Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.05.2005 по делу N А51-15269/04 22-301 Исковое требование о возмещении расходов по предоставлению льгот по оплате за потребленную энергию удовлетворено, так как при невыделении денежных средств из федерального бюджета нижестоящим бюджетам для реализации льгот гражданам, установленных федеральными законами, возмещение убытков производится за счет средств федеральной казны.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2005 г. Дело N А51-15269/04 22-301“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ОАО “Дальэнерго“ в лице Партизанского отделения ДЭС обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением о взыскании 15398 рублей 53 копеек в качестве возмещения расходов по предоставлению льгот по оплате за потребленную электроэнергию, предусмотренных Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (с изменениями и дополнениями) “О социальной поддержке многодетных семей“ за период с 01.11.2003 по 01.07.2004.

Представитель администрации МО г. Партизанска Приморского края, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явился. Через канцелярию суда направил ходатайство о рассмотрении дела
без участия его представителя, отзыв на иск не представил.

Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, спор рассматривается в отсутствие представителя администрации МО г. Партизанска Приморского края по имеющимся в материалах дела документам.

Для пояснений по сводным данным по предоставленным компенсациям в оплате услуг электроснабжения “Многодетным“ за период с ноября 2003 г. по июль 2004 г. определением арбитражного суда от 26.04.2005 в качестве третьего лица на стороне ответчиков было привлечено ООО “Программы учета“.

Суд заслушал доводы сторон.

Истец заявленные исковые требования подтвердил в полном объеме и просит взыскать с ответчиков 15398 руб. 53 коп.

Представитель третьего лица - ООО “Программы учета“ подтвердил правильность расчета исковых требований с исключением из задолженности суммы НДС. Истец произвел расчет суммы иска в размере 15398 руб. 53 коп., сумма НДС в данный расчет не входит.

Представитель Администрации Приморского края исковые требования не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком и пояснил, согласно Указу Президента РФ от 05.05.1992 N 431 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ многодетные семьи имеют право на скидку в размере не ниже 30% установленной платы за коммунальные услуги. Пунктом 3 данного Указа Минфину РФ совместно с Министерством соцзащиты населения РФ поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были. Требование о взыскании долга с бюджета Приморского края предъявлено неправомерно, так как статьями 72 и 76 Конституции РФ и ФЗ от 24.06.1999 “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ определено, что раздел полномочий РФ
и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение. Следовательно, если обязательства по установлению льгот многодетным семьям установлены Ф.И.О. то и финансироваться они должны из федерального бюджета.

Ответчик - Министерство Финансов РФ исковые требования не признал, так как предоставление льгот по оплате коммунальных услуг является социальной защитой и находится в совместном ведении РФ и субъекта РФ, и согласно статье 84 БК РФ данные расходы не относятся к финансируемым исключительно из федерального бюджета.

Определением от 01.11.2005 дело назначено в судебное разбирательство.

Оценив материалы дела, доводы истца, суд признал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме за счет средств Министерства финансов РФ по следующим основаниям.

Истец за счет собственных средств в период с 01.11.2003 по 01.07.2004 предоставлял электрическую энергию отдельным категориям граждан (многодетным семьям), на которых распространяется действие Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ N 431 от 05.05.1992, с учетом льготной скидки в размере 30% по оплате электроэнергии. Сумма скидок составила 15398 руб. 53 коп.

Ответчики отказались компенсировать вышеуказанную сумму.

Считая, что данная сумма подлежит компенсации за счет ответчиков, истец обратился с иском о взыскании 15398 руб. 53 коп.

Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Пунктом 1 Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ органам исполнительной власти краев предписано установить скидку для многодетных семей не ниже
30%.

Согласно статье 5 Федерального закона (далее - ФЗ) “О государственной социальной помощи“ N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава Администрации Приморского края издал Постановление N 221 от 12.08.92 “О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Приморском крае“. В нем закреплены льготы за жилищно-коммунальные услуги в размере 30% и на глав администрации городов и районов края возложена обязанность по обеспечению выполнения Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“.

Таким образом, с учетом постановления Министерства Финансов РФ и Министерства социальной защиты населения РФ от 29.06.92 N 15 и ФЗ “О государственной социальной помощи“ N 178-ФЗ исковые требования подлежат удовлетворению за счет ответчиков.

Факт предоставления истцом льгот в сумме 15398 рублей 53 копеек подтвержден списком многодетных семей, представленным в судебное заседание, счетами-фактурами, выставленными на оплату в спорный период.

Материалами дела также установлено, что финансирование администрации МО г. Партизанска и Администрации Приморского края по реализации Указа Президента РФ “О мерах по социальной поддержке многодетных семей“ из федерального бюджета не производилось. Данный факт сторонами не оспорен.

Согласно же статьям 38, 39 ФЗ от 28.08.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления в РФ“ дополнительные расходы местных бюджетов реализуются в пределах переданных в качестве компенсации средств; кроме
того, органы местного самоуправления не могут нести ответственность за осуществление расходов на указанные льготы, не обеспеченные федеральными органами власти, органами власти субъекта РФ необходимыми финансовыми средствами.

Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления“ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.

Поскольку денежные средства на финансирование указанных расходов в спорной сумме муниципальному образованию и Администрации Приморского края не передавались, в отношении администрации МО г. Партизанск и Администрации Приморского края в иске следует отказать.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса РФ бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета.

Статьей 84 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, предусмотренных Федеральным законом “Об основах федеральной жилищной политики“ от 24.12.1992 N 4218-1, а также Постановлением Правительства от 02.08.99 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“, субъекту, а последний в связи с этим не смог надлежащим образом профинансировать муниципальное образование г. Партизанск, то исковые требования в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Кроме того, пункт 2 совместного письма Минфина РФ и Министерства соцзащиты населения РФ от 29.06.1992 “О финансировании
мероприятий по социальной поддержке многодетных семей“, которым было определено, что за счет средств местного бюджета производятся дополнительные затраты, возникающие в связи с предоставлением скидок на оплату коммунальных услуг, Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 N ГКПИ03-139 был признан недействительным, поскольку противоречит федеральным законам и нарушает права местного самоуправления.

Доводы Министерства финансов судом во внимание не принимаются, так как сумма представленных льгот подтверждена материалами дела, а доказательств надлежащего финансирования на компенсацию льгот не представлено.

Отнесение расходов по госпошлине на ответчика не производится, поскольку последний в силу подпункта 6 пункта 3 статьи 5 ФЗ “О государственной пошлине“ освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 105, 167 - 171 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “Дальэнерго“ 15398 (пятнадцать тысяч триста девяносто восемь) рублей 53 копейки основного долга.

В иске к администрации МО г. Партизанска и Администрации Приморского края отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.