порядка признания недоимки по налогу безнадежной к взысканию.

Таким образом, заявленные предприятием обстоятельства экономического и социального характера не являются безусловным основанием считать задолженность предприятия по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды,
числящуюся за организацией по состоянию на 1 января 2001 г., а также начисленным пеням, безнадежной ко взысканию без установленного Правительством РФ порядка признания такой задолженности безнадежной.

В силу вышеизложенного решение налогового органа от 11.05.2004 N 9 об отмене с 11.05.2004 права ФГУП “З.“ на реструктуризацию кредиторской задолженности в социальные внебюджетные фонды в соответствии со ст. 201 АПК РФ является законным и обоснованным. Судом первой инстанции с учетом положений ч. 3 ст. 201 АПК РФ правомерно отказано предприятию в удовлетворении заявленных требований, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.

Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.08.2005 по делу N А51-9644/2004 10-358 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.