Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.07.2004, 01.07.2004 по делу N А51-4814/04 2-156 Отказ учреждения юстиции в регистрации права аренды земельного участка признан неправомерным, поскольку без государственной регистрации договора аренды он считается незаключенным, и у заявителя не могут возникнуть права на землю.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

8 июля 2004 г. Дело N А51-4814/04 2-156решение в полном объеме изготовлено1 июля 2004 г.резолютивная часть решения объявлена“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Резолютивная часть решения объявлена 01.07.2004, изготовление решения в полном объеме откладывалось до 08.07.2004 в порядке ст. 176 АПК РФ.

Садоводческое некоммерческое товарищество “Поляна“ обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Учреждению юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края, заинтересованное лицо - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока, о признании отказа в регистрации права аренды земельного участка, расположенного в районе бухты Горностай, кадастровый номер
25:28:01 00 45:003.000 площадью 23860 кв. м незаконным, и об обязании произвести регистрацию права аренды указанного участка.

Суд приступил к судебному разбирательству дела.

Заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на то, что постановлением администрации г. Владивостока ему в аренду сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок для размещения садоводческого товарищества. В соответствии с данным постановлением заключен договор аренды земли, в регистрации которого Учреждением юстиции отказано со ссылкой на отсутствие материалов о переводе земельного участка из земель обороны в земли лесного фонда, а затем из земель лесного фонда в земли поселений. Заявитель считает данный отказ неправомерным, поскольку спорный земельный участок находится на землях поселений и не должен менять категорию, изменяется лишь его разрешенное использование, что является компетенцией органа местного самоуправления. Просит признать отказ Учреждения юстиции незаконным и обязать его зарегистрировать договор аренды.

Учреждение юстиции требования не признало, пояснив, что садоводческому товариществу предоставлен земельный участок, относящийся к лесам на землях обороны (военное лесничество ТОФ N 247). Поскольку леса на землях обороны не входят в лесной фонд (ст. ст. 7, 10 Лесного кодекса), то в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами, и эти леса подлежат возврату в лесной фонд (Постановление Правительства N 135 от 02.02.1998). Для использования лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, требуется исключить участок из лесного фонда и перевести его в соответствующую категорию земель, что относится к компетенции Правительства РФ (Постановление Правительства РФ N 1200 от 19.09.1997, п. 10 ст. 1 ФЗ “Об обороне“, ст. 8 Земельного кодекса РФ). Так как
в представленных заявителем документах решение Правительства РФ отсутствовало, в регистрации было отказано.

Комитет по земельным ресурсам считает требования заявителя обоснованными, а отказ учреждения юстиции неправомерным, поскольку на территории поселения имеется только одна категория земель - земли поселений, которая подразделяется на соответствующие зоны. Установление порядка использования земель поселений в соответствии с зонированием является компетенцией органа местного самоуправления и вид разрешенного использования выбирается самостоятельно (абз. 2 ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ), поэтому в данном случае не требуется решения Правительства РФ о переводе участка из одной категории в другую.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Постановлением администрации г. Владивостока N 1889 от 07.12.2001 садоводческому некоммерческому товариществу “Поляна“ в аренду сроком на 49 лет был предоставлен земельный участок в районе бухты Горностай площадью 2,38 га для размещения товарищества.

Как указывалось в п. 1 данного постановления, земельный участок предоставлялся из земель поселений с предварительным изъятием из состава земель, занятых военными объектами (военное лесничество N 247) и с переводом в состав земель сельскохозяйственного использования.

Распоряжением Администрации Приморского края N 31-р от 21.01.2002 было подтверждено изъятие земельного участка из земель военного лесничества N 247 с предоставлением его садоводческому некоммерческому товариществу “Поляна“ для ведения садоводства.

Разрешение Министерства обороны РФ на изъятия данного участка из состава земель для нужд обороны было получено в 2000 году, что подтверждается распоряжением заместителя Министра обороны РФ от 16.03.2000 N 147/3/3/28194.

Согласно данному распоряжению, а также письму Командующего КТОФ от 30.05.2000 N 24-5/1630 земельный участок площадью 2,8 га из территории 1976 ОМИС ТОФ (военного лесничества N 247) в районе бухты Горностай разрешалось передать
в народное хозяйство для оформления садово-огороднического товарищества, существующего с 1974 года.

Поскольку спорный участок числился на учете одновременно и как земли обороны, и как леса на землях обороны, в письме Командующего КТОФ было указано, что данный участок необходимо также перевести из лесных земель в нелесные, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, для чего оформить землеустроительное дело в соответствии со ст. 63 Лесного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 (т.е. направить документы в Правительство РФ для принятия соответствующего распоряжения).

В связи с указанным, несмотря на уже имеющееся согласие Министерства обороны РФ на изъятия земельного участка из земель обороны, пунктом 2 распоряжения Администрации Приморского края 21.01.2002 N 31-р было решено просить Правительство РФ разрешить изъять земельный участок из земель военного лесничества N 247.

Землеустроительное дело о переводе лесных земель в нелесные было сформировано и 07.02.2002 исх. N 04-06/4 направлено Администрацией Приморского края в Правительство РФ.

Письмом 04.03.2003 N 34-27/1462 Управление лесопользования Министерства природных ресурсов РФ возвратило землеустроительные материалы, ссылаясь на ст. 10 Лесного кодекса РФ (т.е. на то, что леса на землях обороны не входят в лесной фонд, в связи с чем к ним не применяется порядок перевода лесных земель в нелесные, установленный для лесного фонда).

03.07.2003 Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Владивостока был произведен государственный кадастровый учет земельного участка, с присвоением ему кадастрового номера 25:28:01 00 45:0003.000 и выдачей кадастрового плана (выписки Госземкадастра) N 603-01/2003.

29.07.2003 между администрацией г. Владивостока и СНТ “Поляна“ на основании постановления N 1889 от 07.12.2001, был заключен договор
N 05-00521-Ю-Д-0235 аренды земельного участка площадью 23860 кв. м кадастровый номер 25:28:01 00 45:0003.000, находящегося в г. Владивостоке в районе бухты Горностай, сроком с 07.12.2001 по 06.12.2050, для размещения садоводческого товарищества.

10.10.2003 СНТ “Поляна“ обратилось в Учреждение юстиции о государственной регистрации договора аренды земельного участка, представив все вышеперечисленные документы: постановление N 1889, распоряжение N 31-р, договор аренды, кадастровый план (выписку Госземкадастра), письмо Министерства природных ресурсов, согласие Минобороны РФ.

29.01.2004 исх. N 123/2003-132/2 Учреждение юстиции отказало садоводческому некоммерческому товариществу “Поляна“ в государственной регистрации договора аренды земельного участка.

Основанием для отказа послужило несоответствие документов, представленных на государственную регистрацию, требованиям действующего законодательства (абз. 4 п. 1 ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации“), а именно: отсутствие решения Правительства РФ о переводе земельного участка из лесных земель в нелесные и об изъятии его из земель лесного фонда, а также о переводе его из земель обороны в земли поселений, что не соответствует Постановлениям Правительства РФ от 02.02.1998 N 135, от 19.09.1997 N 1200, п. 10 ст. 1 ФЗ “Об обороне“, п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ.

Суд считает, что отказ Учреждения юстиции является неправомерным, а изложенные в нем доводы необоснованными.

Так, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок, расположенный в районе бухты Горностай, находится в границах города Владивостока.

Согласно ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса РФ земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой, признаются землями поселений.

То есть, земельный участок, предоставленный СНТ “Поляна“ относится к землям поселений, что подтверждается сведениями из государственного земельного кадастра (п. п. 8.1 - 8.2 листа 1 выписки
из Госземкадастра от 03.07.2003 N 603-04/2003).

В силу ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли поселений являются самостоятельной категорией земель, отличной от других категорий, в частности, от земель обороны (п. 3 ч. 1 ст. 7) и от земель лесного фонда (п. 5 ч. 1 ст. 7).

То есть, в пределах городских поселений имеется только одна категория земель - земли поселений.

В свою очередь, территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны (ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные к различным территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным и т.д., в том числе к зонам военных объектов и зонам сельскохозяйственного использования.

Таким образом, изъятие спорного земельного участка из земель военных объектов и перевод его в земли сельскохозяйственного использования являлся не переводом участка из одной категории в другую, а изменением территориальной зоны в пределах одной категории - земель поселений.

Поэтому ссылка Учреждения юстиции на п. 10 ст. 1 ФЗ “Об обороне“ и на ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ, которые предусматривают полномочия Правительства РФ по переводу земель, относящихся к федеральной собственности, из одной категории в другую, не применима к рассматриваемым отношениям.

В силу ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием территорий.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ отнесение земельных участков к определенной территориальной зоне производится в соответствии с градостроительными регламентами, утверждение которых является компетенцией органов местного самоуправления (ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, ч. 2 ст. 83 Земельного
кодекса РФ).

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территории видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Распоряжение земельными участками, находящимися в пределах городской черты также находится в компетенции органа местного самоуправления (п. 10 ст. 3 ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“).

Таким образом, осуществляя с согласия Министерства Обороны РФ изъятие спорного земельного участка из земель военных объектов с переводом его в земли сельскохозяйственного использования, а также предоставляя данный участок в аренду СНТ “Поляна“, администрация г. Владивостока действовала в пределах своих полномочий, дополнительного решения Правительства РФ для этого не требовалось.

Что касается ссылки Учреждения юстиции на Постановление Правительства от 02.02.1998 N 135 “О закреплении лесов, расположенных и землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны“, согласно которому в случае прекращения права пользования участком земель обороны прекращается и право пользование расположенными на нем лесами, в связи с чем данный участок подлежит возврату в состав лесного фонда, то, во-первых, порядок такого возврата не установлен, во-вторых, согласно ст. ст. 7, 10 Лесного кодекса РФ леса для нужд обороны, а также леса, расположенные на землях городов (городские леса), не относятся к лесному фонду, соответственно, если участок военных лесов расположен в пределах городского поселения, то после прекращения прав на него он должен быть отнесен к городским лесам, а не к лесному фонду.

Также суд не принимает довод Учреждения юстиции о том, что согласно Постановлению Правительства РФ от 19.09.1997 N 1200 “О порядке перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного
хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятия земель лесного фонда“ для предоставления садоводческому товариществу спорного земельного участка его необходимо было перевести из лесных земель в нелесные и изъять из состава лесного фонда распоряжением Правительства РФ по представлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с Федеральной службой лесного хозяйства.

Порядок перевода лесных земель в нелесные, утвержденный Постановлением N 1200, распространяется на участки лесного фонда и не относится к лесам на землях обороны, которые не входят в лесной фонд. Именно в связи с этим материалы по переводу спорного участка из лесных земель в нелесные, направленные Администрацией Приморского края в Правительство РФ, были возвращены Управлением лесопользования Министерства природных ресурсов (письмо от 04.03.2003 N 34-27/1462).

При указанных обстоятельствах суд считает, что отказ Учреждения юстиции по изложенным в нем основаниям, в государственной регистрации договора аренды земельного участка, заключенного между администрацией г. Владивостока и СНТ “Поляна“, является незаконным и нарушает права СНТ “Поляна“, поскольку без государственной регистрации договора аренды он считается незаключенным (ст. ст. 433, 609 ГК РФ, ст. 26 Земельного кодекса РФ) и у заявителя не могут возникнуть права на землю.

В силу ст. 20 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ отказ в государственной регистрации может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.

На основании изложенного, требования заявителя о признании отказа Учреждения юстиции в государственной регистрации права аренды земельного участка, расположенного в районе бухты Горностай, кадастровый N 25:28:01 00 45:0003.000 площадью 23860 кв. м, неправомерным являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Требование заявителя об обязании Учреждения юстиции произвести регистрацию права аренды на указанный
участок судом отклоняется, поскольку в силу ст. 28 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Учреждение юстиции, которое в силу ст. 5 Закона РФ “О государственной пошлине“ освобождено от ее уплаты, в связи с чем уплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату ему из федерального бюджета (ст. 6 Закона РФ “О государственной пошлине“).

Руководствуясь ст. ст. 101, 156, 167 - 170 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать отказ Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края в регистрации права аренды земельного участка, расположенного в районе бухты Горностай, кадастровый 25:28:01 00 45:0003.000 площадью 23860 кв. м неправомерным.

В требовании об обязании произвести регистрацию отказать.

Возвратить СНТ “Поляна“ из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей, выдать справку.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.