Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.06.2003 по делу N А51-6188/03 29-258 Поскольку ответчик использует спиртосодержащую продукцию в технологическом процессе и закупает алкоголь для собственных нужд, привлечение его к административной ответственности за отсутствие лицензии на оборот этилового спирта является незаконным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 июня 2003 г. Дело N А51-6188/03 29-258“

(извлечение)

Арбитражный суд Приморского края установил:

ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока просит привлечь ОАО “П.“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

В судебном заседании налоговый орган на удовлетворении заявления настаивал, ссылаясь на нарушение обществом “П.“ п. п. 4, 5 ч. 2 ст. 18 ФЗ N 171-ФЗ от 22.11.95 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“, выразившее в отсутствии лицензий на хранение и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

ОАО “П.“ просит в удовлетворении заявления отказать ввиду отсутствия состава правонарушения, полагая,
что закупка коньяка и его использование в производстве кондитерских изделий не подпадают ни под понятие оборота спиртосодержащей продукции, ни под понятие хранения указанной продукции.

Из материалов дела судом установлено, что в марте 2003 г. ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока проведена тематическая проверка ОАО “П.“ на предмет полноты оприходования и использования спирта этилового из всех видов сырья и спиртосодержащей жидкости на цели, не связанные с производством алкогольной продукции за период с 01.01.01 по 31.12.02.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт проверки от 14.03.03, протокол об административном правонарушении от 12.05.03, согласно которым был установлен факт закупки и хранения без лицензии коньяка, что, по мнению инспекции, является нарушением пунктов 4 и 5 ч. 2 ст. 18 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ и образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит требование налогового органа о привлечении ОАО “П.“ к административной ответственности необоснованным ввиду следующего.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается виновное, противоправное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, на нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае ОАО “П.“ вменяется в вину отсутствие лицензий на хранение и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Суд полагает,
что в действиях ОАО “П.“ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

Частью 4 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Закон от 22.11.95 N 171-ФЗ устанавливает правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ. Статья 18 указанного Закона определяет виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащие лицензированию, в том числе пункт 4 части 2 статьи 18 предусматривает необходимость получения лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а пункт 5 части 2 указанной статьи предусматривает необходимость наличия лицензии на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При этом под хранением в смысле, определяемым федеральным законом N 171-ФЗ, законодатель подразумевает самостоятельный вид деятельности по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся собственностью организации-хранителя.

Как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривается налоговым органом, общество “П.“ не оказывает услуг по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сторонним организациям. Таким образом, в действиях ОАО “Приморский кондитер“ отсутствует нарушение п. 4 ч. 2 ст. 18 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ.

В ходе рассмотрения настоящего дела также не подтвердился довод налогового органа о нарушении акционерным обществом п. 5 ч. 2 ст. 18 указанного Закона, в соответствии с которым подлежит лицензированию деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей продукции. ОАО “П.“ закупает спиртосодержащую продукцию, а именно коньяк, для использования его в технологическом процессе по производству
конфет как ингредиент для отдушки, т.е. использует для собственных нужд. В результате использования коньяка обществом производятся кондитерские изделия, не относящиеся к спиртосодержащей продукции, определение которой дано в ст. 2 Закона от 22.11.95. Таким образом, действия общества “П.“ по закупу и использованию коньяка в производстве кондитерских изделий не подпадают под понятие оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, используемого в ст. 2 Закона от 22.11.95 N 171-ФЗ.

В силу ст. 13 АПК РФ, определяющей нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел в арбитражных судах, суд не принимает во внимание ссылку налогового органа на письмо МНС России от 23.04.03 N 07-1-17/2188-0786, поскольку выводы руководителя департамента налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции, подписавшего данное письмо, о необходимости иметь лицензию на закуп алкогольной продукции, используемой в качестве сырья в производстве колбасы, конфет, не основаны на нормах права, регулирующего вопросы лицензирования в области производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО “П.“ состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 206 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока о привлечении ОАО “П.“ к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, отказать.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.