Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 06.09.2005 по делу N А51-3570/2005 27-84 Суд первой инстанции правомерно удовлетворил за счет федеральной казны иск о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии, поскольку в соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ финансирование расходов, связанных с обеспечением реализации решений федеральных органов государственной власти, осуществляется исключительно из федерального бюджета.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 6 сентября 2005 г. Дело N А51-3570/2005 27-84“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения “Дальэнергосбыт“ (далее по тексту - ОАО “Дальэнерго“) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к администрации МО Лазовский район (далее по тексту - администрация Лазовского района), Департаменту финансов Администрации Приморского края, Министерству финансов РФ о взыскании 85259 руб. 67 коп. убытков от предоставления льгот гражданам на основании ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ в период с ноября по декабрь 2004 г.

В ходе судебного разбирательства истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований,
указав, что просит взыскать расходы, связанные с реализацией льгот, а также указал на отсутствие в исковых требованиях НДС. Судом ходатайство было рассмотрено и удовлетворено.

Также в связи с частичной оплатой предъявленной к взысканию суммы истец уточнил размер исковых требований и просит взыскать расходы, возникшие в ноябре 2004 года, на сумму 40370 рублей 31 копейку.

Решением суда от 01.07.2005 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации, должны финансироваться из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет Министерства финансов РФ.

Обжалуя решение, Министерство финансов РФ в лице УФК по Приморскому краю просит его отменить как принятое с нарушением норм материального права. УФК МФ РФ по Приморскому краю считает, собственник имущества несет бремя содержания своего имущества и поэтому возмещение расходов организации, предоставляющей услуги ЖКХ, на предоставление льгот инвалидам в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ подлежит взысканию с соответствующего уровня бюджета. Также заявитель жалобы считает, что Департамент финансов Администрации Приморского края должен был предоставить средства, которые осуществляют покрытие льгот, предусмотренных названным ФЗ организациям, предоставляющим коммунальные услуги, так как данная обязанность предусмотрена в Постановлении Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 и возложена на субъекты РФ.

При таких обстоятельствах заявитель апелляционной жалобы полагает, что основания для возложения ответственности на казну РФ отсутствуют.

В судебное заседание не явились представители ОАО “Дальэнерго“ и администрации Лазовского района, в связи с тем, что в материалах
дела имеются доказательства об извещении указанных лиц о месте и времени судебного разбирательства, суд считает возможным приступить к рассмотрению спора по существу в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверяются в порядке ст. ст. 266 - 271 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция приходит к выводу, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено материалами дела, между администрацией МО Лазовский район и Партизанским отделением Дальэнергосбыта ОАО “Дальэнерго“ был заключен договор N 2 от 05.01.2004. В соответствии с условиями данного договора ОАО “Дальэнерго“ приняло на себя обязательства по предоставлению гражданам льгот по оплате электрической энергии в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, а администрация МО - по возмещению ОАО “Дальэнерго“ расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате указанной услуги (без учета НДС) в соответствии с Законом, в пределах предусмотренных ассигнований в местном бюджете района на эти цели в 2004 году (п. п. 3.2, 4.1 договора). Срок действия договора установлен сторонами по 31.12.2004 (п. 5.1 договора).

При оказании жилищно-коммунальных услуг населению (подача электроэнергии), ОАО “Дальэнерго“ предоставило льготы в виде 50-процентной скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг жителям муниципального образования Лазовский район, в период ноябрь - декабрь 2004 года при реализации ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В связи с тем, что ОАО “Дальэнерго“ не были возмещены расходы, связанные с реализацией предоставленных льгот, ОАО “Дальэнерго“ вынуждено было обратиться в арбитражный суд о взыскании убытков в порядке ст. ст. 16, 1069 ГК РФ.

В соответствии со статьей 17 ФЗ “О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 предусматривается предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.

Суд первой инстанции при оценке категорий льготников и источников финансирования указанных затрат правомерно исходил из ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ и других нормативно-правовых актов Президента РФ, Правительства РФ.

Федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства РФ, акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу РФ, что соответствует ст. ст. 2, 3 указанного Закона.

Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

Следовательно, возложенные федеральными законами на субъекты федерации и муниципальные образования государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджеты субъекта федерации, муниципального образования целевым назначением в соответствии со ст. 130 Бюджетного кодекса РФ как отдельный вид расходов бюджета, из которого они передаются и учитываются раздельно по каждому виду расходов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ имеет название “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“, а не “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“.

В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.06.1999 N 119-ФЗ разделение полномочий РФ и субъектов РФ в
области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 119-ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ принят 24.06.1999, а не 24.01.1999.

Согласно ФЗ “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ“ от 24.01.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.

Из изложенного следует, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов должно осуществляться путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.

Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 “О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах“ и от 15.08.2001 N 584 “О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года“ предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.

Средства на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, предусмотренные в краевом бюджете, передаются в бюджеты МО в виде субвенций (целевых дотаций), включая компенсацию выпадающих доходов от предоставления льгот по ЖКХ.

Судом первой инстанции правомерно на основании оценки представленных сторонами доказательств установлено, что денежные средства, поступившие из Фонда компенсаций и федерального бюджета на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов
в РФ“ были перечислены Администрацией Приморского края муниципальному образованию в запланированном объеме.

Из материалов дела следует, что в 2004 году из федерального бюджета (Фонда компенсаций) бюджету Приморского края выделено 368303 тысячи рублей на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов“, что подтверждается сведениям Приложения N 14 к ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“. Все средства были перечислены на лицевые счета финансовых управлений администраций, открытые в органах федерального казначейства городов и районов края, в том числе администрации Лазовского района - в сумме 2530 тыс. рублей, что подтверждается выпиской из “Отчета об исполнении бюджета за 2004 год по муниципальному образованию Лазовский район“. Полученные из краевого бюджета средства администрацией Лазовского района в полном объеме были распределены между организациями - поставщиками жилищно-коммунальных услуг (реестр возмещения расходов, связанных с реализацией ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Лазовского района за 2004 год). Предоставленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что возмещение указанных затрат, понесенных при предоставлении льгот поставщиками коммунальных услуг, в местном бюджете 2004 года предусмотрено не было. Между тем, объем выделенных средств не покрыл полностью расходы предприятий - поставщиков коммунальных услуг на предоставление льгот в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Доказательств нецелевого использования денежных средств, поступивших из федерального бюджета Администрации Приморского края и администрации МО Лазовский район, в материалы дела сторонами не представлено, следовательно, суд правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания понесенных истцом в спорный период расходов с администрации МО Лазовский район. Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили субъект РФ - Приморский край
финансовыми средствами для реализации в полном объеме понесенных истцом и другими поставщиками услуг расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования в сумме 40370 рублей 31 копейка подлежат удовлетворению в соответствии со ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.

Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что истец не доказал факт предоставления гражданам-инвалидам льготы на оплату услуг ЖКХ (электроэнергии), предусмотренной ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“, не принимаются судом, поскольку данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела актом сверки взаиморасчетов, составленным между ОАО “Дальэнерго“ и отделом социальной защиты населения администрации МО Лазовский район по состоянию на 01.01.2005, где за ноябрь 2004 г. числится задолженность в сумме 40370,31 рубль, выставленным к оплате счетом-фактурой N 272/а от 20.12.2004, списками льготных категорий населения по оплате за электрическую энергию, имеющих право на льготу по ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“.

Поскольку истец в ходе судебного разбирательства заявил ходатайство об уменьшении суммы исковых требований на сумму 44889 рублей 46 копеек в связи с оплатой задолженности за декабрь 2004 года, и указанное ходатайство было рассмотрено и принято судом, то суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах коллегия считает, что обжалуемый судебный акт принят в соответствии с нормами материального и процессуального права, а доводы заявителя не нашли своего объективного подтверждения. Нарушений, влекущих отмену судебного акта (ст. 270
АПК РФ), из материалов дела не усматривается, в силу чего оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.07.2005 по делу N А51-3570/05 27-84 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двухмесячный срок.