Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.09.2005 по делу N А51-8120/2005-34-128 Поскольку оспариваемый пункт договора энергоснабжения, предусматривающий порядок расчетов за электроэнергию с применением авансовых платежей, напрямую противоречит требованиям федерального законодательства, суд удовлетворил заявленное требование о признании недействительным договора в данной части.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2005 г. по делу N А51-8120/2005-34-128

(извлечение)

Арбитражный суд

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокуратуры Приморского края

к Администрации г. Владивостока, ОАО “Дальэнерго“

о признании недействительным договора в части

В соответствии со статьей 176 АПК РФ резолютивная часть решения объявлена 22.09.2005, решение суда в полном объеме изготовлено 26.09.2005.

установил:

Прокуратура Приморского края обратилась с иском к Администрации г. Владивостока, ОАО “Дальэнерго“ о признании недействительным пункта 6.1 договора энергоснабжения N 537 038-79/03 от 20.02.2003.

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый пункт договора противоречит статье 544 Гражданского кодекса РФ, статьям 163, 227 Бюджетного кодекса РФ, Постановлению Правительства РФ N 294 от 04.04.2000,
в связи с чем на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ подлежит признанию недействительным.

Администрация г. Владивостока исковые требования не оспорила, пояснив, что предусмотренный пунктом 6.1 договора энергоснабжения порядок предусматривает авансовую оплату услуг по энергоснабжению, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 04.04.2000 N 294, поскольку Администрация г. Владивостока является бюджетным учреждением.

ОАО “Дальэнерго“ возразило по иску, пояснив, что заявителем не доказано то обстоятельство, что предусмотренный договором порядок носит авансовый характер, так как на 10, 20, 30 (31) число месяца абонентом фактически получено и потреблено именно то количество энергии, за которое произведена оплата (34%, 73%, 100% соответственно). Кроме того, ответчик полагает, что Администрация города не может быть отнесена к бюджетным учреждениям, на которые распространяется пункт 2 названного постановления Правительства РФ.

В судебном заседании по ходатайству представителя ОАО “Дальэнерго“ объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ с 19.09.2005 15-45 до 22.09.2005 9-30. Суд обязал ответчика - ОАО “Дальэнерго“ представить документы, подтверждающие довод о том, что предусмотренный пунктом 6.1 договора порядок оплаты услуг по энергоснабжению не является авансовыми платежами.

После перерыва представитель ОАО “Дальэнерго“ документы, запрошенные судом, не представил, заявил ходатайство о назначении по делу энерготехнической экспертизы с целью выяснения вопроса о фактических объемах потребления энергии абонентом на 10, 20, 30 (31) число месяца.

Ходатайство рассмотрено и отклонено судом, поскольку условием назначения экспертизы в арбитражном процессе является в силу статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса РФ необходимость разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в той или иной области. Предлагаемый ответчиком вопрос таких специальных познаний не требует и может быть разрешен ответчиком самостоятельно, без привлечения эксперта, в связи
с чем назначение заявленной ответчиком экспертизы и приостановление производства по делу приведет к необоснованному затягиванию арбитражного разбирательства.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает исковые требования обоснованными в силу следующего.

Судом установлено, что 20.02.2003 между ответчиками заключен договор энергоснабжения N 537 038-79/03, в соответствии с которым ОАО “Дальэнерго“ приняло на себя обязательства подавать на объекты Администрации г. Владивостока электрическую энергию, а Администрация - обязательство оплачивать принятую электрическую энергию в объеме, сроки и на условиях, согласованных сторонами.

Пунктом 6.1 договора установлено, что расчеты за потребленную энергию производятся заказчиком в размере 100% от заявленного договорного объема в течение расчетного месяца (с 1 по 31 (30) число) на основании выставленных энергоснабжающей организацией документов: 34% от заявленного договорного объема за первую декаду расчетного месяца по счету на 10 число расчетного месяца - 1-й период платежа; 33% от заявленного договорного объема за вторую декаду расчетного месяца по счету на 20 число расчетного месяца - 2-й период платежа; 33% от заявленного договорного объема на 30 (31) число расчетного месяца - 3-й период платежа. Заказчик оплачивает платежные документы энергоснабжающей организации в течение расчетного месяца.

Полагая указанный пункт договора не соответствующим требованиям закона, заявитель обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 2 статьи 544 Кодекса порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный
газ, устанавливающий правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций независимо от их организационно-правовой формы и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа.

Пунктом 2 указанного Порядка предусмотрена возможность применения авансовых платежей при расчетах за электроэнергию для всех потребителей, кроме бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов, и казенных предприятий.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения).

Статьей 87 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что содержание органов местного самоуправления финансируется исключительно из местного бюджета.

Из смысла приведенных положений закона следует, что Администрация г. Владивостока, являясь органом местного самоуправления, относится к бюджетным учреждениям, финансирование которого в силу норм бюджетного законодательства осуществляется из местного бюджета.

Таким образом, в отношении Администрации г. Владивостока не может быть применен порядок оплаты за отпущенную энергию с применением авансовых платежей.

Ссылка ОАО “Дальэнерго“ на статью 6 Федерального закона N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ несостоятельна, поскольку указанная правовая норма, определяющая состав доходной
части местных бюджетов, не имеет правового значения для определения статуса Администрации г. Владивостока как бюджетного учреждения.

Статьей 163 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена обязанность получателей бюджетных средств своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств.

В силу статьи 227 Бюджетного кодекса РФ расходование бюджетных средств производится путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

Таким образом, финансирование из бюджета деятельности Администрации города может производиться лишь после предоставления последней подтверждающих потребление энергии документов.

С учетом изложенного, порядок расчетов за электроэнергию с применением авансовых платежей, предусмотренный спорным пунктом договора, противоречит положениям Постановления Правительства РФ, от 04.04.2000 N 294 и статьи 544 Гражданского кодекса РФ, в связи с чем указанный пункт договора подлежит признанию недействительным на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ как не соответствующий требованиям закона, иных правовых актов.

Довод ответчика - ОАО “Дальэнерго“ о том, что предусмотренный договором порядок расчетов не является расчетом с применением авансовых платежей - предварительной оплаты энергии, не принимается судом как не подтвержденный документально.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В нарушение названной правовой нормы ответчик доказательств того, что ежемесячно на 10 число месяца объектами, принадлежащими Администрации г. Владивостока, потребляется 34% договорного объема электроэнергии, а на 20 число - 73% договорного объема электроэнергии, не представил. Расчеты потребления энергии по всем и по каждому из объектов в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, пунктом 3.1.13 договора предусмотрена
обязанность абонента производить снятие показаний расчетных электросчетчиков на 20 число каждого месяца и передавать данные энергоснабжающей организации. Пункт 6.2 договора предусматривает проведение сторонами сверки расчетов за отпущенную (потребленную) электроэнергию по итогам месяца по данным приборов расчетного учета.

Приведенные пункты договора также свидетельствуют об авансовом характере порядка расчетов за энергию, определенного пунктом 6.1 договора.

С учетом изложенного иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Расходы по государственной пошлине суд относит на ответчиков на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако, поскольку Администрация г. Владивостока является бюджетным учреждением, которое освобождено от уплаты госпошлины, взысканию в доход федерального бюджета подлежит половина госпошлины в размере 1000 рублей с ОАО “Дальэнерго“.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным пункт 6.1 договора энергоснабжения N 537 038-79/03 от 20.02.2003, заключенного между ОАО “Дальэнерго“ и Администрацией г. Владивостока.

Взыскать с ОАО “Дальэнерго“ в доход федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по иску.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в месячный срок со дня его принятия.