Решения и определения судов

Постановление Арбитражного суда Приморского края от 09.02.2005 по делу N А51-15189/04 8-599 Решение суда первой инстанции о признании недействительным решения налогового органа является законным и обоснованным, так как в соответствии с действующим законодательством земли, занятые под автомобильные дороги общего пользования, переданные для обеспечения деятельности органа государственной власти, освобождаются от уплаты земельного налога.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

от 9 февраля 2005 г. Дело N А51-15189/04 8-599“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю от 08.09.2004 N 1629/72, вынесенного по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2004 г.

Определением суда от 04.10.2004 к участию в деле в качестве 3-го лица было привлечено Управление МНС РФ по Приморскому краю.

Решением суда от 22.12.2004 заявленные требования удовлетворены.

Обжалуя решение суда, МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю в апелляционной жалобе ссылается на неправильное применение судом
при вынесении решения норм материального права.

Земельные участки, занятые под автомобильные дороги общего пользования, не освобождаются от земельного налога в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“, так как согласно п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ не могут предоставляться органам государственной власти и управления для обеспечения их деятельности.

В судебное заседание апелляционной инстанции МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю своего представителя не направила, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя.

Представитель Департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края против доводов апелляционной жалобы налогового органа возражал, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.

3-е лицо - Управление МНС РФ по Приморскому краю - в судебное заседание не явилось, своего отношения к апелляционной жалобе не представило.

Принимая во внимание надлежащее извещение сторон о времени и месте рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, а также учитывая ходатайство МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю, коллегия апелляционной инстанции рассматривает дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчика и 3-го лица.

Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя Департамента дорожного хозяйства Администрации Приморского края относительно доводов апелляционной жалобы, коллегия апелляционной инстанции установила следующее.

Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края был создан Постановлением Администрации Приморского края N 133 от 28.04.2003 в результате реорганизации (путем преобразования) Комитета дорожного хозяйства Администрации Приморского края.

29.06.2004 департамент представил МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю налоговую декларацию по земельному налогу за 2004 г., в которой отразил как не подлежащую налогообложению площадь земельного участка в размере 3184,000 кв. м, занятую под автомобильные дороги
районного значения и переданную ему в соответствии с актом на бессрочное пользование N ПК-5-0102 на основании постановления администрации Кировского района Приморского края от 28.05.1998 N 273.

МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю, проведя на основании ст. ст. 31, 88 НК РФ камеральную проверку представленной декларации, установила неправомерное использование департаментом льготы, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 “О плате за землю“.

Данный вывод основан налоговой инспекцией на том, что земельные участки общего пользования, занятые автомобильными дорогами, выделены Департаменту дорожного хозяйства не для обеспечения его деятельности как органа управления, так как в соответствии с п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ земельные участки могут предоставляться в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.

В связи с чем Департаменту дорожного хозяйства Администрации Приморского края был доначислен земельный налог в сумме 1092749 руб.

По результатам камеральной проверки было вынесено решение N 1629/72 от 08.09.2004 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности в связи с отсутствием события налогового правонарушения, поскольку срок уплаты земельного налога за 2004 г. на момент принятия решения еще не наступил.

Полагая, что решение налоговой инспекции по результатам камеральной проверки не соответствует нормам налогового законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Департамент дорожного хозяйства Администрации Приморского края обратился в суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным в порядке ст. 138 НК РФ и ст. ст. 197 - 199 АПК РФ.

Признавая правомерным использование Департаментом дорожного хозяйства Администрации Приморского края льготы по земельному налогу, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N
1738-1 “О плате за землю“, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, занятые под автомобильные дороги краевого значения, были переданы заявителю как исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, основными задачами и функциями которого являются обеспечение и эксплуатация объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства.

Проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда, коллегия апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал юридически значимые обстоятельства, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, правильно применил нормы материального права и пришел к законному и обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения требованиям законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“ использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Согласно п. 14 ст. 12 указанного Закона от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а также Министерства обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено п. 4 ст. 17 Федерального закона РФ N 184-ФЗ от 06.10.1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации“, структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской федерации) в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации.

Статьями 9 и 62 Устава Приморского края от 06.10.1995 N 14-КЗ предусмотрено, что исполнительную власть в Приморском крае осуществляет Губернатор
Приморского края, Администрация Приморского края и формируемые администрацией края иные органы исполнительной власти Приморского края.

В соответствии с указанными нормами Устава Приморского края Постановлением Администрации Приморского края N 102 от 07.04.2003 был утвержден Перечень органов исполнительной власти Приморского края, куда под номером 18 был включен Департамент дорожного хозяйства.

Как установлено судом из материалов дела, постановлением главы Администрации Приморского края N 20 от 28.01.1992 в структуре администрации края было создано Управление дорожным хозяйством, которое впоследствии на основании постановления Администрации Приморского края N 253 от 16.08.1993 было реорганизовано в Комитет дорожного хозяйства, а тот, в свою очередь, согласно Постановлению N 133 от 28.04.2003, в Департамент дорожного хозяйства.

Положением о Департаменте дорожного хозяйства Администрации Приморского края, утвержденным Постановлением Администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, предусмотрено, что он является органом исполнительной власти, реализующим на территории Приморского края специальные разрешительные, исполнительные, контрольные и другие функции, а также общее управление в области дорожного хозяйства края.

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Департамент дорожного хозяйства Приморского края входит в структуру органов государственной власти и управления как орган исполнительной власти, осуществляющий функции государственного управления дорожным хозяйством Приморского края, признается коллегией обоснованным, что также следует и из присвоенного Приморским краевым комитетом государственной статистики на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного Постановлением Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии N 454-ст от 06.11.2001, кода деятельности 75.11.21 “Деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации“.

Согласно постановлению администрации Кировского района Приморского края N 273 от 28.05.1998 и Государственного Акта N
ПК-5-0102 Комитету дорожного хозяйства Приморского края, правопреемником которого является департамент, в бессрочное (постоянное) пользование было предоставлено 318,4 гектара земель, занятых под автомобильные дороги районного значения.

При этом указанные земли, согласно распоряжению Комитета по управлению имуществом Приморского края N 267-р от 01.03.2000, закреплены за департаментом на праве оперативного управления, о чем выдано свидетельство N 025К0154.

Как следует из п. 2 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Администрации Приморского края, утвержденного Постановлением Администрации Приморского края N 171 от 30.05.2003, автомобильные дороги общего пользования Приморского края, а также юридические лица, осуществляющие обследование, изыскание, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования, проведение научных исследований, добычу и переработку нерудных ископаемых и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, образуют комплекс - дорожное хозяйство.

Основными задачами и функциями департамента, согласно указанному Положению, являются реализация государственной политики в дорожной отрасли, направленной на максимальное удовлетворение потребностей населения и экономики края в перевозках по автомобильным дорогам, улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования; обеспечение эффективного управления краевой государственной собственностью в дорожном хозяйстве; управление краевыми автомобильными дорогами общего пользования.

Принимая во внимание задачи, возложенные на Департамент дорожного хозяйства, и функции, осуществляемые им в соответствии с полномочиями, предоставленными ему указанным Положением, коллегия апелляционной инстанции признает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что спорные земли предоставлены заявителю по делу для обеспечения его деятельности, направленной на реализацию им государственной политики в области дорожного хозяйства.

Учитывая изложенное, коллегия полагает, что земли площадью 318,4 гектаров, занятые под автомобильные дороги общего пользования районного значения, переданные Департаменту дорожного хозяйства Администрации Приморского края актом N ПК-5-0102, освобождаются
от уплаты земельного налога на основании п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“.

Следовательно, заявитель правомерно при исчислении налога на земли за 2004 г. воспользовался льготой, предусмотренной п. 14 ст. 12 Закона РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“, а у налоговой инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления налога в сумме 1092749 руб.

Ссылка МИМНС РФ N 7 по Приморскому краю на п. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ как на основание для вывода о неправомерном применении налогоплательщиком льготы при исчислении земельного налога коллегией отклоняется, так как данная норма права не исключает возможности предоставления земель, занятых под автомобильные дороги общего пользования, для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, а налогообложение земельных участков регулируется Законом РФ N 1738-1 от 11.10.1991 “О плате за землю“.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 АПК РФ, коллегия апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛА:

Решение от 22.12.2004 по делу N А51-15189/04/8-599 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-месячный срок через Арбитражный суд Приморского края.