Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2004, 05.02.2004 по делу N А51-17406/03 25-454/20 По операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемым налогом на добавленную стоимость по различным налоговым ставкам, налогоплательщики представляют в налоговые органы отдельную (дополнительную к основной) налоговую декларацию.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 февраля 2004 г. Дело N А51-17406/03 25-454/20резолютивная часть оглашена5 февраля 2004 г.“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

Рассматривается исковое заявление ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока к предпринимателю П. о взыскании 77018,74 руб. задолженности НДС, из которой 58832 руб. налоговых санкций по п. 2 ст. 119 НК РФ, 18186,14 руб. пени, по решению N 78 от 18.09.03.

Истец в ходе рассмотрения дела уточнил размер исковых требований, уменьшив их до 58832,6 руб., пояснив, что сумма задолженности по пени в 18186,14 руб. уплачена ответчиком в добровольном порядке.

Ответчик с иском не согласился, считает начисления необоснованными, изложил возражения по тексту отзыва
на иск, приобщенного к материалам дела. Возражения ответчика основаны на отсутствии необходимости предоставления предпринимателем налоговой декларации по внутренним оборотам по тем суммам реализации, которые заполняются при составлении расчета НДС по ставке 0%, но не подтверждены документально. Представитель ответчика указывает также на необходимость ведения отчета с момента обнаружения деяний в виде несвоевременного предоставления расчетов и неуплаты налога с даты направления расчетов в инспекцию - 06.05.03. Кроме того, на момент принятия решения налоговым органом установлена излишне заявленная в расчете сумма налога, в связи с чем принятие решения без учета этого факта является неверным. Также ответчик полагает необходимым принять во внимание в качестве смягчающих обстоятельств по ст. ст. 112, 114 НК РФ то, что экспортные обороты предпринимателя образовались в результате исполнения договора комиссии, однако непосредственного участия ответчик в его реализации (совершении сделок, подготовке документов и расчетов по сделкам) не принимал, операции по счету в банке проводились по доверенности от его имени, что затруднило своевременный сбор и подачу необходимых документов в налоговый орган.

Резолютивная часть решения оглашена 05.02.04, изготовление мотивированного решения в полном объеме откладывалась в соответствии со ст. 176 АПК РФ.

В ходе разбирательства судом установлено.

П. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 12.09.2000 администрацией Советского района г. Владивостока, о чем выдано свидетельство N 568.

ИМНС РФ по Советскому району г. Владивостока проведена камеральная налоговая проверка представленных предпринимателем П. налоговых деклараций по НДС за декабрь 2001 года и февраль 2002 г., по результатам которой оформлена докладная записка от 17.09.03 и принято решение N 78 от 17.09.03.

Проведенной проверкой установлено нарушение предпринимателем сроков представления расчетов за декабрь
2001 г. с суммой налога к уплате в 15979 руб и февраль 2002 г. с суммой налога к уплате в 30385 руб.

Решением инспекции ответчик привлечен к налоговой ответственности на основании п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в сумме 22370,6 руб. по декларации за январь 2001 г. и 36462 руб. по декларации за февраль 2002 г.

Требованием N 78 по состоянию на 17.09.03, направленным в адрес ответчика заказным письмом, предпринимателю предложено уплатить штрафные санкции в срок до 03.10.03.

Поскольку добровольно требование налогового органа не исполнено, истец обратился в суд за взысканием штрафа в судебном порядке.

Изучив представленные документы, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично ввиду следующего.

П. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 12.09.2000 администрацией Советского района г. Владивостока, о чем выдано свидетельство N 568.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке налоговые декларации. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В нарушение п. 5 ст. 174 НК РФ ответчиком нарушен срок представления деклараций по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2001 г., январь 2002 г.

По данным представленных предпринимателем расчетов сумма налога к уплате по декларации за декабрь 2001 г. составила 15979 руб., за февраль 2002 г. - 30385 руб.

При сроке, установленном для представления декларации за декабрь 2001 г. до 21.01.02 (с учетом того, что 20.01.02 нерабочий день), за февраль 2002 г. - до 20.03.02, фактически декларации представлены 18.06.03, что подтверждается штампом регистрации входящей документации. Таким образом, пропуск срока представления расчетов начиная со 181 дня составил
соответственно 11 месяцев по расчету за декабрь 2001 г. и 9 месяцев по расчету за февраль 2002 г.

Таким образом, налогоплательщиком не исполнена в установленном порядке обязанность по своевременному представлению налоговых деклараций по НДС.

Оценивая доводы ответчика относительно отсутствия такой обязанности по представлению налоговых деклараций по внутренним оборотам при реализации исключительно экспортных товаров (работ, услуг), т.е. при осуществлении деятельности, подпадающей под налогообложение НДС по ставке 0%, суд возражения предпринимателя отклоняет исходя из следующего.

Как указано выше, в обязанности налогоплательщика входит и требование представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Аналогичное требование установлено и абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ, по которой налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При этом полномочиями по разработке и утверждению формы налоговых деклараций, инструкций по их заполнению в силу п. п. 3, 7 этой же статьи обладает МНС РФ.

Общий порядок представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость предусмотрен ст. 174 НК РФ.

Вместе с тем, особенности декларирования операций реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. пп. 1 - 7 п. 1 ст. 164 НК РФ, определены п. 6 этой статьи, по смыслу которой следует, что в таких случаях налогоплательщиком представляется отдельная (т.е. отдельно, помимо, дополнительно к основной) налоговая декларация.

Указанное понимание не противоречит смыслу декларирования НДС по различным налоговым ставкам, изложенным в гл. 21 НК РФ, так же как и не усматривается различного толкования обязанностей по представлению и декларации по налоговым
ставкам 20% ,10% и по налоговой ставке 0% в Инструкции МНС РФ N БГ-3-03/25 от 21.01.02 (п. п. 3, 4 Инструкции).

Суд считает заблуждением утверждение ответчика об установленной в Инструкции обязанности представления декларации по НДС по ставке 0% помимо основной декларации применительно только для организаций, тогда как, настаивает ответчик, в ситуации отсутствия ведения иной деятельности для предпринимателей возможно представление только декларации по применению ставки 0%.

Подобное утверждение нельзя признать обоснованным, поскольку гл. 21 Налогового кодекса РФ не предусматривает различий в правилах декларирования в зависимости от того, является ли налогоплательщик организацией или предпринимателем. Пункт 6 ст. 164, п. 10 ст. 165, п. п. 5, 6 ст. 174 НК РФ оперируют понятиями “налогоплательщик“, которым согласно ст. 143 НК РФ могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели.

Кроме этого, суд также не усматривает подтверждения позиции ответчика о дублировании оборотов в представленной им декларации и сумм налога по неподтвержденному экспорту при применении ставки 0%, что, по утверждению предпринимателя, создает отсутствие необходимости заявлять эти данные в основной декларации.

В силу п. 9 ст. 165 НК РФ при непредставлении подтверждающих фактический экспорт документов по истечении 180 дней, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% и 20%.

Таким образом, указанные суммы (ввиду неподтверждения использования по ним ставки 0%) подлежат исчислению по общим ставкам и основаниям и подлежат отражению в общей декларации по налогу на добавленную стоимость.

Также и Инструкция МНС РФ от 21.01.02 N БГ-3-03/25 предусматривает отражение в стр. 910 декларации по налоговой ставке 0% суммы НДС, начисленной к уплате в бюджет по операциям реализации товара (работ,
услуг), применение ставки 0% по которым не подтверждено. Указанная сумма, как следует далее по тексту, переносится в п. 16 декларации по НДС.

По строке 920 показывается сумма НДС, начисленная к вычету за данный налоговой период по операциям по реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0% по которым не подтверждено. Далее по тексту следует, что указанная сумма переносится в п. 17 декларации по НДС.

Суммы налога, показанные в стр. стр. 910, 920, по карточке лицевого счета, открытой к декларации по налоговой ставке 0%, не отражаются.

Также и в гл. III “Порядок заполнения налоговой декларации по НДС“ Инструкции предусмотрено аналогичное положение, по которому по стр. 480 отражается сумма НДС, начисленного к уплате по товарам, применение ставки 0% по которым не подтверждено, а по стр. 490 - сумма налога к возмещению по таким товарам.

Таким образом, формирование сумм НДС к уплате по итогам налогового периода исключительно вследствие неподтвержденных экспортных операций (исходя из оборота и с учетом вычетов по этим товарам) с их выведением в соответствующих строках в декларации по НДС по ставке 0%, не свидетельствует об отсутствии оснований для отражения этих сумм в общей декларации по НДС по исчислению налога по ставкам 10% и 20%.

Между тем, суд считает обоснованными доводы ответчика о неправильном исчислении суммы штрафа.

Исходя из определенного п. 2 ст. 119 НК РФ состава налогового нарушения и определения размера санкции, нарушение налогоплательщиком обязанности по представлению в срок налоговых деклараций в течение более 180 дней влечет взыскание штрафа в процентном отношении от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации.

По решению ИМНС РФ по Советскому району
г. Владивостока N 1 от 06.08.03 налоговым органом установлено, что по налоговой декларации по ставке 0% за декабрь 2001 г. сумма налога, подлежащего возмещению, составит 3180,21 руб. (при заявленных предприятием к уплате 15979 руб.) за февраль 2002 г. сумма налога, подлежащего уплате, составит 26983 руб. (при заявленных предприятием к уплате 30385 руб.).

Результаты камеральной проверки расчетов предпринимателя по НДС по внутренним оборотам за декабрь 2001 г. и февраль 2002 г. проведены 17.09.03.

Результаты правильности отражения данных по расчетам по НДС за эти же периода по ставке 0% проведены раньше - 06.08.03.

Таким образом, данными о фактически сложившихся суммах к уплате (возмещению) по итогам налоговых периодов декабрь 2001 г., февраль 2002 г. налоговый орган на дату принятия решения по камеральной проверке деклараций 17.09.03 обладал. В связи с чем имел возможность оперировать теми числовыми данными, которые сложились у предпринимателя по расчетам с бюджетом по итогам рассматриваемых периодов в действительности, т.е. с учетом установленных проверкой сумм.

При таких обстоятельствах суммы штрафа следует исчислять применительно к суммам НДС по итогам декабря 2001 г. в сумме 3180,21 руб. к возмещению и 26983 руб. к уплате по итогам февраля 2002 г.

Отсюда сумма штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ составит следующие суммы:

- 100 руб. по декларации за декабрь 2001 г. (с учетом минимального ограничения размера санкции п. 2 ст. 119 НК РФ);

- 32379,6 руб. по декларации за февраль 2002 г. (26983 руб. х 30%)+ (26983 руб. х 10% х 9 мес).

Итого сумма штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ составит 32479,6 руб., которая судом удовлетворяется.

Проверяя сроки давности взыскания
налоговых санкций по ст. 115 НК РФ, судом отклоняется довод ответчика о необходимости применения сроков давности со дня представления декларации по НДС по налоговой ставке 0% - с 06.05.03.

В соответствии со ст. 115 НК РФ срок обращения в суд ограничен 6-месячным сроком со дня обнаружения налогового нарушения и составления соответствующего акта.

Как указывает п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 “О некоторых вопросах применения ч. 1 НК РФ при применении иных (кроме выездных налоговых проверок) форм налогового контроля“, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В данном случае суд полагает датой выявления налогового правонарушения и, соответственно, моментом начала исчисления сроков давности взыскания налоговых санкций считать дату представления деклараций по НДС, которая приходится на 18.06.03.

При обращении в суд с иском 18.12.03 срок давности по ст. 115 НК РФ налоговым органом не пропущен.

Рассматривая причины, изложенные представителем ответчика, не позволившие предпринимателю исполнить обязанность по своевременному представлению расчетов по НДС, суд не считает их наличие смягчающими вину обстоятельствами, наличие которых предполагает возможность уменьшения штрафных санкций по ст. ст. 112, 114 НК РФ.

В частности, суд не находит убедительным довод ответчика о неучастии непосредственно в процессе совершения и исполнения сделок реализации лесоматериалов на экспорт через комиссионера ООО “Соварам“, подготовки документов и участии в расчетах по сделкам. Указанные действия относятся к полномочиям предпринимателя по исполнению договора комиссии N 1/2001 от 01.02.01 в порядке использования своих прав и требования соблюдения обязанностей комиссионера по
гражданско-правовому договору.

Так, в силу п. 4.1.1 к полномочиям комитента относится получение информации о ходе исполнения данного им поручения, предоставление всех необходимых документов для исполнения договора. К обязанностям комиссионера отнесено совершение преддоговорной работы, заключение контракта с инопартнером, предоставление комитенту новых контрактов, ежемесячное представление отчетов комитенту и всех необходимых документов к нему и пр.

Фактов, свидетельствующих об обращениях предпринимателя с требованиями о предоставлении комиссионером необходимых документов и отказе ему в этом праве, представителем ответчика не приведено.

Таким образом, при наличии возможности для контроля за действиями комиссионера, в т.ч. по представлению им отчетности и документации, необходимой для формирования налоговой отчетности, непринятие мер по истребованию и понуждению к передаче необходимых сведений, возникновение последствий в виде несвоевременного формирование и заявления сумм в налоговой отчетности относится в таком случае также на риск предпринимателя.

С учетом изложенного суд не считает возможным воспользоваться своим правом по ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ уменьшения размера налоговых санкций.

Иных смягчающих (отягчающих) ответственность обстоятельств сторонами не заявлялось, судом не установлено.

Судом проверено, что привлечение к ответственности за несвоевременное представление налогового расчета совершено в пределах установленного срока давности привлечения к ответственности, предусмотренного ст. 113 НК РФ.

Судом также установлено, что истцом соблюден досудебный порядок урегулирования споров, установленный ст. 104 НК РФ.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 4 Закона РФ “О государственной пошлине в РФ“ расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 216 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, П. в доход бюджета 32479 руб. 60 коп. (тридцать
две тысячи четыреста семьдесят девять руб. 60 коп.) налоговых санкций за несвоевременное представление деклараций по НДС за декабрь 2001 г. и февраль 2002 г.; в доход федерального бюджета 1227 руб. 40 коп. (одну тысячу двести двадцать семь руб. 40 коп.) госпошлины.

В остальной части иска отказать.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.